Файл: Особенности коммуникаций в организации (на примере организации ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении той или иной организацией. Все, что делает руководитель для облегчения организации достичь ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если сотрудники не смогут обмениваться той или иной информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов крайне важен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен.

На сегодняшний день на любом предприятии обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, поэтому коммуникация является связующим процессом.

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Цель данной работы: рассмотреть особенности коммуникации на примере ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник».

Предмет данной курсовой работы: особенности коммуникации на примере ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник».

Объект данной работы: ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник».

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

1. раскрыть понятие и сущность коммуникации;

2. выявить значение коммуникации в организации;

3. изучить особенности коммуникаций на примере ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник»;

4. выявить проблемы и рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организации ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник» .

Структура данной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты вопроса коммуникаций в организации


1.1. Понятие и сущность коммуникации

Речевая деятельность, осуществляемая с целью решения социальных задач, рассматривается как коммуникация. Такой подход обеспечивает отграничения не только от вопросов биокоммуникации, но и коммуникации с помощью других знаковых систем, подробно рассмотренных в работе Е. Панова.

В широком смысле коммуникация состоит в обмене информацией, которую определяет вербализованная передача уже полученных, осознанных и организованных фактов объективной действительности. Представляя собой единство деятельности, коммуникации и познание, коммуникативные процессы идентифицируются с коммуникативно-когнитивными процессами, которые имеют собственный двигательный механизм [6, с.74].

Вслед за учеными считаем, что коммуникация не тождественна общению, а является лишь одной из его составляющих (вместе с перцепцией и интеракцией). Перцептивная сторона общения заключается в процессах восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания, то есть, перецепция - это взаимодействие людей, предполагает определенную форму организации совместной деятельности (согласие, конкуренция, конфликт) [13, с.22].

Интерактивная составляющая заключается в организации взаимодействия между индивидуумами, общаются, то есть в обмене не только знаниями и умениями, но и действиями, поступками.

Дифференциация коммуникации и общения предусматривает три варианта отношений между коммуникативными партнерами [17, с.80]: 1) субъект-субъектные в виде диалога равноправных партнеров; 2) субъект-объектные, характерные для коммуникационной деятельности в форме управления, то есть, коммуникатор рассматривает реципиента в качестве объекта коммуникативного воздействия, средства достижения своих целей; 3) объект-субъектные, присущие коммуникативной деятельности в виде эмуляции - реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникативном акте [17, с.84].

В структуре коммуникации выделяют три взаимосвязанных компонента:

  • процессуальный, который включает в себя все виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение);
  • знаковый, который включает в себя язык и речи;
  • текстовый, который является результатом коммуникации и включает в себя содержание и смысл, оформленные определенным образом (тип, жанр, стиль) [15, с.105].

По М. Жинкиной, язык - это таблица дискретных единиц, образцов (парадигм) языковых форм, продуктом актуализации которых речь - центральная функция психики человека, осуществляемая в тесной взаимосвязи с когнитивными и эмоциональными структурами, вплетена в поведение и личностные проявления человека, его социального взаимодействия, которая обеспечивает полноценное развитие и существование субъекта в обществе.

Рубинштейн различал "контекстную" и "ситуативную" речи. Определяющая характеристика контекстной речи - его связность, адекватность речевого оформления мысли лица, говорит или пишет с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такое вещание, которое может быть вполне понятным на основании его собственного предметного содержания [19, с.13].

Ученый писал, что ситуативная речь, как и контекстная, имеет "социальное" направление, то есть направление на другого человека, но оно является более выраженным, более осознанным, поскольку всегда направлено на лицо, находящееся в специфических условиях на основании контакта в общей специфической ситуации общения. Содержанием ситуативного вещания может быть лишь то, что непосредственно связано с ситуацией, а слушателем может быть только лицо, включенное в эту ситуацию, поэтому, в отличие от контекстного, ситуативное речи всегда осуществляется с обязательным учетом условий, в которых оно протекает [1, с.20].

Структура общения в психологии анализируются разными психологами. Каждый предлагает свой принцип классификации.
По целям и средствам:

  1. По сути содержания;
  2. По разноплановости целей;
  3. По используемым средствам для общения [9, с.22].

Первый тип подразделяется на:

  • материальное общение;
  • когнитивное;
  • деятельностное;
  • кондиционное;
  • мотивационное.

Общение по целям может быть биологическим или социальным, а по средствам – непосредственным (когда принимают участие органы чувств), опосредованным (использование каких-то средств); прямым (личные контакты) и косвенным (коммуникация с привлечением вторых лиц) [3, с.66].

Речевое общение, по мнению психолога Б. Ломова, подразделяется на три основных уровня:

  1. Макроуровень. Анализируя этот уровень, во внимание принимается психологическое состояние человека в отдельно выбранные отрезки времени. Проводится анализ отношений между отдельно взятой личностью и группой.
  2. Мезауровень. Структура общения в этом случае рассматривается как логически завершенная ситуация, которая в принципе может меняться, и человек рассматривается в ней в определенные временные промежутки. 
  3. Микроуровень. Он направлен на анализ минимальных единиц коммуникации, которые рассматриваются как «вопрос-ответ» [18, с.27].

Функции общения в психологии имеют также несколько видов классификаций, однако суммировать их можно, объединив в основные шесть:

    1. Внутриличностная, когда человек ведет внутренний диалог, то есть общается сам с собой.
    2. Функция формирования и развития: когда партнер способен влиять на собеседника. 
    3. Прагматическая.
    4. Функция, позволяющая передавать и разделять по степени важности нужные сведения.
    5. Структурирование и поддержание межличностных связей, то есть возможность выстраивать отношения между людьми.
    6. Функция подтверждения (нужно не только узнать себя, но и поверить в себя) [19, с.15].

Особенности психологии общения заключаются также в анализе видов коммуникации, которых существует несколько:

  1. Примитивное, коммуникация при котором подразумевает лишь общение по принципу необходимости человека. Как только человек получает желаемое, с партнером по коммуникации общение прекращается. 
  2. Формальное, суть которого заключается в использовании «масок» вместо реальных эмоций.
  3. Формально-ролевое, которое базируется на соотношении социальных ролей.
  4. Манипулятивное, основная задача которого состоит в получении выгоды со стороны одного из партнеров [2, с.8].
  5. Светское, при котором нет определенного предмета общения.
  6. Духовное, в основе которого лежат интересы дела, но при этом учитывается настрой и эмоции собеседника.

Виды общения в психологии также имеют несколько классификаций, однако именно они помогают установить всю суть контакта с людьми или отдельным индивидом [2, с.10].

Коммуникация - это речевая деятельность, осуществляемая с целью решения социальных задач, при этом коммуникация не тождественна общению, а является лишь одной из его составляющих (вместе с перцепции и интеракцией).

1.2. Значение коммуникации в организации

Организации без коммуникаций не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры команд не в состоянии отдавать указания. Следовательно, невозможными оказываются координация различных видов деятельности (а значит, организация распадается) и сотрудничество работников, поскольку люди не могут сообщить о своих потребностях и чувствах другим [8, с.106].

Минцберг обратил внимание на коммуникации как на важнейший элемент обеспечения эффективности управления, рассчитав, что менеджер тратит от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации.


Руководитель уделяет так много времени коммуникациям, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. В связи с этим можно утверждать, что коммуникации являются связующим процессом в деятельности организации [10, с.86].

Для создания эффективной системы коммуникаций в управлении персоналом организации возникает необходимость анализа производительности наиболее распространенных форм коммуникаций внутри организации [4, с.63].

В последнее время проблема эффективных коммуникационных связей стала предметом научного интереса отечественных исследователей. Среди наследия украинских ученых следует выделить основательные разведки И. Завадского, Г. Осовской, Н. Мартыненко, М. Туриянская, в которых обосновываются современные организационные, теоретико-методологические, психологические аспекты информационно-коммуникационных технологий.

Несмотря на бесспорную актуальность указанных работ и весомый вклад их авторов в разработку теоретико-методологических проблем развития коммуникаций в управлении персоналом, пока отсутствует комплексный подход к выработке эффективной стратегии коммуникаций, анализ форм коммуникаций имеет фрагментарный характер [12, с.43].

Основной целью исследования является обоснование исключительное значение действующих коммуникаций для функционирования организации. Задачами научного исследования является поиск оптимальных направлений выработки коммуникационной стратегии; анализ эффективности наиболее распространенных форм коммуникаций внутри организации и путей их совершенствования.

Динамика развития современной организации определяется не только ее экономическим показателям, но и существованием эффективных технологий, обеспечивающих информационный обмен, коммуникацию.

Коммуникация является процессом взаимодействия, в ходе которого происходит передача или обмен информацией. При этом коммуникация считается успешной, если она прошла полный цикл. Отправитель информацию адресату, последний однозначно понять ее содержание [16, с.129]. Успешный коммуникационный процесс зависит также от последовательного построения информационного сообщения отправителем: привлечение внимания — интерес — переход к основной части — уточнения деталей — обсуждение — вывод — призыв к действию. Ожидаемым результатом успешной коммуникации является изменение поведения адресата [14, с.20].