Файл: Договорные конструкции (Характеристика договорной конструкции поставки в предпринимательском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другой квалифицирующий признак договора поставки - его целевая направ­ленность, то есть использование приобретаемых у поставщика товаров в пред­принимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, се­мейным, домашним и иным использованием. Для определения круга правоот­ношений, регулируемых договором поставки, существенное значение имеет и разъяснение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которо­му при квалификации правоотношений участников спора суды должны исходить из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 ГК, независимо от на­именования договора, названия его сторон либо обозначения в тексте докумен­та способа передачи товара. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем то­варов для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражда- нина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

Субъектный состав договора поставки и его целевая направленность подчёр­кивают его организационные черты. Ведь часто для предпринимателей важны долгосрочные хозяйственные связи. Договор поставки как раз отличается тем, что преобладающее значение при поставках имеют не разовые сделки по пере­даче товара, а долгосрочные договорные связи между поставщиками и покупа­телями [10, с. 536].

Разумеется, нет единства мнений среди авторов о том, являются ли отноше­ния поставки длящимися, направленными на неоднократную передачу товара, либо они могут носить и единовременный характер. Так, Ю.В. Романец, счита­ет, что длящийся характер указанных договорных связей излишне относить к квалифицирующим признакам рассматриваемого договора, поскольку «предпринимательская купля-продажа» может носить единовременный характер. Последнее мнение обосновано позицией законодателя; что нашло отражение в самом определении договора поставки.

Согласно ст. 506 ГК поставщик «обязу­ется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю...». Напротив, Л.И. Шевченко утверждает, что было бы целесообразно, следуя исторической традиции, отнести к квалифицирующим признакам договора поставки долгосрочный характер возникающих на его ос­нове отношений. Установление таких отношений в большей степени соответ­ствует интересам поставщика как субъекта предпринимательской деятельно­сти, одним из признаков которой является ее систематический, постоянный характер. Но все, же основной целью выделения договора поставки в отдель­ный вид договора купли-продажи следует признать необходимость обеспечения детальной правовой регламентации отношений, складывающихся между профессиональными участниками имущественного оборота.


Наиболее оптима­лен договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплек­тующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми торговыми органи­зациями, специализирующимися на реализации указанных товаров. Данные правоотношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный ха­рактер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобла­дающее значение имеют не разовые сделки по передаче товаров, а долгосроч­ные договорные связи между поставщиками и покупателями, что не исключает возможности совершения им сделок купли-продажи по правилам, содержащим­ся в § 1 гл. 30 ГК РФ.

В сфере поставки нефтепродуктов распространена такая разновидность договора поставки, как долгосрочный договор поставки. Он содержит в себе усло­вия различных договоров: договора об организации заключения договора по­ставки товара и собственно договора поставки, поскольку спецификации будут неотъемлемой частью этого долгосрочного соглашения. Однако долгосрочный договор поставки, тем не менее, сохраняет свою целостность как самостоя­тельный вид договора - договор поставки.

При этом в условиях договора для избегания недоразумений необходимо чётко выделять смешанный характер предмета договора: организация взаимо­отношений по определению существенных условий поставки товаров и собст­венно условия, определяющего поставку товаров. Основная юридическая цель этого вида договора поставки самостоятельная, но она имеет сложную природу в силу многообразия отношений по поставке товаров. Данный фактор также мо­жет стать причиной трансформации долгосрочного договора поставки в систему договоров.

Далее, организационным фактором служит упорядочение договорными контрагентами своих хозяйственных связей в процессе установления взаимных прав и обязанностей собственным усмотрением и творческой инициативой. Ус­ловия договора определяются не столько нормативными предписаниями, сколь­ко волеизъявлением сторон. Возрастает значение формирования в договоре поставки инициативных (правилообразующих) условий, которые конструируются целиком самими договорными контрагентами. Конечно, есть и противоположная тенденция к свёртыванию содержания договора, ограничению его минимально возможным числом условий. Но полное понимание договора предполагает не­обходимость решения субъектами на основе договора всего комплекса вопро­сов, возникающих в их взаимоотношениях, причём с максимальной полнотой и детализированностью. Посредством таких условий стороны имеют возмож­ность, исходя из особенностей устанавливаемой хозяйственной связи, более конкретно предусматривать технические показатели качества товара, которые в силу индивидуального характера не могут предписываться стандартами. Эти условия позволяют сторонам определять с учетом потребностей ассортимент товара, размеры договорных цен, надбавок, скидок, принципы пересмотра цен, согласовывать графики доставки, способы транспортировки, сроки возврата та­ры и т.д. Контрагенты в целях побуждения к надлежащему исполнению обяза­тельств поставки могут устанавливать в договоре обеспечительные средства, меры имущественной ответственности [3, с. 412].


В заключение следует сказать, что сложно представить, как один, отдельный договор регулирует многообразные общественные отношения в сфере поставки нефтепродуктов. Договоры здесь существуют не сами по себе, а в качестве элемента системы договорных связей. Именно система договорных связей де­лает договор действенным средством правового регулирования, чему казалось, должен был бы препятствовать его локальный характер.

1.2 Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд

И.Л. Корнеева указывает на особенность, а именно, что правильное определение вида договора высту­пает основанием применения соответствующих норм законодательства, поэтому последствием не­правильной квалификации государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд может послужить признание его недействительным.

Таким образом, вопрос о квали­фикации оспариваемого договора как договора по­ставки товаров или как государственного контрак­та на поставку товаров для государственных нужд послужил определяющим фактором при вынесе­нии решения арбитражным судом кассационной ин­станции.

Для правильной правовой квалификации государственного или муниципального контракта, прежде всего, требуется ясное и четкое его определение. В настоящий момент законодательное закрепление единого, унифицированного определе­ния государственного или муниципального контракта отсутствует. В нормативных правовых актах содер­жатся следующие определения государственного или муниципального контракта.

В Гражданском кодексе РФ четкое определе­ние государственного или муниципального контракта не закреплено, но из смысла ст. 526 вытекает, что государственный или муниципальный контракт - это договор, по которому поставщик (исполни­тель) обязуется передать товары государствен­ному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд»1 (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ) дано следующее определение: «Под государ­ственным или муниципальным контрактом по­нимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образова­ния в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд».


В Федеральном законе от 13 декабря 2004 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для феде­ральных государственных нужд»2 понятие го­сударственного контракта отсутствует, но в ст. 3 даны его основные качества, позволяющие сделать вывод о том, что государственный кон­тракт - это договор, определяющий права и обязанности государственного заказчика и по­ставщика по обеспечению федеральных госу­дарственных нужд и регулирующий отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Но так как данный Федеральный закон регулирует от­ношения по поставке товаров именно для государственных нужд, а не муниципальных, то в нем дано определение именно государствен­ного контракта.

Определение государственного контракта из Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) убрали. В ч. 2 ст. 72 БК РФ указано следующее: государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пре­делах лимитов бюджетных обязательств, кро­ме случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ [9, с. 368].

Таким образом, законодатель четкого опре­деления государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государ­ственных или муниципальных нужд не закре­пил, и в целях решения данной проблемы пред­лагаем ст. 526 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Государственный или муниципаль­ный контракт на поставку товаров для государ­ственных или муниципальных нужд - это дого­вор, заключенный государственным или муни­ципальным заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных либо муници­пальных нужд, по которому поставщик (испол­нитель) обязуется передать товары государ­ственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обес­печить оплату поставленных товаров».

Глава 2. Совершенствование договора поставки и мировая практика

В хозяйственном процессе договор поставки используется практически всегда. Это предопределено изменением ориентиров хозяйственной деятельности в условиях глобализма экономики – на широкие связи с зарубежными партнерами, экспорта импорта товара, намерением вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Изменения условий договора поставки коснулись нормативной базы моделирования содержания договора – на основе Правил Инкотермс. Правила Международной торговой палаты (ICC) по использованию терминов для внутренней и международной торговли действуют в редакции 2010 г., определяют права и обязанности сторон договора по поставке товара и регламентируют риски потери или повреждения товара, а также порядок несения расходов, связанных с товаром, классифицируя их по четырем отличным между собой категориям (E, F, C, D).


Введение в действие Правил Инкотермс имеет ряд отличий, которые связаны с особенностями национального законодательства в этой области.

2.1 Договор поставки и затрагивание интересов отечественного и иностранного покупателя

Н.П. Свеженцева приводит данные, которые указывают, что основными подтипами договоров поставки являются договоры разовой купли-продажи определенного количества товаров и договоры длительных поставок неопределенного количества продукции на основании заявок покупателя (заключенных спецификаций).

Деятельность по международным поставкам является предметом тщательного и многостороннего правового регулирования, особенности которого обусловлены, в первую очередь, спецификой поставляемых товаров. От этого зависит, понадобятся ли дополнительные услуги со стороны поставщика, как будет осуществляться приемка товара по количеству и качеству и т.д. Но неотъемлемыми и неоспоримо важными условиями внешнеэкономических договоров поставки, независимо от типа продукции, являются условия о применимом праве и арбитраже.

Действующее законодательство РФ, как и право большинства других стран мира, исходит из того, что стороны внешнеэкономического договора свободны в выборе применимого права. Соответственно, договор поставки с иностранным контрагентом может регулироваться как российским, так и иностранным правом. В свою очередь арбитражная оговорка может предусматривать рассмотрение спора в любом международном арбитраже, выбранном сторонами, включая Международный Коммерческий Арбитражный Суд при Торгово-Промышленной Палате РФ (МКАС).

Во время заключения договоров поставки иностранный покупатель зачастую настаивает на применении иностранного права и рассмотрении спора в международном арбитраже, имеющем высокую репутацию, в то время как для менеджмента российских компаний остается до конца не понятным, какие затраты как средств, так и времени это может повлечь за собой в случае нарушения договорных условий. Поэтому выбор применимого права и способа решения спора является важным не только с точки зрения правого регулирования, но и рационального менеджмента ресурсов компании.

Отличительной чертой долгосрочного договора поставки является его заключение в рамочной форме с последующим подписанием спецификаций, содержащих условия каждой конкретной поставки. То есть такой рамочный договор может содержать все существенные условия совершаемой поставки, либо по некоторым из них отсылать к спецификациям. И если российский законодатель четко устанавливает тот минимум обязательных условий, без которого невозможно заключение любого внешнеэкономического договора, то при применении права другого государства определить минимальный набор обязательных условий без помощи иностранного юриста достаточно сложно.