Файл: Разработка финансовой части Бизнес-плана предприятия (Разработка финансовой части бизнес-плана предприятия).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты разработки финансовой части бизнес-плана предприятия
1.1. Понятие и цель составления финансового плана
1.2. Структура и составляющие финансового плана
2. Разработка финансовой части бизнес-плана предприятия
2.1. Резюме бизнес-плана предприятия
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-план является основным средствам менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.
Бизнес-план - это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства.
Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.
Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства дела с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности
Финансовая часть бизнес-плана представляет собой наиболее важную часть.
Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.
В свою очередь финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия включает вопросы прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуск акций и облигаций, операции с недвижимостью, получение и погашение займов, прочую деятельность, связанную с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.
Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства. Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими.
Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев зависит от неправильной организации работы, нарушений расчетно- платежной дисциплины, непродуманного выбора. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования.
Целью данной работы является анализ разработки финансовой части Бизнес-плана предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки финансовой части бизнес-плана предприятия;
- разработать финансовую часть бизнес-плана предприятия.
Вопросам стратегического планирования уделяли большое внимание такие ученые, как: Абдукаримов И.Т., Бренц А.Д., Буров В.П. , Беспалов М.В. и др.
Методологической основой данной работы являются нормативное законодательство, специальная литература, аналитические методы, работы и публикации ведущих специалистов.
1. Теоретические аспекты разработки финансовой части бизнес-плана предприятия
1.1. Понятие и цель составления финансового плана
Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно: [5, с. 102]
а) облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
б) устанавливает стандарты для организации финансовой информации;
в) определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
г) в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии. [7, с. 99]
Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Сущность финансового планирования - это разработка финансовых планов, а назначение - грамотное управление финансами через их разработку и выполнение. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. [12, с. 45]
Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
а) определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намеченного объема производства; [6, с. 22]
б) определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
в) обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
д) установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;
е) определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;
ж) обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.
Цель финансового плана — представить достоверную систему данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности фирмы. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслужить долг. [10, с. 15]
Финансовое планирование – важная составная часть планирования деятельности предприятия в целом. Основным его назначением является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определение эффективности деятельности предприятия. Финансовое планирование на предприятии включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами. [14, с. 22]
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
− обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всех видов деятельности;
− определение направлений эффективного вложения капитала;
− выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов предприятия;
− соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
− установление рациональных финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми организациями и работниками предприятия;
− контроль над финансовым состоянием предприятия, целесообразностью планируемых хозяйственных операций.
Финансовое планирование базируется на определенных принципах, которые вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности. [14, с. 99]
Принцип единства означает, что планирование должно носить системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.
Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Любые изменения в планах одного структурного подразделения должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования. [11, с. 55]
Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла. Разработанные планы должны непрерывно сменять друг друга (план материально-технического снабжения, план производства, план по маркетингу). В условиях неопределенности внешней и внутренней среды необходимы корректировки и уточнения планов. [12, с. 45]
Принцип гибкости состоит в способности планов изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Гибкость планам придают резервы безопасности (дополнительные финансовые ресурсы, производственные мощности и т.д.).
Принцип точности предполагает, что финансовые планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности предприятия.
Перечисленные общие принципы дополняются специфическими принципами финансового планирования. К ним относятся: [17, с. 95]
− принцип соотношения сроков получения и использования средств. Он означает, что капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств и собственных источников;
− принцип платежеспособности – финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных активов, необходимых для погашения краткосрочных обязательств;
− принцип рентабельности – для финансирования капитальных вложений необходимо выбирать самые выгодные способы, привлекая кредиты и займы только в том случае, если они повысят рентабельность собственного капитала и обеспечат эффект финансового рычага;
− принцип сбалансированности рисков – долгосрочные инвестиции с повышенным риском целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений). [12, с. 55]
Финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия – это особая область финансового планирования. Она является составной частью общей стратегии экономического развития и должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными в общей стратегии. Вместе с тем, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. [10, с. 45]
Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие этапы:
− определение периода реализации стратегии;
− анализ факторов внешней финансовой стратегии предприятия;
− формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия;
− разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям: налоговой, амортизационной, дивидендной инвестиционной и т.д.;
− оценка разработанной финансовой стратегии.
Таким образом, финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Большое значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска. [8, с. 66]
Стратегическим планом предприятия многие ученые считают бизнес-план. Его назначение состоит в том, чтобы решить следующие основные задачи:
− изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;
− оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы обеспечить получение прибыли;
− определить риски, возможные в период реализации плана;
− определить перечень показателей, по которым можно постоянно проводить оценку состояния дел. [7, с. 32]
Бизнес-план состоит из ряда разделов: резюме; характеристика организации и стратегия ее развития; описание продукции; анализ рынков сбыта; стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; инвестиционный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; показатели эффективности проекта; юридический план. [20, с. 66]
Финансовый аспект бизнес-плана включает расчеты затрат на производство и реализацию продукции, инвестиционных источников, прибыли и ее распределения, потоков денежных средств, показателей эффективности проекта. Эти расчеты содержатся в разделах «Прогнозирование финансовой деятельности», «Стратегия финансирования» и в других разделах бизнес-плана. [12, с. 67]
Исходной точкой перспективного финансового планирования является финансовое прогнозирование. Сущность финансового прогнозирования состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия и отдельных его показателей – прибыли, доходов от ценных бумаг и других на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможного состояния объекта в будущем. Прогнозирование базируется на разработке альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при сложившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой ситуации. [13, с. 95]