Файл: Особенности коммуникаций в организации (на примере организации ЦТО и РАТ «Авиастар – Техник»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4. Результаты анкетирования руководителей

На первый вопрос руководитель ответили следующим образом: ответ «А» выбрали 2 респондента, вариант «Б» предпочли 5 опрошенных, «В» выбрали 3 человека.

Рисунок 2.14. Каково, по Вашему мнению, значение коммуникаций в организации?

Очевидно, что большая часть руководящего состава предприятия не осознает в полной мере важность коммуникационного процесса для эффективной деятельности предприятия. Поскольку у «главных» лиц организации не сформированы понятия коммуникаций в категориях их абсолютной важности и необходимости, не стоит даже и надеяться, что такие понятия есть у их подчиненных. Ведь именно руководитель задает общие принципы трудового поведения рядового сотрудника, акцентирует его внимание на важнейших аспектах деятельности.

Отсутствие осознания роли коммуникаций является залогом их неэффективности в данной организации, поскольку коммуникационный процесс – это не стихийное явление. Он поддается и нуждается в тщательнейшем регулировании со стороны руководящего состава организации. И такое регулирование, вопреки распространенному мнению, является первостепенной задачей не только кадровых менеджеров, но и всех линейных руководителей.

На следующий вопрос ответы распределились таким образом: вариант «А» выбрали 4 руководителя, вариант «Б» оказался предпочтительным для 4 опрошенных, «В» – для 2 руководителей.

Рисунок 2.15. Как Вы считаете, существует ли в Вашей организации эффективная коммуникационная система?

Таким образом, большинство руководителей не видят проблем с коммуникациями на их предприятии, которые, тем не менее, на нем присутствуют в изобилии. Очевидно, что это происходит из-за неправильного понимания ими сути коммуникаций как связующего процесса и их роли в обеспечении эффективности работы предприятия.

Разовые мероприятия «от случая к случаю», которые подразумеваются ответом «Б» не могут сколько-нибудь серьезно повлиять на положение дел. Стабильного положительного в эффекта в области налаживания коммуникаций на данном предприятии можно добиться лишь применяя системный подход к решению проблемы. Мало кто из руководителей ЦТО понимает это, а значит никто ничего и не предпринимает для повышения эффективности коммуникационного процесса в организации.


На третий вопрос респонденты ответили следующим образом: ответ «А» выбрали 2 из опрошенных, «Б» предпочли 7 человек, вариант «В» отметил лишь 1 руководитель.

Рисунок 2.16. Как по-Вашему, опасны ли слухи для предприятия?

По идее лишь один из опрошенных руководителей адекватно воспринимает степень влияния неформальных коммуникационных процессов на предприятии на эффективность его деятельности. Большинство же не считают слухи проблемой, которая требует к себе внимания. При таких условиях борьба с неформальными коммуникациями не будет производиться, а значит дело, по сути, пущено на самотек.

Информация по-прежнему передается а неформальных разговорах в курилке и других местах общего сбора персонала, что приводит к нарастанию напряженности, искажениям и преувеличениям, далеким от истины.

На четвертый вопрос руководители ответили так: ответ «А» выбрали 3 руководителя, вариант «Б» отметили еще 3, вариант «В» оказался приемлем для 4.

Рисунок 2.17. Как Вы общаетесь со своими непосредственными подчиненными?

Излишняя неформальность в общении с подчиненными, которую практикуют руководители, ответившие на этот вопрос вариантом «А», при всей своей привлекательности с точки зрения наиболее благоприятного психологического климата для работников, тем не менее, опасна для предприятия. Такой стиль общения со служащими может значительно снизить эффективность коммуникаций по деловым вопросам. Отношения руководителя к своим подчиненным на уровне дружбы могут приводить к снижению показателей трудовой дисциплины, люди могут считать, что любое неисполнение ими их непосредственных трудовых обязанностей будет им прощено по дружбе.

Что касается руководителей, избравших вариант «В», то из позиция также не ведет к повышению эффективности внутрифирменных коммуникаций. Ведь рабочие – это не машины, бездумно исполняющие свою трудовую функцию, а живые люди, требующие иногда понимания и всегда человеческого отношения. Стрессы, недовольство собой, злость на начальство, неудовлетворенность рабочим местом и психологическим климатом в организации может только отрицательно сказаться на эффективности работы служащего.

На пятый вопрос руководители ответили следующим образом: ответ «А» выбрали 7 человек, вариант «Б» отметили 2 руководителя, вариант «В» - 1.

Рисунок 2.18. Вы можете себе позволить обратиться напрямую к работнику, который подчиняется не Вам, а Вашему подчиненному?

Как показал опрос, большинство руководителей предприятия считают допустимым нарушения принципа единоначалия в процессе внутрифирменных коммуникаций.


Такой расклад не способствует улучшению психологического климата в организации, а, следовательно, негативно отображается на эффективности организационных коммуникаций. Работник должен четко знать, кому он непосредственно подчиняется, всю имеющуюся у него информацию он по необходимости сообщает руководителю, всячески способствуя развитию организации. При этом другие руководители не должны ставить работника в ситуацию, когда он, помимо прочего, вынужден отчитываться еще перед кем-то из руководящего состава, испытывая при этом некий психологически дискомфорт и стресс.

На шестой вопрос ответы распределились следующим образом: ответ «А» выбрали 5 опрошенных руководителей, «Б» - 3, «В» - 2.

Рисунок 2.19. Какие каналы связи Вы как руководитель считаете наиболее эффективными для осуществления процесса коммуникаций?

Личный разговор как модель коммуникации наиболее эффективен с точки зрения объема получаемой информации. За счет обилия каналов передачи информации обеспечивается полнота и точность воспринимаемых данных. Однако такая роскошь, как личные беседы не всегда приемлема для руководителя в силу сложности и множественности возлагаемых на него функций.

Быть в большом количестве мест, зачастую отдаленных друг от друга, с целью совершения эффективных бизнес-коммуникаций в течение ограниченного рабочего времени просто физически невозможно. Поэтому руководитель должен уметь эффективно коммуницировать посредством телефона и других современных технических средств связи. При этом с целью повышения эффективности таких коммуникаций , важно не забывать про необходимость установления обратной связи, которая возможна не только при личном контакте с партнером по коммуникации.

Отвечая на седьмой вопрос ответ «А» выбрали 4 руководителя, ответ «Б» - также 4, ответ «В» - 2.

Рисунок 2.20. Если работник обратится к Вам с личной просьбой, деликатной проблемой, что Вы предпримите?

Внутрифирменные коммуникации – это не только процесс обмена деловой информацией, он напрямую связан с общим эмоциональным фоном в организации, а также с психологическим состоянием работников. Руководитель не обязан брать на себя весь груз личных проблем своих подчиненных, однако, проявить в необходимый момент человеческое понимание и участие – его первейшая обязанность.

В исследуемой организации большинство руководителей считают, что не обязаны хоть как-то помогать подчиненным, даже если в их силах что-либо сделать. Очевидно, что в подразделениях, возглавляемых этими руководителями существуют серьезные проблемы в области общения. А поскольку человеческое общение это первая ступень и главная составляющая деловых коммуникаций, то об их эффективности в данном подразделении не может быть и речи.


На восьмой вопрос руководители ответили следующим образом: ответ «А» выбрали 3 из опрошенных, «Б» предпочли 3 человека, вариант «В» отметили 4 руководителя.

Рисунок 2.21. На каком этапе коммуникационного процесса, как Вы считаете, чаще всего теряется или искажается важная для управления информация?

Факт искажение информации уже на этапе ее сбора требует повышенного внимания со стороны руководящего состава предприятия. Проблемы могут быть в процедурах сбора информации, в особенностях оргструктуры предприятия, когда информация не может свободно перемещаться по-горизонтали либо по-вертикали, а также в компетентности работников и благоприятности психологического климата в организации в целом.

Преграды семантического характера также значимы, как показывают результаты опроса. Зачастую руководители просто неспособны адекватно воспринять поступающую информацию в силу «языкового барьера». Такое положение дел требует к себе внимания со стороны, прежде всего, руководящего состава предприятия.

Каналы передачи информации также крайне важны, по признанию большинства руководителей. Налицо проблемы с системой коммуникаций в целом.

На девятый вопрос ответы распределились так: ответ «А» выбрали 2 человека, вариант «Б» отметил 1 руководитель, вариант «В» - 7.

Рисунок 2.22. Что на Ваш взгляд способно лучше всего повысить эффективность коммуникационных процессов в организации?

На лицо неверная расстановка приоритетов руководителями по вопросам обеспечения эффективности коммуникационного процесса на предприятии. Слишком мало руководителей понимают первостепенную важность установления обратной связи для повышения результативности делового общения между сотрудниками организации.

Большинство опрошенных управленцев, считают, почему-то, что главное для эффективных коммуникаций – это техника и современные технологии. Однако это мнение ошибочно. Главный фактор в процессе коммуникаций (как простого общения, так делового информационного взаимодействия) – человеческий фактор. Поэтому если не наладить коммуникации, исходя, прежде всего, из этих соображений, технологии могут оказаться бессильными.

На десятый вопрос 5 человека ответили «А», 3 предпочли вариант «Б», вариант «В» выбрал 1 руководитель, вариант «Г» - также 1.

Рисунок 2.23. Скажите, пожалуйста, какие коммуникации, по Вашему мнению, для организации важнее всего?

Большинство опрошенных считают, что коммуникации с внешней средой имеют определяющее значение для эффективности деятельности организации. С точки зрения маркетинговых концепций, направленных на приоритет удовлетворения потребностей потребителей, такая позиция имеет смысл, однако говорить о том, что нет для организации ничего важнее внешних коммуникаций, неверно. Руководители, придерживающиеся этой точки зрения, не уделяют достаточно внимания другим видам коммуникационного взаимодействия, от которых напрямую зависит эффективность деятельности предприятия.


Как это не прискорбно, но слишком мало руководителей понимают важность системного подхода к понятию и формированию коммуникаций в организации. Сосредотачивая свое внимание на какой-то одной стороне проблемы, предпринимая ситуативные меры по нормализации ситуации, невозможно добиться хороших результатов.

На одиннадцатый вопрос руководители ответили следующим образом: вариант «А» предпочли 2 человека, «Б» выбрали 6 руководителей, «В» оказался приемлемым для 2.

Рисунок 2.24. Как Вы общаетесь с вышестоящим руководством?

В целом ситуация в организации нормальная. Проблемы возникают у тех, кто на данный вопрос ответил третьим вариантом. Эффективные коммуникации невозможны, если один из участников их возводит вокруг себя «стену отчуждения». Ни передать такому руководителю важные сведения, ни получить от него ценные своевременные данные, необходимые для эффективной производственной и управленческой деятельности, не представляется возможным. А вовремя не поступившая информация чревата серьезными проблемами для предприятия.

Подчиненные должны не просто осознавать свое место в иерархии, выполнять свои обязанности, прописанные в организационных документах, но и должны делать это с максимально возможной отдачей и эффективностью. Излишняя бюрократизация отношений звена «руководитель-подчиненный» не способствует достижению этой цели.

На двенадцатый вопрос руководители ответили таким образом: вариант «А» выбрали 6 человек, «Б» выбрали 4 руководителя.

Рисунок 2.25. Влияют ли, на Ваш взгляд, коммуникации в организации на удовлетворение работником своей работой?

Общение на работе, безусловно, важная составляющая жизни каждого работника. На исследуемом предприятии далеко не все руководители это понимают. Это может быть причиной недостаточно компетентного отношения руководителей к коммуникациям со своими подчиненными. Наряду с физическим комфортом следует позаботиться и о коммуникационном комфорте сотрудников, то есть создать благоприятные условия для эффективного обмена информацией по производственным вопросам.

Те руководители, которые не способны этого понять, не смогут внести сколько-нибудь заметного вклада в налаживание процесса коммуникаций на предприятии.

На тринадцатый вопрос ответы распределились следующим образом: вариант «А» предпочли 2 человека, «Б» выбрали 6 руководителей, «В» оказался приемлемым еще для 2.

Рисунок 2.26. Как Вы относитесь к проблеме частой сменяемости верховного руководства на Вашем предприятии?