Файл: Анализ внешней и внутренней среды на примере компании Юлмарт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

SWOT -матрица (-2;+2)

SWOT -матрица

Возможности

Угрозы

Итого

Развитие информационных и интернет технологий

Рост численности населения

Расширение ассортимента за счет технического прогресса

Повышение осознанности потребителей

Активность существующих конкурентов

Стереотипы и потребительские привычки

Нестабильность курса валют и инфляция

Снижение благосостояния и платежеспособности населения

Сильные стороны

Известный игрок(лидер)рынка

+2

+2

+2

+2

-2

-1

-2

-2

+1

Ежегодное углубление и развитие портфеля брендов

+1

0

+2

+1

+1

0

-2

-1

+2

Возможность сделать заказ в пункте самовывоза

+2

0

+1

+1

0

0

0

0

+4

Возможность покупки в кредит/рассрочку

+2

+1

+1

+1

-2

-1

-1

-2

-1

Слабые стороны

Снижение лидирующих позиций

+2

0

+1

0

-2

-1

-2

-1

-5

Высокая доля арендуемых

площадей и их стоимость

+1

0

-1

0

0

0

-1

0

-1

Низкий уровень сервиса

+1

0

0

-1

-2

0

0

0

-2

Зависимость ценообразования от конкурентов

-1

0

0

-2

-2

-2

-1

-1

-9

Итого

+10

+3

+6

+3

-9

-5

-9

-7

-8\-11

Выводы по SWOT:

Анализируя SWOT-матрицу, можно выявить основную сильную сторону компании "Юлмарт" – лидерство на рынке интернет-торговли БтиЭ. Данная сильная сторона перекрывает такие угрозы, как нестабильность курса валют и экономической ситуации в целом, которые тяжело проходят в российской практике. Также качество товаров и возможность сделать заказ в пункте самовывоза нейтрализует стереотипы и потребительские привычки.


Еще одна сильная сторона, позитивно влияющая на ситуацию – ежегодное углубление и развитие портфеля брендов. Если закупка и поставка товара на постоянной основе будет и дальше развиваться, ассортимент будет представлен в максимальном количестве точек, то компания получит огромное преимущество и уравновесит свои слабые стороны. Что касается слабых сторон, то они одинаково губительны для компании: низкое качество сервиса, проблемы сбыта, высокая доля арендуемых помещений, зависимость ценообразования от конкурентов, отсутствие гос поддержки и другие, не дают компании развиваться в нужном направлении.

Среди возможностей рынка, выделяется правовой фактор - развитие законодательной базы, разработка и совершенствование законов и законопроектов. Основная проблема в этой области - реальное воплощение и соблюдение данных законов. Также стоит отметить такие возможности рынка как развитие информационных и интернет технологий, тк Юлмарт функционирует именно на онлайн платформе. Не последнее значение имеет и рост численности населения и повышение осознанности потребителей.

Делая вывод, можно сказать, что компании необходимо развивать свои сильные стороны, поскольку они в состоянии снизить действие угроз рынка за счет своей известности и уникальности. Однако, Юлмарту следует больше работать над усилением лидерских качеств на рынке не только ЭиБТ, но и в других секторах, а для этого необходимо снижение слабых сторон и постоянный контроль за рынками.

Вывод по главе:

У компании «Юлмарт» сбалансированная внутренняя среда. Комплекс маркетинга соответствует условиям рынка, об этом говорит лидерство компании. На рынке бытовой техники и электроники Санкт-Петербурга компания занимает первое место уже более пяти лет. Этому способствует постоянное совершенствование своей внутренней среды.

Глава 3. Анализ внешней среды компании "Юлмарт"

3.1. Анализ партнеров компании «Юлмарт»

Тесные партнерские отношения с ведущими производителями компьютерной техники и электроники позволяют нам предлагать нашим покупателям самую качественную и современную технику; одними из первых узнавать об инициативах компаний-партнеров и принимать в них активное участие; проводить регулярное обучение специалистов Юлмарт. Среди крупнейших партнеров Юлмарта - Transcend, Intel, Microsoft, LG, ASUS.[31]


3.2. Анализ потребителей компании "Юлмарт"

Потребителями бытовой техники и электроники могут быть как индивидуальные потребители, так и корпоративные. Однако, в данном исследовании мы рассматривали только индивидуальных потребителей.

Были выделены следующие критерии сегментирования потребителей относительно бытовой техники и электроники:

  • Возраст (молодежь, потребители среднего возраста, потребители старшего возраста);
  • Доход (низкий, средний, выше среднего);
  • Потребительские вкусовые предпочтения;
  • Психографические характеристики (осознанность потребителя, его умение пользоваться техникой).

Если говорить о потребностях потребителя, который покупает бытовую технику и электронику, то можно выделить следующие:

  • потребность в комфорте;
  • потребность в признании;
  • удобство приобретения, хранения и использования;
  • следование современному образу жизни за счет приобретения определенных товаров;

Проанализировав потребителей и критерии сегментирования, важные для рынка интернет-торговли БТиЭ, можно выделить несколько сегментов:

  • Новаторы - потребители, предпочитающие пробовать новинки. Всегда интересуются чем-то современным, любят пробовать и испытывать новое для себя. Независимые творческие личности.
  • Адепты: последователи, делающие товар модным и известным. Законодатели мод, лидеры мнений в своей социальной сфере. Их признание делает товар популярным и на него сразу появляется спрос.
  • Прогрессисты: потребители, обеспечивающие массовый сбыт на стадии роста товара. Т.е. товар становится популярным, и тогда они его покупают. Не разбираются в технике, поэтому прислушиваются к мнению большинства. Встречаются среди всех возрастов, преобладают женщины.
  • Скептики: подключаются спросу на стадии насыщения. Для них важны привычки, они достаточно консервативны. Самое важное – это качество. Решения принимают долго и взвешенно.
  • Консерваторы: проявляют спрос, когда товар становится «традиционным». Не любят рисковать и пробовать новое, проявляют доверие только к товарам, устоявшимся на рынке, у которых в их представлении складывается образ «идеала». Убежденные противники нового.


3.3. Анализ конкуренции рынка интернет-торгловли БТиЭ

В качестве основных конкурентов компании «Юлмарт» были выбраны компании «Ситилинк», «М.видео», «Эльдорадо» и «DNS». Именно эти компании находятся в том же ценовом сегменте, а также предлагают аналогичный товар.

Интернет-магазин Citilink.ru является онлайн-представительством розничной сети «Ситилинк», которая в свою очередь входит в структуру компании «Merlion». Merlion — один из крупнейших дистрибьюторов компьютеров и цифровой техники, комплектующих, сетевого и офисного оборудования в РФ. Оборот компании «Merlion» по итогам 2017 года составил $2,96 млрд.[32]

«М.видео» — крупнейший российский розничный продавец электроники и бытовой техники, к концу 2012 года компания располагала сетью из 296 собственных гипермаркетов в 127 городах РФ из которых 42 были открыты в 2012 году.[33]

Компания «Эльдорадо» — российская сеть магазинов бытовой техники, электроники и товаров для дома. География присутствия компании охватывает более 200 городов и насчитывает более 600 магазинов в разных регионах РФ. Наряду с этим «Эльдорадо» активно развивает транснациональный франчайзинг в ряде стран: Киргизия, Молдова, Армения, Казахстан.[34]

DNS — российская компания, владелец розничной сети, специализирующейся на продаже компьютерной, цифровой и бытовой техники, а также производитель компьютеров, ноутбуков, планшетов (сборочное производство). Сеть DNS «закрасила» торговыми точками почти всю карту России, открыв около 700 супермаркетов с ожидаемой в 2013 году выручкой около 130 млрд рублей.[35]

Для сопоставления компании Юлмарт с конкурентами, мною была составлена сравнительная таблица (см. Приложение 17).

Для анализа конкуренции на рынке интернет-торговли БТиЭ Санкт-Петербурга была использована модель, описывающая конкуренцию - модель пяти сил конкуренции по М. Портеру (см. Приложение 14).

3.4. Анализ макросреды компании "Юлмарт"

Для изучения макросреды компании "Юлмарт" воспользуемся моделью PEST-анализа. Итоги анализа представлены в табл. 4. Оценку будем производить по 5-балльной шкале от -2 до +2.

Таблица 4

PEST-анализ

Факторы

Характеристика

Оценка влияния

Политические факторы

Изменение курса валют

Цены на бытовую технику и электронику сильно подвержены колебаниям курса валюты. Несмотря на то, что немалое количество устройств производится на территории РФ, сырье и комплектующие поставляются извне. Мы не видим движения со стороны государства в сторону изменений пошлин и других платежей, что могло бы повлиять на снижение стоимости. Так что если курс валюты будет устойчивым, то и цены останутся на текущем уровне.

-2

Изменение законодательства

Российское законодательство очень нестабильно. Могут запретить ввоз импортных товаров.

-1

Экономические факторы

Возможность повышения спроса на товары в связи с ростом уровня жизни на- селения России

Эксперты отмечают, что повышение уровня жизни жителей крупных городов России, в частности Санкт-Петербурга, непременно положительно сказывается на особенностях покупки ими товаров.

+2

Угроза снижения спроса на покупку товаров в связи с кризисным состоянием экономики

По оценкам экспертов в области экономики, в настоящее время существует вероятность повторения кризиса, т.н. «вторая волна». Это связано с медленным процессом восстановления экономики в зарубежных странах, и высокой зависимостью российской экономики от мировых держав. При этом влияние кризиса на покупателей проявится в переходе незначительной части потребителей на более дешевую ценовую категорию, а не в полном отказе от их по- купки. Также в период кризиса может наблюдаться повышение спроса на продукцию отечественных производителей.

-1

Возможность повышения спроса на товары в связи со снижением уровня безра- ботицы

В 2017 году в Санкт-Петербурге уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,6% от числа экономически активного населения. Снижение уровня безработицы в СПб свидетельствует о занятости населения и о его стабилизации материального положения, которое позволяет приобретать товары на том же уровне и даже больше.

+1

Социальные факторы

Возможность повышения спроса за счет высокой численности населения

Численность населения Санкт-Петербурга по данным Росстата составляет 5 200 000 человек, что является привлекательным для ком- паний, функционирующих на рынке Эи БТ, т.к. данная потребность имеет массовый характер, и количество жителей напрямую влияет на объемы продаж продукции операторов рынка.

+1

Угроза для отечественного рынка онлайн магазина в связи с интересом потребителей к зарубежным

В настоящее время в российском обществе существует стереотип о низком качестве, плохом сервисе, высокой наценке и бесполезности отечественной продукции, а также о большом выборе товаров в зарубежных магазинах. В последнее время влияние данного суждения на покупа- телей уменьшается, т.к. присутствуют известные отечественные магазины, пользующиеся устойчивым спросом и имеющие положительные отзывы+ хорошее соотношение цена/качество. Также огромное влияние имеет скорость доставки товаров и в этом российские магазины преуспевают.

-1

Возможность повышения спроса за счет большого значения статусности и современности в обществе

В настоящее время современные гаджеты, девайсы и техника выступают ключевым атрибутом позиционирования современного человека в 21 веке. В связи с этим возрастает спрос потребителей на товары, способствующие улучшению внешнего вида, статусности, успеха и моды , к которым относятся Эи БТ. Данная особенность поведения характерна для представителей различных возрастов, поскольку желание людей хорошо выглядеть , показать свой высокий доход, современность и желание быть нога в ногу с модными тенденциями сильны в лю- бом возрасте.

+2

Технологические факторы

Повышение спроса на онлайн магазины за счет развития новых технологий

Развитие современных технологий положительно воздействует на рынок онлайн магазинов, поскольку повышается эффективность самого сайта, удобство его использования, заказа и доставки товаров.

+1

Угроза снижения спроса в связи с возможностью обмена мнениями в сети Интернет

Данный канал распространения информации является очень популярным у потребителей ввиду высокого уровня проникновения Интернета в СПб. Согласно имеющимся данным, по проникновению Интернета в России лидирует Северо-Западный федеральный округ – здесь Интернетом пользуются 75% жителей. Большой интерес потребителей к социальным сетям и другим интернет-площадкам, где имеется возможность обмена мнениями, сильно влияет на рынок онлайн магазинов, т.к. потребители склонны делиться информацией и оставлять отзывы об услугах и сайтах. При этом особенности менталитета россиян таковы, что вероятность оставления негативного отзыва гораздо выше, чем положительного отзыва, поэтому для операторов рынка данный фактор может представлять серьезную угрозу и требует внимания производителей к своей репутации в сети Интернет и проведения в случае необходимости работы с рекламациями.

-2


Вывод по главе:

В данной главе были проанализированы партнеры компании «Юлмарт», её потребители и конкуренты. Было выявлено, что прямыми конкурентами компании являются компании «Ситилинк», «М.видео», «Эльдорадо» и «DNS», которые находятся в том же ценовом сегменте, а также предлагают аналогичный товар. Потребителей компании можно разделить на несколько сегментов: новаторы, консерваторы, адепты, прогрессисты, скептики.

Заключение

В рамках данной курсовой работы был проведен анализ внутренней и внешней среды компании "Юлмарт", которая работает на санкт-петербургском рынке интернет-торговли БТиЭ. Данное исследование позволило выявить сильные и слабые стороны компании, проанализировать внешнюю среду, возможности и угрозы, которые она предоставляет. На основе исследования этих параметров, а также анализа конкурентов и потребителей, проведении PEST-анализа позволили составить модель SWOT-анализа, с помощью которой была определена стратегическая проблема компании, не позволяющая компании "Юлмарт" развиваться на рынке. Данное маркетинговое исследование опиралось на кабинетный анализ релевантных источников информации.

При написании курсовой работы были решены следующие задачи:

  • Дано определение внутренней и внешней среды организации;
  • Выявлены факторы внутренней и внешней среды организации;
  • Исследованы методы анализа внутренней и внешней среды организации: SWOT- анализ, PEST – анализ, анализ пяти сил Портера;
  • Был проведен SWOT- анализ, PEST – анализ и анализ пяти сил Портера деятельности компании «Юлмарт».

Список литературы

  1. Александрова Е.Н., Ташу А.А. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России // Экономика: теория и практика. - 2016. - № 1. - С. 55 - 58.
  2. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом/Пособие – М.: 2006. 272 с.
  3. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование. / Учебник. – М.: КноРус. 2015. 240 с.
  4. Болотова А.А., Карпунина Е.К. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 4. - С. 360
  5. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с
  6. Буханов М.И. Планирование на предприятии. / Учебник – М.: ИНФРА-М 2015. 385 с.
  7. Бузова И.А., Есипова В.И. Коммерческая оценка инвестиций. / Учебник. – СПб.: Питер. 2014. 432 с.
  8. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. – М.: 2014. 362 с.
  9. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс. 2013. 688 с.
  10. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. №-4. С.17-20.
  11. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. / Учебник – М.: 2013. 520 с.
  12. Егоршин А.П. Маркетинг организации. - СПб: Питер, 2015. - 350 с
  13. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент / Пер. С. Жильцов, М. Жильцов, Д. Раевская. - СПб.: Питер, 2014. - 816 с.
  14. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е.М. Пеньковой. M.: Прогресс, 1990. – 511 с.
  15. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.
  16. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. — 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2016. — 476 с.
  17. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия. // Маркетинг №2(87). 2016. С.26-35.
  18. Млоток Е.А. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. – М.: Инфо, 2015. 396 с.
  19. Ноздрева Р.Б. Маркетинг. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 446 с.
  20. Основы маркетинга. / Учебное пособие для вузов. / Г.А. Васильев Н.Д., Эриашвили., Н.А. Нагапьянц и др., под ред. проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2015. 543 с.
  21. Панкрухин Е.М. Маркетинг. / Учебник. – М.: Омега-М. 2018. 530 с.
  22. Вышенков Е. Ресурсы «Юлмарта» захватили процессы // Сайт Fontanka.ru. [2018].: [Электронный ресурс]: https://www.fontanka.ru/2018/02/07/082/
  23. Официальный сайт компании DNS [Электронный ресурс]: https://www.dns-shop.ru/
  24. Официальный сайт компании М.Видео [Электронный ресурс]: https://www.mvideo.ru/
  25. Официальный сайт компании Ситилинк [Электронный ресурс]: https://www.citilink.ru/
  26. Официальный сайт компании Эльдорадо [Электронный ресурс]: https://www.eldorado.ru/
  27. Официальный сайт компании Юлмарт [Электронный ресурс]: https://www.ulmart.ru
  28. Плетнёва Н. DPD и Юлмарт расширяют сотрудничество сразу в трех регионах страны // Сайт Retail.ru. [2018].: [Электронный ресурс]: https://www.retail.ru/news/143446/