Файл: Современная законодательно-нормативная база зашиты государственной тайны..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Правовой режим государственной тайны направлен на защиту наиболее значимых для обеспечения безопасности России сведений, неправомерное распространение которых может нанести тяжкие неблагоприятные последствия. Защита государственной тайны проходит в условиях сформировавшихся и вновь появляющихся новых рисков глобального информационного общества. Она приобретает важнейшее значение в условиях трансформации мира в мультиполярный, при ужесточении межгосударственного и регионального политического противоборства и экономической конкуренции.

Принятому в 1993 г., в период первоначального становления современной российской государственности, ФЗ РФ «О государственной тайне»[1] исполнилось 26 лет. За прошедшие четверть века данный Закон не претерпел концептуальных изменений, но за это время для России значительно изменились внешнеполитические и социально-экономические условия, претерпели кардинальные перемены многие положения законодательства. Время, прошедшее с момента принятия Закона, с одной стороны, способствовало формированию новых взглядов и проблем, с другой, - по-прежнему не конкретизированы определенные стороны первоначальных решений, что позволяет ставить вопрос о необходимости совершенствования соответствующего законодательства.

Поэтому актуальность тема данного исследования не вызывает сомнения.

В связи с этим цель исследования: провести анализ современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.

Объект исследования: защита государственной тайны.

Предмет исследования: законодательно-нормативное регулирование защиты государственной тайны.

Для достижения цели исследования будет предпринята попытка решить ряд следующих задач:

1. Раскрыть понятие государственной тайны.

2. Изучить особенности защиты государственной тайны.

3. Рассмотреть законодательно-нормативное регулирование защиты государственной тайны.

4. Провести анализ проблем законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны.

5. Предложить пути решения проблем законодательно-нормативного регулирования защиты государственной тайны.

Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, труды таких авторов как О.Ю. Бакаева, В.А. Мальцев, И.Ю. Павлов, Е.В. Платонова и др.


Методы исследования:

- междисциплинарный;

- формально-юридический;

- сравнительный;

- системный.

Структура исследования: курсовая работа состоит из настоящего введения, двух глав (включающих семь параграфов), заключения, списка использованной литературы.

В первой главе раскрыты теоретические основы современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.

Во второй главе проведен анализ проблем современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны и предложены пути их решения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны

В русском языке под тайной принято понимать нечто скрытое, известное лишь некоторым лицам, т. е. некое знание, информацию, круг субъектов которой строго определен и по общему правилу не подлежит расширению[2]. Самым близким синонимом слова «тайна» считается «секрет».

Законодательством РФ не выработана единая позиция по вопросу определения понятия тайны. Так, с одной стороны, тайной именуются в различных нормативно-правовых актах сведения, неразглашение которых служит интересам государства (государственная тайна), общества, отдельных физических или юридических лиц (адвокатская, врачебная, налоговая, аудиторская тайна) - в данном случае юридическая трактовка фактически соответствует лексической. Одновременно, с другой стороны, законодатель рассматривает в качестве тайны не саму информацию, а режим ее конфиденциальности, устанавливаемый в целях сохранения сведений, имеющий существенное значение для ее обладателя - именно такой подход к пониманию сущности тайны принят при законодательно-нормативной регламентации защиты тайны.

Согласно ФЗ РФ «О государственной тайне», государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ[3].


Государственную тайну составляют:

- сведения в военной области;

- сведения в области экономики, науки и техники;

- сведения в области внешней политики и экономики;

- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

В научной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным. Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним:

- Е.В. Платонова под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение[4]. Однако, на взгляд автора курсовой работы, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки;

- А.А. Шиверский интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законодательством о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников[5]. Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями;

- И.Ю. Павлов определяет государственную тайну как особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства[6].

В области государственной тайны применяются такие понятия, как:

- носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в т. ч. физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

- система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

- допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;


- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

- гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

- средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

- перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством[7].

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречиванию[8]

Принципы

Содержание принципов

Законность

Заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям законодательства РФ о государственной та-йне

Обоснованность

Заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведе-ний, вероятных экономических и иных последствий это-го акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан

Своевременность

Заключается в установлении ограничений на распрост-ранение этих сведений с момента их получения (разра-ботки) или заблаговременно

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:


- «особой важности»;

- «совершенно секретно»;

- «секретно».

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

1.2. Особенности защиты государственной тайны

Сущность государственной тайны, необходимость сохранения ее в секрете, потребовали принятия целого комплекса мер, названного системой защиты государственной тайны.

Основную роль в создании правовых механизмов защиты государственной тайны играют органы государственной власти РФ:

1. Палаты Федерального Собрания.

2. Президент РФ.

3. Правительство РФ.

4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий.

5. Органы судебной власти[9].

Защита государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру, как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Этот допуск предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 ФЗ РФ «О государственной тайне»;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных ФЗ РФ «О государственной тайне»;

- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.