Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникативной политики компании
1.1. Понятие коммуникации. Виды маркетинговых коммуникаций
1.2. Содержание и назначение коммуникативной политики в комплексе маркетинга
1.3. Стратегия построения коммуникативной политики компании
Глава 2. Анализ организации коммуникативной политики в сети Интернет
2.1. Коммуникативные характеристики сети Интернет
2.2. Основные инструменты Интернет-коммуникаций
2.3. Интернет как инструмент коммуникативной политики предприятия
3.1. Общая характеристика деятельности компании «Мастер Софт»
Источник: [37]
Рентабельность отражает степень прибыльности товара. Как видно из таблицы 7, рентабельность производства упала за последние 2 года почти в 2 раза. Это связанно в первую очередь с тем, что количество конкурентов на рынке постоянно растет, в то время, как ёмкость рынка не только не увеличивается, но даже падает [37].
Таким образом, в данном параграфе была проанализирована деятельность компании «Мастер Софт». Были рассмотрены основные направления деятельности, краткая история компании и технико-экономические показатели ее деятельности. Можно отметить, что со временем основной спектр компании изменился, также изменилась и ее целевая аудитория. Что касается ключевых показателей деятельности компании, было выявлено, что несмотря на стабильный рост объемов реализованной продукции и прибыли, рентабельность производства в последние года начала падать. Это произошло из-за увеличения затрат на 1 рубль товарной продукции и роста количества конкурентов на рынке при снижении емкости рынка. В следующем параграфе будет проведен анализ коммуникативной политики компании «Мастер Софт».
3.2. Анализ коммуникативной политики компании «Мастер Софт»
Анализ коммуникативной политики компании следует начать с анализа целевой аудитории компании.
Компания в большей степени функционирует на рынке b2b, то есть оказывает свои услуги другим компаниям (корпоративным заказчикам). К ним относятся крупные фирмы, банки, государственные органы, а также предприятия малого и среднего бизнеса. К их основным целям приобретения услуг можно отнести: извлечение прибыли, сокращение издержек, выполнение общественных или правовых обязательств. Главными требованиями данных заказчиков являются высокое качество предоставляемых услуг, надежность, квалифицированный персонал и быстрое сервисное обслуживание [34].
Компания также присутствует на рынке b2c и оказывает свои услуги частным лицам [34]. В основным, к таким потребителям относятся технические специалисты, которые заинтересованы в качественной и надежной технике, высоком уровне технических характеристик товаров, а также в гарантируемом сервисном обслуживании. Именно по этим критериям они выбирают себе поставщика информационных технологий. Также к индивидуальным потребителям стоит отнести руководителей компании, которые принимают решения основываясь на своих собственных представлениях о фирме, ее надежности и компетентности. В подобных случаях принятием решений о закупках для нужд организации занимаются не менее двух человек – как правило, это руководитель и специалист по технике, у каждого из них свои обязанности в рамках компании и каждый из них подходит к решению о закупке по-своему, учитывая свои собственные критерии и требования [36].
Таким образом, с учетом описанных выше особенностей, для привлечения максимального числа индивидуальных заказчиков компания «Мастер Софт» проводит свою коммуникативную политику одновременно в двух направлениях:
- Создание благоприятного образа фирмы у руководителей предприятий- заказчиков.
- Привлечение внимания и ознакомление технических специалистов данных предприятий с продукцией фирмы.
Еще одна особенность целевой аудитории компании – географическая разобщенность [36]. Существует значительная неравномерность в развитости информационных, сервисных и сбытовых структур в центре и на периферии. Учитывая этот факт, для повышения эффективности коммуникативной политики компания «Мастер Софт» делит рынок информационных технологий на два сектора: Краснодар и Краснодарский край.
Рынок компьютерных технологий Краснодара характеризуется более высокой концентрацией профессионалов, специалистов и продвинутых пользователей. Информация о товарах и услугах здесь распространяется достаточно быстро. Рынок Краснодарского края характеризуется низкой информированностью потребителей о современных технологиях [34]. Так как последние новости и техническая литература доходят сюда намного позже, чем в город, население менее восприимчиво к новым технологиям и спрос на данные товары и услуги является низким. Это основная причина, почему коммуникативная политика компании в Краснодаре и Краснодарском крае отличается друг от друга.
Предприятие «Мастер Софт» пока не может себе позволить проводить полномасштабную коммуникативную политику в Интернете из-за нехватки финансовых и материальных ресурсов [37]. Но несмотря на отсутствие полноценной рекламной кампании в Интернете, компания всё же использует Интернет как инструмент коммуникации.
Посредством Интернет-коммуникаций происходит общение между потребителями и компанией. Начиная с 2005 года, компания «Мастер Софт» имеет собственный сайт - www.mastersoft.ru. На сайте кроме телефонов и адреса указана следующая контактная информация: общий e-mail, e-mail техподдержки, ICQ, ссылки на страницы компании в социальных сетях (Facebook [35], Вконтакте [34], Instagram, Одноклассники). Данные инструменты обеспечивают компании стабильный прирост посетителей на web-сайт и повышение количества контактов с целевой аудиторией, клиентам, в свою очередь, это даёт упрощение действий для получения актуальной информации относительно компании. Также на сайте компании всегда представлена актуальная информация о последних новостях компании, всех проводимых мероприятиях и акциях, и портфолио фирмы. В целях PR на сайте компании также размещены дипломы и сертификаты, которые свидетельствуют о высоком уровне качества предоставляемых услуг.
Также компания «Мастер Софт» использует следующие Интернет-инструменты: e-mail рассылки; публикации постов в социальных сетях (Facebook [35], Вконтакте [34], Instagram, Одноклассники); ведение блога компании на блог-сервисе Яндекс.Блоги; система обратной связи Reformal; сервис управления документацией Google Docs; система управления проектами.
В среде Интернета «Мастер Софт» приглашает другие компании к обоюдному обмену партнёрскими ссылками, что позволяет обмениваться целевыми посетителями с сайтов организаций, участвующих в обмене, повышает рейтинг в поисковых системах, и, как следствие, даёт более выгодные позиции в выдаче поисковых запросов.
Интернет-коммуникации также используются компанией в работе с персоналом [36]. Внутренние коммуникации с персоналом задействуют следующие инструменты Интернет-коммуникаций: Google Docs, менеджер проектов, сервис обмена мгновенными сообщениям – ICQ, общую электронную почту для всех сотрудников организации; сервис видео- и аудиозвонков через Интернет – Skype [36]. В сервисе управления документацией Google Docs для каждого из сотрудников доступен ряд редактируемых документов: расчёт заработной платы (для каждого отдельно); расценки на типовые работы дизайнеров, промоутеров, программистов, менеджеров; правила трудового распорядка; рекомендации по работе с клиентами. Все эти документы изменяются, дополняются и корректируются, в них вносятся новые данные, которые в режиме on-line становятся доступны всем сотрудникам компании «Мастер Софт». Это позволяет без лишних усилий в удобной форме получать необходимую для работы информацию [33].
Далее рассмотрим количественное соотношение инструментов Интернет-коммуникаций компании «Мастер Софт», представленное в таблице 8.
Таблица 8
Количественное представление инструментов Интернет-коммуникаций компании «Мастер Софт»
Инструмент Интернет-коммуникации |
Количественный показатель |
Корпоративный сайт, посещений в месяц |
35 000 |
E-mail рассылка, чел |
6 245 |
Блог компании, посетителей в месяц |
930 |
Группа в Вконтакте, чел |
285 |
Официальная страница в Facebook, чел |
92 |
Официальная страница в Instagram, чел |
1045 |
Группа в Одноклассниках, чел |
179 |
Источник: разработано автором
По данным таблицы 8 можно сделать вывод, что компания «Мастер Софт» обширно использует возможности Интернет-коммуникации в своей деятельности.
Таким образом, в данном параграфе была проанализирована коммуникативная политика компании «Мастер Софт», ее основная целевая аудитория, особенности и инструменты. Было выявлено, что коммуникативная политика компании проводится в двух направлениях, в соответствии с целевыми потребителями: создание благоприятного образа фирмы у руководителей предприятий-заказчиков, привлечение внимания и ознакомление технических специалистов данных предприятий с продукцией фирмы. Также важным моментом является то, что коммуникативная политика отличается для города и области в связи с различиями в потребностях данных географических групп. Несмотря на отсутствие полноценной коммуникативной политики в Интернете в связи с нехваткой финансовых и материальных ресурсов, компания «Мастер Софт» использует следующие Интернет-инструменты: собственный сайт; e-mail рассылки; публикации постов в социальных сетях; ведение блога компании на блог-сервисе Яндекс.Блоги.
Благодаря изученной в этом параграфе коммуникативной политике компании, можно приступить к разработке основных предложений и рекомендаций по её совершенствованию.
3.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникативной политики компании «Мастер Софт» в сети Интернет
Проведенный анализ основных направлений деятельности компании и ее коммуникативной политики показал, что маркетинговая деятельность компании «Мастер Софт» в настоящий момент находится на высоком уровне. Компания уделяет основное внимание решению ключевых задач, а именно формированию и стимулированию спроса на свои товары и услуги [38]. Тем не менее, находясь в условиях нестабильной российской экономики и нехватки финансовых и материальных ресурсов, на данном этапе компания не может проводить другие маркетинговые мероприятия помимо тех, которые проводятся в настоящее время.
Когда состояние компании станет стабильным и укрепится её финансовое положение, рекомендуется начать проведение полномасштабной рекламной кампании в сети Интернет. Для этого компании «Мастер Софт» рекомендуется провести следующие мероприятия:
- Создать общество специалистов по компьютерным технологиям. Такое общество стало бы лидером общественного мнения в области информационных сетей, что позволило бы фирме «Мастер Софт» формировать благоприятное общественное мнение о себе и своей деятельности, а также быстро распространять информацию о новых товарах и услугах.
- Выделять средства на поддержку научных работ.
- Выпускать хорошо оформленные годовые отчеты и опубликовывать их на официальном сайте. Это создало бы мнение о фирме как о стабильной, процветающей организации и привлекло к сотрудничеству крупные фирмы.
- Начать использовать контекстную, таргетированную и баннерную рекламу в сети Интернет [34].
Данный комплекс мероприятий будет способствовать созданию благоприятного образа компании в глазах общественности, это поможет компании привлечь новых корпоративных клиентов.
Для привлечения индивидуальных заказчиков компании «Мастер Софт» рекомендуется проводить выставки и семинары, в том числе в сети Интернет. Вебинары и Интернет-конференции, посвященные основной деятельности компании, помогут привлечь внимание специалистов к товарам и услугам «Мастер Софт» [34]. Информацию о предстоящих семинарах следует рассылать заинтересованным лицам и заблаговременно публиковать на официальном сайте компании. Большинство контрактов заключается именно на таких мероприятиях, так как там осуществляется большая коммерческая и рекламно-пропагандистская работа.
На данный момент компания «Мастер Софт» представлена во всех наиболее значимых социальных сетях [33]. Тем не менее, как видно из таблицы 8, аккаунты и группы компании пока не обладают доступом к достаточно широкой аудитории. Для продвижения компании в социальных сетях рекомендуется использовать заранее разработанный контент-план, включающий фото- и видеоматериалы, советы, рекомендации, а также развлекательный и рекламный контент. Также потребители заинтересованы в регулярных отчетах о проведенной компанией работе в интересных форматах: например, в виде обзоров и интервью.
Такие социальные сети как ВКонтакте, Facebook, Instagram и Одноклассники предлагают широкие возможности для продвижения компаний. Компании «Мастер Софт» рекомендуется регулярно рассылать приглашения к вступлению в их официальные группы в данных социальных сетях для расширения аудитории и привлечения новых клиентов. В наши дни данные каналы коммуникации являются одними из самых эффективных.
Для наращивания новой аудитории, а также постоянного информирования уже существующей, компании также рекомендуется создать аккаунт в сети Twitter и собственный канал в мессенджере Telegram. Данные каналы являются современными инструментами коммуникации с целевой аудиторией компании. Эти инструменты позволяют оперативно доставлять сообщения и взаимодействовать с потребителями. Twitter создан для размещения коротких сообщений с гиперссылками на подробную информацию: это может быть полный текст новости на web-сайте организации или в блоге, либо отдельная фотография или видеозапись. После размещения новой записи в сервисе микроблогов Twitter подписавшиеся пользователи в реальном времени увидят запись, при этом пользователи имеют возможность делиться друг с другом понравившейся им информацией, разместив сообщение в своём микроблоге. Telegram, в свою очередь, позволяет, напротив, взаимодействовать с потребителями через большие и информативные текстовые сообщения.