Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие об эмоциональных состояниях человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и взаимодействию с этим миром, к реальным и гипотетическим ситуациям. Эмоции выполняют функцию взаимосвязи индивидуума и среды, в которой он существует. В широком смысле, положительные эмоции для человека можно рассматривать как подтверждение, что он находится в зоне комфорта, отрицательные – как сигнал о необходимости «смены обстановки» или стиля поведения.

Компонентами эмоций являются: ощущения, переживаемые или осознаваемые в психике; изменения в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других системах; выразительные комплексы эмоций (в частности – мимические). Вербальное (речевое) выражение эмоций ограничено целым рядом объективных факторов, таких, как словарный запас индивидуума, особенности его воспитания, принадлежность к определенной социальной группе, особенности характера, окружающая обстановка и многое другое. По этой причине точная оценка эмоционального состояния человека лишь на основе вербальных сигналов в большинстве случаев невозможна и часто ведет к ложным выводам. Большинство из нас на вопрос «как дела?» автоматически отвечает: «хорошо», хотя эмоциональные ощущения в этот момент могут быть далеки от положительных.

Таким образом, исследование невербальных проявлений может помочь составить более точную картину эмоционального состояния человека и должно быть обязательным приемом в работе психолога.

Цель данной курсовой работы – изучить основные невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи работы:

1. Проанализировать существующие научные представления о видах эмоциональных состояний человека и их основных разновидностях.

2. Изучить основные функции эмоций.

3. Изучить основные формы невербальных проявлений эмоций.

Предметом курсовой работы является совокупность невербальных проявлений эмоциональных состояний человека в свете современных данных по этой проблеме и с точки зрения использования этого феномена в работе психолога.

Краткая характеристика источников, использованных при подготовке курсовой работы. При подготовке работы использованы в основном фундаментальные труды отечественных авторов, широко известных, признанных специалистов в области психофизиологии и смежных наук. Одной из основных книг, взятой за основу для работы над избранной темой, был учебник Н.Н. Даниловой «Психофизиология» (М.: «Аспект-Пресс», 2012, 368 с.). Это издание рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию. Учебник содержит главу, посвященную эмоциям, где достаточно подробно изложены психофизиологические аспекты этого явления, в т.ч. рассмотрены и невербальные проявления эмоциональных состояний. Также использованы публикации выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева. Кроме того, использованы данные из монографии доктора психологических наук, профессора В.А. Лабунской, из книги популярного австралийского автора Алана Пиза, а также из статей в ведущих профильных научных журналах.


1. Понятие об эмоциональных состояниях человека.

Общие сведения об эмоциях

Эмоцияэто особый вид психических процессов, которые отражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций в том, что они, в зависимости от потребностей субъекта, непосредственно оценивают значимость действующих на индивидуума объектов и ситуаций. Эмоции, таким образом, выполняют функции связи между действительностью и потребностями человека [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - С. 163.].

Однако до сих пор нет единой, общепринятой теории эмоций. Также, несмотря на большой объем исследований в этом направлении, нет точных, общепризнанных данных, в каких именно центрах нервной системы возникают эмоции, и каков их конкретный нервный субстрат [Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журн. высш. нервн. деят. - 1997.- Т. 47. - Вып. 2. - С. 320–328.].

По классификации эмоциональных явлений, предложенной А.Н. Леонтьевым (1983), выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.].

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффект может быть следствием воздействия как биологически значимых факторов, затрагивающим его физическое существование (прямая угроза жизни, голод, некомфортные климатические условия и т.п.), так и социальных факторов (отрицательная оценка со стороны родителей, учителей, руководства и т.п., угрозы и др. события, чаще - неприятные). Отличительная особенность аффекта в том, что он возникает в ответ на уже наступившую ситуацию.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительное состояние, и во внешнем поведении часто проявляются слабо. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или гипотетически возможной ситуации и поэтому, в отличие от аффектов, способны предвосхищать события, которые в реальности еще не наступили и, возможно, не наступят. Собственно эмоции возникают на основе представлений индивидуума о пережитых или воображаемых ситуациях, т.е. на основании его опыта и знаний.


Предметные чувства - третий вид эмоциональных процессов, они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением об объекте (конкретном или отвлеченном) - например, дружеские чувства по отношению к человеку или социальной группе, чувство привязанности к человеку, к животному, к определенной местности, стране, чувство ненависти к вpaгам, к какой-либо социальной группе и т.п.). Предметные чувства выражают устойчивые, сложившиеся эмоциональные отношения [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. - В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.].

Такие ощущения, как голод, жажда, холод, жар и т.п. принято называть общими ощущениями и выделять их на особое место среди эмоциональных явлений. Однако, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от вышеупомянутых общих ощущений, у них обнаруживается много общего и это разделение довольно условно. Одна из причин, по которой их различают, - это разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары или боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-то конкретных рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям.

Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Большое внимание исследователей привлекает еще одна категория эмоциональных явлений - настроение. Познание сути этого явления, причин формирования и изменения настроения, безусловно, имеет большое практическое значение.

У настроения, в отличие от эмоций, нет специфического целевого объекта. Сложно выделить и какие-либо специфические реакции, характеризующие настроение. То есть, настроение менее специфично, чем эмоция. Кроме того, какие-либо субъективные переживания, связанные с настроением, выражены мене интенсивно, по сравнению с эмоциональной реакцией.

Согласно когнитивной теории эмоций, настроение - это некое состояние чувствования, возникающее в результате автоматически протекающих когнитивных процессов, о которых мы не осведомлены. Поэтому, утверждает когнитивная теория эмоций, мы часто не осознаем, что находимся под впечатлением какого-то определенного настроения. То есть, настроение действует как контекст, подспудно перенося наши реакции на происходящие события [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].


Существует точка зрения, что настроение — это течение или поток гедонически ориентированных (направленных на получения удовольствия от жизни) идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. При этом общий гедонический тон, их объединяющий, может быть положительным (увеличение степени удовлетворения, удовольствия) или, наоборот, отрицательным.

Другие исследователи подчеркивают оценочную функцию настроения, таким образом, представляя настроение как отражение, мониторинг жизненных обстоятельств. Функцией настроения можно считать информирование об общем состоянии и потребностях индивидуума. То есть, настроение стимулирует субъекта к поведению, которое бы улучшало его гедонический тон. Таким образом, нормой можно считать действия индивидуума, направленные на улучшение настроения и поддержание хорошего настроения. В общем смысле это любые действия, направленные на улучшение и поддержание «качества жизни». Напротив, склонность индивидуума к «плохому настроению» и «застревание» в этом состоянии, очевидно можно расценивать как отклонение от нормы, мешающее изменять жизненные условия в положительном направлении.

Одна из важных функций настроения - это способность к саморегуляции. Результаты многочисленных экспериментов говорят о том, что настроение это продукт воздействия как реальных событий, так и воображаемых. В определенной мере настроение - это результат влияния информации, извлекаемой из эмоциональной памяти. Данные клинических исследований, кроме того, указывают на весьма важную роль биохимических и гормональных факторов в формировании и изменении настроения.

Когда настроение («хорошее» или «плохое») достигает определенного уровня, оно обращает на себя внимание, как самого обладателя настроения, так и окружающих. При этом настроение становится осознанным и может быть (с разной степенью точности) объяснено, в т.ч. и причины настроения. Это может стать импульсом для трансформации настроения в эмоцию.

Настроение (как осознанное, так и неосознаваемое) оказывает влияние на аффективные и когнитивные процессы, а также и на поведение. Считается, что осознанное настроение оказывает более выраженное влияние. Интенсивность аффекта зависит от уровня внимания, которое будет уделено настроению. Одно и то же явление одновременно может вызывать как эмоцию, так и настроение, которые могут сосуществовать, оказывая взаимное влияние друг на друга. Отличие заключается в том, что если эмоциональная реакция по времени развивается стремительно, мгновенно, то созданное ею настроение может сохраняться весьма длительное время (часами, днями, неделями) [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].


Любые действия человека не свободны от эмоциональной оценки. То есть, деятельность индивидуума всегда имеет ту или иную эмоциональную оценку, окраску. Выделяют ведущие и ситуативные эмоции.

Ведущие эмоции - сигнализируют индивидууму о неудовлетворенности его потребностей, побуждают к формированию новой цели, обеспечивающей удовлетворение этих потребностей, т.е. «ведут» к поиску целевого объекта, стимулируют поведение в определенном направлении. В качестве стимула, конечно, могут выступать и эмоциональные воспоминания о прошлых успехах и, таким образом, побуждать к повторному, серийному удовлетворению какой-либо потребности. С помощью положительных эмоций конкретизируются цель и средства удовлетворения потребностей.

Ситуативные эмоции – появляются как результат оценки ситуации, ставшей результатом поведения человека на каком-то этапе времени или избранного стиля поведения в целом. Положительные ситуативные эмоции побуждают субъект действовать в прежнем направлении, отрицательные - менять поведение, способы достижения цели [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Вывод по главе 1. Эмоции отражают отношение человека к изменяющимся условиям окружающего мира (среды обитания), а также отношение к самому себе (своим поступкам и своему состоянию на текущий момент). Таким образом, эмоции, во-первых, обеспечивают оценку ситуации, в которой находится человек, а во-вторых, побуждают к сохранению этой ситуации (если она благоприятная) или к ее изменению (если она неблагоприятная).

Собственно эмоции надо отличать от аффекта и предметных чувств. Аффект - это кратковременное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Причиной аффекта обычно служит «из ряда вон выходящее событие», часто он развивается на фоне эмоциональной неустойчивости субъекта. Собственно эмоции - более длительное состояние, во внешнем поведении проявляются гораздо слабее, чем аффект. Предметные чувства возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением о конкретном или отвлеченном объекте, предмете (дружеские чувства к человеку, чувство отвращения к какой-либо еде и т.п.).

2. Функции эмоций

Принято выделять несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную [Данилова Н.Н. Психофизиология/ Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].