Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие об эмоциональных состояниях человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отражательная функция выражается в обобщенной оценке происходящих событий. Нужно помнить, что эмоции так или иначе затрагивают весь организм и представляют собой практически мгновенную интегральную (взаимосвязанную) оценку поведения индивидуума. Это позволяет определить положительный и отрицательный эффект факторов, воздействующих на индивидуума еще до того, как будет определена конкретная локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он практически немедленно находит такое положение, которое снижает болевые ощущения. Таким образом, эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации, основываясь на возникшей потребности и интуитивном представлении о возможностях ее удовлетворения.

Эмоциональная оценка отличается от осознанных (когнитивных) оценочных действий, так как выполняется на чувственном уровне. Так, испытывая чувство голода, человек не оценивает возникшую потребность в конкретном количестве питательных веществ - белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и т.п. Достаточно собственно возникновения чувства.

Побуждающая функция эмоций непосредственно связана с отражательной. Эмоция побуждает выявить и очертить зону поиска, где будет найдено удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности, что и побуждает человека к действию.

Два класса эмоций, упомянутые выше, - ведущие и ситуативные - несут функцию побуждения. Ведущее эмоциональное переживание, направленное на предмет, - цель поведения, удовлетворяющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в результате оценок результатов отдельных этапов поведения, также побуждают – или действовать в прежнем направлении, или менять тактику поведения и само поведение, средства достижения цели [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Подкрепляющая функция. Эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, в опытах было установлено, что у сытого животного выработать условные пищевые рефлексы невозможно. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае - отражающегося в чувстве голода. Но простого соединения индифферентного раздражителя (звонка, света от лампочки и т.п.) с голодовым возбуждением еще недостаточно. Нужен третий компонент – предоставление животному пищи, т.е. фактора, удовлетворяющего потребность. Наступление чувства сытости (имеющего, безусловно, положительную эмоциональную окраску) после получения пищи и играет роль подкрепляющей функции при формировании данного рефлекса.


В опытах по изучению условного пищевого рефлекса, когда пища животному не предоставлялась, пищедобывательные рефлексы также не вырабатывались - у животных появлялись условные реакции страха, избегания, отказа от пищи. Из этих примеров видно, что реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда, роль которой для голодного животного играет пища. Болевое раздражение наградой не является, ее дает лишь освобождение, избегание наказания. Получение награды всегда ассоциируется с возникновением каких-либо положительных эмоций [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Очень интересные результаты были получены при исследовании подкрепляющей функции эмоций в рамках экспериментальной модели «эмоционального резонанса». Установлено, что эмоциональное состояние животных, подвергнутых весьма неприятному воздействию электрокожного раздражения, влияло на эмоциональные реакции животных, не подвергавшихся воздействию электрического тока, а лишь наблюдавших за этим.

В опытах, когда собака-жертва подвергалась «наказанию» электрическим током на глазах у собаки-наблюдателя, у собаки-наблюдателя усиливалось сердцебиение, увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-ритма, т.е. развивалось состояние негативного эмоционального напряжения. Оказалось, что в таких некомфортных эмоциональных условиях собака-наблюдатель может выработать избегательный инструментальный рефлекс: поднимает лапу, что, по условиям опыта, было сигналом прекратить подачу тока собаке-жертве. После этого сердцебиение у собаки-наблюдателя возвращалось к норме, гиппокампальный тета-ритм пропадал, что означает исчезновение отрицательного эмоционального состояния.

Следовательно, наградой, на которую и вырабатывалась данная инструментальная реакция, в данном случае было избавление от отрицательного эмоционального напряжения. Легко заметить, что модель, использованная в данном опыте, воспроизводит весьма типичную для человеческих взаимоотношений ситуацию распространения отрицательных эмоциональных состояний в том или ином сообществе. Такая модель дает возможность исследовать функции эмоций в наиболее чистом виде, без непосредственного воздействия болевых раздражителей [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Переключательная функция состоит в том, что эмоций побуждают человека изменить (переключить) свое поведение. В естественных условиях поведение человека и животных определяется огромным множеством потребностей разного уровня. Взаимодействие этих потребностей проявляется в так называемой конкуренции мотивов, которые проявляются в определенных эмоциональных переживаниях.


Оценки действий, поведения человека через призму эмоциональных переживаний обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Существует понятие «эмоционального предчувствия решения задачи», которое побуждает к продолжению действий в выбранном направлении, а также понятие «предчувствия противоречия», когда возникает побуждение переключиться, изменить направление работы, направление действий, т.к. человек ощущает эмоциональный дискомфорт, чувствует, что «что-то идет не так» [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].

Таким образом, эмоции успеха-неуспеха могут побуждать человека к переключению от одних действий к другим. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных условиях, когда идет борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается человеком в виде борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход этого конфликта зависит от силы побуждений, от личностных установок конкретного субъекта.

Коммуникативная функция эмоций играет важную роль в общении человека с окружающими. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются т.н. «языком человеческих чувств» и позволяют передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Еще Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животного», опубликованной в 1872 г., утверждал, что движения мышц, при помощи которых выражает свои эмоции человек (радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение), произошли от аналогичных движений животных. Дальнейшие исследования подтвердили коммуникативную функцию движений, а особенно – мимики. В ходе эволюции мимические сигналы развились в сложную систему, обеспечивающую передачу информации о состоянии и намерениях индивида. Так, комплекс мимических сигналов, выражающих испуг, говорит о намерении индивида спасаться бегством, а сигналы, соответствующие эмоции гнева сигнализируют о намерении вступить в борьбу.

Социальные отношения у высших позвоночных животных в значительной степени регулируются при помощи такого «языка». Например, сигналы угрозы, идущие от вожака стаи, вызывают поведение «подчинения» у членов стаи или усиливают их настороженность, готовность отразить внешнюю опасность. Установлено, что основные фундаментальные эмоции закреплены на генетическом уровне. Существуют гены, кодирующие универсальные комплексы поведенческих реакций, с помощью которых эти эмоции и реализуются [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова.- М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].


Рис. 1. Классификация основных потребностей человека и их связь с эмоциями [Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций // Журн. высш. нервн. деят. - 1997.- Т. 47. - Вып. 2. - С. 320–328.].

Вывод по главе 2. В широком смысле основным назначением эмоций у человека можно считать приспособление к условиям среды и улучшение этих условий. Зачатки проявления эмоций можно наблюдать у высших позвоночных животных, а в форме, наиболее близкой к человеческим, эмоции проявляются у человекообразных обезьян.

Среди функций эмоций выделяют отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную. Отражательная функция выражается в оценке происходящих событий («хорошо» это или «плохо» для индивидуума). Побуждающая функция проявляется в том, что субъект чтобы, удовлетворить потребность и тем самым улучшить плохое эмоциональное состояние или закрепить хорошее, начинает искать способы, действовать. Подкрепляющая функция: при совершении «правильных» действий возникающая от вознаграждения положительная эмоция подкрепляет процесс запоминания порядка действий. Переключательная функция эмоций – при возникновении эмоционального дискомфорта человек переключает (изменяет) свое поведение. Коммуникативная функция – позволяет координировать действия в коллективе, передает информацию о состоянии индивидуума.

3. Основные формы невербальных проявлений эмоций.

3.1. Лицевая экспрессия как средство невербального общения

Люди обмениваются многими невербальными сигналами, используя интонацию голоса, лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты. С помощью этих средств передается довольно большой объем важной информации. Сходным образом обмениваются информацией с сородичами и животные в стае: они используют выразительные движения, особые звуки.

Знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин (1872) внес существенный вклад и в исследования истоков невербальных способов взаимодействия между индивидуумами. Он первым высказал версию, что лицевая экспрессия играет особенно важную роль в кооперации, обеспечении совместных действий животных в группе, т.к. позволяет достаточно доходчиво сообщать своим сородичам об эмоциях и намерениях действовать [Данилова Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 368 с.].


Наиболее важный канал эмоционального невербального общения - зрительный, через который принимается информация, содержащаяся в выразительных жестах и экспрессивных реакциях лица. То, что лицо - наиболее важный источник информации в процессе общения, подтверждается и результатами исследований, выполненными психофизическими методами. Так, в опытах на добровольцах с показом видео лица человека, изображающего улыбку или гнев, а также с трансляцией звукозаписи человеческого голоса, переживающего те же эмоции, было установлено, что 45% информации об эмоциях воспринимается через зрительный анализатор, а лишь 17,6% через слуховой.

В процессе фило- и онтогенеза роль мимики в выражении эмоций и в целом, в коммуникации между особями, увеличивается, а роль позы, жестов, наоборот, падает. То есть, чем более высокоразвитое животное, тем большую роль играет мимика («выражение лица») и тем лучше развиты мимические мышцы. В ряду позвоночных животных лицевая мускулатура претерпевает изменения от полного отсутствия у низших животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) до хорошо развитой сложной системы лицевых мышц у приматов и очень высоко дифференцированной у человека.

Так, у многих видов птиц, важную информацию о социальном статусе особи несет положение головы – то есть на этом этапе для коммуникации задействованы еще достаточно крупные шейные мышцы, а мелкие мимические мышцы важной роли не играют и развиты слабо. У макаки-резуса наиболее важным компонентом в передаче информации является пантомимика (т.е. совокупность выразительных движений лица, головы, тела и конечностей) - в частности, поза, а у человекообразной обезьяны мимика уже гораздо более независима от позы и характера локомоций (движений, перемещений).

Ученые выделили различные «выразительные двигательные комплексы» у макаки-резус, которые это животное использует для демонстрации угрозы, беспокойства, подчинения, испуга, миролюбия. Эти комплексы необходимы макакам для создания иерархии в стае и формирования социального доминирования. У людей экспрессивные реакции лица имеют самостоятельное значение как способ передачи эмоциональных сигналов. Взаимодействие лиц играет огромную роль в социальном поведении. Широко применяется специальный термин «поведение лицо к лицу».

Считается, что в ходе эволюции мимические реакции развивались из «движений-намерений», относящихся к подготовительной фазе деятельности (подготовка к нападению или, наоборот, к защите). Это предопределило одну из функций лицевой экспрессии – стать средством невербального общения, способом передачи информации о намерениях и состояниях человека, которые должны привлечь внимание другого субъекта.