Файл: Построение организационных структур (Способы проектирования организационных структур).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.2 Типы структур и их характеристика
1.3 Способы проектирования организационных структур
Глава 2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления
2.1 Характеристика конкретной организации
2.2 Характеристика существующей структуры управления
В сентябре 2000 г. Фабрика участвовала в Федеральной оптовой ярмарке «Галантерея - 2001», где получила Диплом победителя конкурса «Лучший отечественный товар».
На 5-ой юбилейной выставке-ярмарке «Регионы России – 2000» фабрика была награждена Дипломом. Были отмечены на этой выставке сумка женская, портфель мужской Дипломом 3-ей степени победителя конкурса «Лучший отечественный товар». Генеральному директору фабрики вручена медаль лауреата Всероссийского Выставочного Центра «НАДЕЖНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ПАРТНЕРСТВО».
В ноябре 2000 года предприятие участвовало в днях экономики Республики Башкортостан в Турции, проводимой в рамках выставки «Экспортные возможности России – 2000 год», где была награждена Дипломом за активное участие в Российской национальной выставке и представленные наукоемкие и конкурентоспособные экспонаты и технологии.
В июле 2000 и 2001 года принимала участие в татаро–башкирском празднике «Сабантуй – 2001», проходившем в г. Москве.
Таблица 1-Технико-экономические показатели ОАО «МКФ
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Источник |
|||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
||
Выручка от реализации |
24149,2 |
23826 |
32024 |
24149,1 |
42166 |
32024 |
Ф №2 |
Себестоимость |
19369,4 |
19065,7 |
29711 |
19369,4 |
36954 |
29711 |
Ф №2 |
Валовая прибыль |
2313,1 |
4616,2 |
2313,1 |
4616,2 |
5212 |
2313 |
Ф №2 |
Чистая прибыль |
2122233 |
212233 |
248004 |
212233 |
2303 |
248 |
Ф №2 |
Ср.год.ст-ть оборотных средств |
6157 |
7663 |
8991,1 |
7638 |
7637 |
12409 |
Ф№1 разд1 |
Ср.год.ст-ть основных средств |
12862,8 |
13943 |
12615 |
13252 |
13252 |
13647 |
Ф №1разд2 |
Средняя численность |
188 |
188 |
192 |
192 |
211 |
211 |
|
Фондоотдача |
1,25 |
1,24 |
1,1 |
1,25 |
3,2 |
2,3 |
|
Коэффициент оборачиваемости |
3,9 |
3,1 |
3,6 |
3,2 |
5,5 |
2,6 |
|
Производительность |
128,5 |
126,7 |
166,8 |
125,8 |
200 |
152 |
|
Рентабельность продаж % |
9,6 |
19,3 |
7,2 |
19,1 |
12,4 |
7,2 |
|
Рентабельность затрат |
11,9 |
24,2 |
7,8 |
24 |
14,1 |
7,8 |
|
Фондовооруженность |
68,4 |
74,2 |
65,7 |
69 |
63 |
64,7 |
|
Затраты на 1руб. реализуемой продукции |
0,80 |
0,80 |
0,92 |
0,80 |
0,88 |
0,93 |
2.2 Характеристика существующей структуры управления
Рассмотрим организационную структуру ОАО «Московский кожгалантерейной фабрики» (сокращенно МКФ).
Совет директоров в составе 7 человек осуществляет общее руководство деятельностью Общества. Структура управления предприятия является линейно-функциональной, которая представлена на рисунке 5.
Совет директоров, который состоит из:
-
- Хамидуллина Н.Н – генеральный директор фабрики
- Кетурко В.Н. – главный бухгалтер фабрики
- Соколова В.Г. – заместитель директора
- Шмельков В.В. – представитель государства
- Майорова Г.Л. – представитель государства
- Нурмухаметов М.Г. – ООО «КЦ Дюртюлинский промышленный комбинат
- Нурмухаметов Р.Г. – ООО «КЦ Дюртюлинский промышленный комбинат
На предприятии действуют такие документы как «Устав предприятия» и должностные инструкции, которые приведены в приложении.
Организационная структура управления ОАО «МКФ
Совет директоров
Ген.Директор ОАО»МКФ»»
Зам.директора по качеству -представитель руководства по качеству
Главбух
Бухгалтерия
-зам гл.буха;
-бухг-ры
Зам.дир.по снабжению
Менеджер по закупу
Зав склад
Завхоз.охрана
Транспортн.участок
Зам.дир.по сбыту
Менеджер по продажам
Склад гот.прод.
-завсклад;
-кладовщик
Торговые точки
ТО
-технолог
-конст-р
ЭО
-Нач-кЭО
-экономист
Экспер.
уч-к
-нач.
участка
(спец.
поМарке-
тингу)
-модельеры
Раскр.
Уч-к
-нач.цеха с обзан-тью
технолога
Пош.цех
-нач.
Цеха
-техн-г
-мас-
тера
-конт-
ролеры
Инже
нер по
станд.
и
Метрол.
Нач.
ОК
Инжен.
По
ТБ и
ОТ
секретарь
Юрист
Механич.
Участок
-слесари
-электрики
Глава 3. Совершенствование структуры управления организации
Общая тенденция в совершенствовании оргструктур состоит в необходимости перехода от линейно - функциональных к дивизиональным структурам управления.
Любую перестройку структуры необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена на то, чтобы путем совершенствования повысить эффективность работы организации. При этом следует иметь в виду, что основным критерием эффективности организационной структуры является степень достижения целей предприятия при заданных ограниченных ресурсах и сроках. Общим критерием эффективности является динамика нормы прибыли, ускорение технического развития производства. Способность быстро реагировать на изменения спроса и в соответствии с этим перенастраивать производство, рост производительности труда, способность системы производственного контроля ориентировать производство на полное использование имеющихся ресурсов.
Задача проектирования и преобразования организационной структуры является сложной и труднопрограммируемой. Поэтому при проектировании оргструктур весьма важным является соблюдение правил (принципов) их построения. К числу основных принципов относятся:
- структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок и покупателя, а не выполнения функций.
- базовыми блоками любой оргструктур должны быть целевые группы специалистов и команды, а не функции и отделы.
- Необходимо ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону контроля.
- Сопряженность подразделений структуры по целям, решаемым проблемам и задачам.
- Каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Важнейшим фактором, влияющим на выбор типа оргструктур управления, и её формирования, является норма управляемости.
Норма управляемости – это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю. (с 186-187, 6).
Рассмотрим организационную структуру ОАО «МКФ». Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет исполнительный орган – Генеральный директор. В его подчинении находятся достаточно много людей. Генеральному директору подчиняются замдиректора по качеству, который выполняет свои обязанности согласно должностной инструкции. В управлении зам директора качества находятся почти все звенья руководства, исключая главного бухгалтера, секретаря и юриста. У всех руководителей отделов есть исполнители, которые успешно выполняют свои задачи. На функциональном уровне 13 связей. На линейном уровне у главного бухгалтера 2 связи. У замдиректора по снабжению в подчинении находятся 4 человека. У замдиректора по сбыту 4 человека. В техническом отделе технолог и конструктор. Начальнику цеха подчиняются 8 человек.
Начальник экспериментального цеха исполняет обязанности маркетолога, также в его подчинении находятся 4 модельера и мастера-швеи 6 человек. Также он должен координировать работу пошивочного цеха, раскройного. Исполнять обязанности специалиста по маркетингу не остается времени, или ему нужно оставить обязанности начальника экспериментального цеха и делать работу маркетолога. В общем, на принятие решений начальник тратит 11 часов, а действительный фонд рабочего времени 8 часов. А от принятия решения специалиста по маркетингу зависит многое.
Значит нужно ввести отдельную должность специалиста по маркетингу, который будет полностью посвящать свой рабочий день своим делам. На фабрике многие рабочие - это молодые коммуникабельные девушки, большинство с высшим и средне специальным образованием. Из их числа можно взять работника, который бы справился с должностью маркетолога, которая будет проходить дополнительно курсы маркетолога в соответствующем учебном заведении за счёт предприятия. Специалист по маркетингу будет работать под присмотром начальника экспериментального цеха, который ранее исполнял эту должность.
Его место нужно разместить рядом с начальником экспериментального цеха, так как маркетолог должен изучать потребности покупателей, сегменты рынка и передать результаты модельерам, которые будут разрабатывать новые модели, соответствующие потребностям покупателей.
В условиях рыночной экономики одной из первоочередных задач предприятий легкой промышленности является увеличение выпуска продукции расширение ассортимента, повышение качества и снижением себестоимости, на основе всестороннего изучения потребностей и спроса населения. Поэтому маркетинговые исследования играют ведущую роль при планировании выпускаемого ассортимента.
Так как маркетолог проводит исследования и занимается переработкой полученной информации, то ему нужно на рабочем столе поставить компьютер и соответствующую оргтехнику.
На приобретение оргтехники затрачено будет 40000рублей.
Заработную плату назначить следующим образом:
Оклад 4000 рублей + премия 40%(1600руб.)+УК(840руб.)=6440руб. У фабрики будут затраты на оплату ЕСН 26,8% т.е. 1726рублей. В итоге на зарплату уйдет 6440+1726=8166 рублей в месяц.
На фабрике в настоящее время расширяется площадь дополнительного цеха, который будет расположен напротив экспериментального участка. В новом цехе будут производиться изделия из натуральной кожи, и ассортимент будет расширен, например, планируется пошив чехлов для сотовых телефонов, модные молодежные ремни, т.е. аксессуары, мелкая кожгалантерея высокого качества, так как будут пошивщики высшего разряда - выпускники колледжей. Чтобы реализовать новую продукцию, нужна будет реклама, поиск сегментов, это задача специалиста по маркетингу.
Рекламные акции будут проводиться на различных ярмарках и выставках, которые проходят в республике и в РФ.
То есть специалист по маркетингу должен выполнять свои обязанности согласно должностной инструкции, которая приведена в приложении. Специалист по маркетингу будет подчиняться генеральному директору.
Затраты предприятия на новую должность небольшие, они могут окупиться, за счёт высокой реализации товаров, так как зарплата будет начисляться повременная согласно штатному расписанию и тарифной сетке.
Организационная структура управления после преобразований
Совет директоров
Ген.Директор ОАО»МКФ»»
Зам.директора по качеству -представитель руководства по качеству
Главбух
Бухгалтерия
-зам гл.буха;
-бухг-ры
Зам.дир.по снабжению
Менеджер по закупу
Зав склад
Завхоз.охрана
Транспортн.участок
Зам.дир.по сбыту
Менеджер по продажам
Склад гот.прод.
-завсклад;
-кладовщик
Торговые точки
ТО
-технолог
-конст-р
ЭО
-Нач-кЭО
-экономист
Экспер.
уч-к
-нач.
участка
(спец.
поМарке-
тингу)
-модельеры
Раскр.
Уч-к
-нач.цеха с обзан-тью
технолога
Пош.цех
-нач.
Цеха
-техн-г
-мас-
тера
-конт-
ролеры
Инже
нер по
станд.
и
Метрол.
Нач.
ОК
Инжен.
По
ТБ и
ОТ
секретарь
Юрист
Механич.
Участок
-слесари
-электрики
Специалист по маркетингу
Заключение
В заключение можно отметить, что важнейшей формой организации фирмы является организационная структура управления.
Структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных управленческих подразделений и отдельных должностей, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Структура управления должна быть ориентирована на реализацию её стратегии. Так как периодически планы и стратегии меняются, то и структура управления требует адекватных изменений. В условиях усложняющегося экономического развития, требующего нестандартных решений, все больше проявляется конфликт между сложившимися схемами управления и по существу новыми объектами управления или между традиционными, рационалистическим и предпринимательским, новаторским стилем управления. Создание систем управления, позволяющих раскрыть творческую инициативу на всех иерархических уровнях, является в настоящее время главной целью реорганизации фирм, и осуществляется это, прежде всего на основе определения новых приоритетов в развитии организации.