Файл: Разработка финансовой части Бизнес-плана предприятия (Разработка финансовой части бизнес-плана предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Бизнес-план является основным средствам менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.

Бизнес-план - это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства.

Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.

Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства дела с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности

Финансовая часть бизнес-плана представляет собой наиболее важную часть.

Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.

В свою очередь финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия включает вопросы прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуск акций и облигаций, операции с недвижимостью, получение и погашение займов, прочую деятельность, связанную с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.

Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства. Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими.

Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев зависит от неправильной организации работы, нарушений расчетно- платежной дисциплины, непродуманного выбора. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования.


Целью данной работы является анализ разработки финансовой части Бизнес-плана предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические аспекты разработки финансовой части бизнес-плана предприятия;

- разработать финансовую часть бизнес-плана предприятия.

Вопросам стратегического планирования уделяли большое внимание такие ученые, как: Абдукаримов И.Т., Бренц А.Д., Буров В.П. , Беспалов М.В. и др.

Методологической основой данной работы являются нормативное законодательство, специальная литература, аналитические методы, работы и публикации ведущих специалистов.

1. Теоретические аспекты разработки финансовой части бизнес-плана предприятия

1.1. Понятие и цель составления финансового плана

Финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования для внутренней среды организации определяется тем, что оно: [5, с. 102]

а) облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых по­казателей;

б) устанавливает стандарты для организации финансовой информации;

в) определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей сово­купности планов фирмы;

г) в части оперативного финансового планирования дает очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии. [7, с. 99]

Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контак­тов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, ин­весторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффек­тивной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходо­вания денежных средств для обеспечения развития предприятия. Сущность финансового планирования - это разработка финансовых планов, а назначение - грамотное управление финансами через их разработку и выполнение. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимо­сти от задач и объектов планирования. [12, с. 45]


Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:

а) определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намеченного объема производства; [6, с. 22]

б) определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

в) обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;

д) установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

е) определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой опе­рации с точки зрения конечных финансовых результатов;

ж) обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

Цель финансового плана — представить достоверную систему данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности фирмы. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела ин­вестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслужить долг. [10, с. 15]

Финансовое планирование – важная составная часть планирования деятельности предприятия в целом. Основным его назначением является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определение эффективности деятельности предприятия. Финансовое планирование на предприятии включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами. [14, с. 22]

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

− обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всех видов деятельности;

− определение направлений эффективного вложения капитала;

− выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов предприятия;

− соблюдение интересов акционеров и инвесторов;

− установление рациональных финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми организациями и работниками предприятия;

− контроль над финансовым состоянием предприятия, целесообразностью планируемых хозяйственных операций.

Финансовое планирование базируется на определенных принципах, которые вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности. [14, с. 99]


Принцип единства означает, что планирование должно носить системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.

Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Любые изменения в планах одного структурного подразделения должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования. [11, с. 55]

Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла. Разработанные планы должны непрерывно сменять друг друга (план материально-технического снабжения, план производства, план по маркетингу). В условиях неопределенности внешней и внутренней среды необходимы корректировки и уточнения планов. [12, с. 45]

Принцип гибкости состоит в способности планов изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств.

Гибкость планам придают резервы безопасности (дополнительные финансовые ресурсы, производственные мощности и т.д.).

Принцип точности предполагает, что финансовые планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности предприятия.

Перечисленные общие принципы дополняются специфическими принципами финансового планирования. К ним относятся: [17, с. 95]

− принцип соотношения сроков получения и использования средств. Он означает, что капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств и собственных источников;

− принцип платежеспособности – финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных активов, необходимых для погашения краткосрочных обязательств;

− принцип рентабельности – для финансирования капитальных вложений необходимо выбирать самые выгодные способы, привлекая кредиты и займы только в том случае, если они повысят рентабельность собственного капитала и обеспечат эффект финансового рычага;

− принцип сбалансированности рисков – долгосрочные инвестиции с повышенным риском целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений). [12, с. 55]

Финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия – это особая область финансового планирования. Она является составной частью общей стратегии экономического развития и должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными в общей стратегии. Вместе с тем, финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. [10, с. 45]


Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие этапы:

− определение периода реализации стратегии;

− анализ факторов внешней финансовой стратегии предприятия;

− формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия;

− разработка финансовой политики предприятия по конкретным направлениям: налоговой, амортизационной, дивидендной инвестиционной и т.д.;

− оценка разработанной финансовой стратегии.

Таким образом, финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Большое значение при формировании финансовой стратегии имеет учет факторов риска. [8, с. 66]

Стратегическим планом предприятия многие ученые считают бизнес-план. Его назначение состоит в том, чтобы решить следующие основные задачи:

− изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта;

− оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы обеспечить получение прибыли;

− определить риски, возможные в период реализации плана;

− определить перечень показателей, по которым можно постоянно проводить оценку состояния дел. [7, с. 32]

Бизнес-план состоит из ряда разделов: резюме; характеристика организации и стратегия ее развития; описание продукции; анализ рынков сбыта; стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; инвестиционный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; показатели эффективности проекта; юридический план. [20, с. 66]

Финансовый аспект бизнес-плана включает расчеты затрат на производство и реализацию продукции, инвестиционных источников, прибыли и ее распределения, потоков денежных средств, показателей эффективности проекта. Эти расчеты содержатся в разделах «Прогнозирование финансовой деятельности», «Стратегия финансирования» и в других разделах бизнес-плана. [12, с. 67]

Исходной точкой перспективного финансового планирования является финансовое прогнозирование. Сущность финансового прогнозирования состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия и отдельных его показателей – прибыли, доходов от ценных бумаг и других на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможного состояния объекта в будущем. Прогнозирование базируется на разработке альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при сложившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой ситуации. [13, с. 95]