Файл: Современная законодательно-нормативная база зашиты государственной тайны..pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Правовой режим государственной тайны направлен на защиту наиболее значимых для обеспечения безопасности России сведений, неправомерное распространение которых может нанести тяжкие неблагоприятные последствия. Защита государственной тайны проходит в условиях сформировавшихся и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества. Она приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства и экономической конкуренции.
Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, ФЗ РФ «О государственной тайне»[1] исполнилось 26 лет. За прошедшие четверть века данный Закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для России значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства. Время, прошедшее с момента принятия Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, - по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос о необходимости совершенствования соответствующего законодательства.
Поэтому актуальность тема данного исследования не вызывает сомнения.
В связи с этим цель исследования: провести анализ современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Объект исследования: защита государственной тайны.
Предмет исследования: законодательно-нормативное регулирование защиты государственной тайны.
Для достижения цели исследования будет предпринята попытка решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть понятие государственной тайны.
2. Изучить особенности защиты государственной тайны.
3. Рассмотреть законодательно-нормативное регулирование защиты государственной тайны.
4. Провести анализ проблем законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны.
5. Предложить пути решения проблем законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, труды таких авторов как О.Ю. Бакаева, В.А. Мальцев, И.Ю. Павлов, Е.В. Платонова и др.
Методы исследования:
- междисциплинарный;
- формально-юридический;
- сравнительный;
- системный.
Структура исследования: курсовая работа состоит из настоящего введения, двух глав (включающих семь параграфов), заключения, списка использованной литературы.
В первой главе раскрыты теоретические основы современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Во второй главе проведен анализ проблем современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны и предложены пути их решения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1. Понятие государственной тайны
В русском языке под тайной принято понимать нечто скрытое, известное лишь некоторым лицам, т. е. некое знание, информацию, круг субъектов которой строго определен и по общему правилу не подлежит расширению[2]. Самым близким синонимом слова «тайна» считается «секрет».
Законодательством РФ не выработана единая позиция по вопросу определения понятия тайны. Так, с одной стороны, тайной именуются в различных нормативно-правовых актах сведения, неразглашение которых служит интересам государства (государственная тайна), общества, отдельных физических или юридических лиц (адвокатская, врачебная, налоговая, аудиторская тайна) - в данном случае юридическая трактовка фактически соответствует лексической. Одновременно, с другой стороны, законодатель рассматривает в качестве тайны не саму информацию, а режим ее конфиденциальности, устанавливаемый в целях сохранения сведений, имеющий существенное значение для ее обладателя - именно такой подход к пониманию сущности тайны принят при законодательно-нормативной регламентации защиты тайны.
Согласно ФЗ РФ «О государственной тайне», государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ[3].
Государственную тайну составляют:
- сведения в военной области;
- сведения в области экономики, науки и техники;
- сведения в области внешней политики и экономики;
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
В научной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным. Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним:
- Е.В. Платонова под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение[4]. Однако, на взгляд автора курсовой работы, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки;
- А.А. Шиверский интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законодательством о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников[5]. Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями;
- И.Ю. Павлов определяет государственную тайну как особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства[6].
В области государственной тайны применяются такие понятия, как:
- носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в т. ч. физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
- система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
- допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
- гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
- средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
- перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством[7].
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами, представленными в таблице 1.
Таблица 1
Принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречиванию[8]
Принципы |
Содержание принципов |
Законность |
Заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям законодательства РФ о государственной та-йне |
Обоснованность |
Заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведе-ний, вероятных экономических и иных последствий это-го акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан |
Своевременность |
Заключается в установлении ограничений на распрост-ранение этих сведений с момента их получения (разра-ботки) или заблаговременно |
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:
- «особой важности»;
- «совершенно секретно»;
- «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
1.2. Особенности защиты государственной тайны
Сущность государственной тайны, необходимость сохранения ее в секрете, потребовали принятия целого комплекса мер, названного системой защиты государственной тайны.
Основную роль в создании правовых механизмов защиты государственной тайны играют органы государственной власти РФ:
1. Палаты Федерального Собрания.
4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий.
5. Органы судебной власти[9].
Защита государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру, как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Этот допуск предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 ФЗ РФ «О государственной тайне»;
- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
- определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных ФЗ РФ «О государственной тайне»;
- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.