Файл: Исполнение и отбывание уголовного наказания в виде ограничения свободы (Исторические аспекты применения наказания в виде ограничения свободы в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пенитенциарной системе динамично развивается концепция широкого применения репрессивных мер, не связанных с элементами изоляции осужденных, а также сокращения преступной деятельности, санкции которой могут быть наказаны лишением свободы.[16] Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации ограничение свободы предполагалось при содержании под стражей взрослого, осужденного в исправительных учреждениях, где он находился под надзором и не изолирован от общества. К сожалению, такие исправительные центры не были созданы на территории Российской Федерации. [17] Осужденные должны иметь право нести денежные средства и заставлять их учиться по собственному желанию в их отсутствие в учебных заведениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации по месту исполнения приговора. В то же время осужденные, проживающие в условиях строгого надзора, будут обязаны соблюдать внутренние правила исправительного центра, работать именно там, где диспетчер «отправляет» их на постоянную территорию исправительного центра, чтобы вы могли получить административное разрешение. При участии в работах по благоустройству зданий и территорий исправительного центра всегда имейте при себе документ, удостоверяющий личность заключенного.[18] Кроме того, в то время существовал закон о перечне веществ и вещей, которые осужденные не могли использовать в тюрьме. В случае незаконного владения любым из этих списков, можно обыскать помещения, где проживают осужденные, и искать вещи.

Законодатели решили найти альтернативу тюремному заключению за преступления, которые имеют средний уровень опасности для общественности, на основе условного приговора с обязательным привлечением осужденного к работе или условно-досрочному освобождению. Они были исключены из уголовного законодательства в связи с возникшей в стране экономической проблемой - отсутствием вакансий.[19] Осужденные просто не могли быть приняты на работу. Хотя ранее он был осужден за лишение свободы, он был вовлечен в работу как в частных, так и общественных организациях. Осужденным, не имеющим профессиональной специализации, была предоставлена возможность получить базовое профессиональное образование или пройти профессиональную переподготовку. Исполнение приговора в виде ограничения свободы применяется к лицам, достигшим совершеннолетия, потому что им приходится много работать и, кроме того, невозможно выбрать тип работы.[20] По закону предполагалось, что это будет неквалифицированная и достаточно тяжелая работа. По этой причине этот вид наказания не может быть предназначен для лиц, признанных инвалидами в группах I и II, беременных женщин, женщин с детьми до 14 лет, женщин и мужчин, достигших пенсионного возраста, и военнослужащих, проходящих военную службу в соответствии со статьей, 53 УИК РФ. Кроме того, это уголовное наказание не было наложено на лиц, осужденных за умышленные преступления, которые были осуждены на момент вынесения судебного решения не снятую или не погашенную судимость.


В российской теории уголовного права не было четкого представления о результатах применения ограничений свободы. Например, Ю. И. Калинин писал: «Необходимо отказаться от этого наказания из-за практической несостоятельности и неэффективности такой меры. Он особенно критикует возможность перевода осужденного из его постоянного места жительства в другое место»[21]. Есть еще один аспект, суть которого заключается в том, что режим «полу-свободы», созданный этим наказанием, который включает в себя постоянный надзор и другие права на содержание под стражей, является довольно серьезным с точки зрения репрессивного эффекта, но тем не менее дает осужденному возможность чувствовать себя «свободнее». Ситуация в сравнении с осужденными к лишению свободы.[22] Положения о наказании в виде ограничения свободы должны были исполняться федеральным законом, поскольку были созданы условия для его исполнения. Поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации были приняты в декабре 2009 года, в России не было создано специализированных исправительных центров для осужденных, основной причиной которых является экономическая нехватка средств из-за экономического кризиса.[23] Что может заменить исправительные центры в России? Новые поправки в законы были необходимы. С 10 января 2010 года законодатель внес существенные коррективы, изменив существо приговора в виде ограничения свободы.

Причинами значительного изменения послужили:

1) внутренняя экономика страны, в том числе, отсутствие свободных бюджетных ассигнований для строительства и содержания исправительных 451 центров (оплата труда сотрудников, оплата коммунальных услуг, услуг связи, питание осужденных, медицинское обслуживание и т. д);

2) наметившейся в РФ в начале XXI века тенденции к гуманизации уголовного законодательства;

3) недостатки в регламентации наказания в виде ограничения свободы в первоначальной редакции УК РФ.[24]

Как отмечает российский адвокат С.А. Лаптев: необходимо вернуться к уголовным санкциям в виде «ограничения свободы» первоначального уголовного преступления. В противном случае сегодня существует огромная разница между «лишением свободы» и другими альтернативными уголовными санкциями.[25] Позитивные изменения в российской политике уголовного правосудия в области ограничения свободы, без дальнейшего развития этого направления, представляют значительную угрозу.[26]


В настоящее время очень трудно реализовать это заявление, поскольку новое преступление в форме принудительного труда, аналогичное ограничению свободы в его первоначальном виде, имеет место с января 2017 года. С момента введения такого вида уголовного наказания законодательство претерпело множество изменений. В настоящее время нет специальных учреждений для содержания осужденных. Осужденный живет дома. Его распорядок дня контролируется уголовным инспектором. Приговоренный должен появиться в записке инспектора.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

2.1. Правовая сущность ограничения свободы как вида наказания. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы

Система исполнения наказаний в российском законодательстве действует большой отрезок времени, так как принцип стабильности закона служит укреплению законности в государстве и облегчает влияние на правосознание граждан.[27] В число главных задач уголовно-исполнительной системы РФ на 2018 г. в рамках Распоряжения Правительства РФ «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 14 октября 2010 г. № 1772-р (в ред. от 31.05.2012) является расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы.[28] В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания» отмечается, что ограничение свободы назначается, как и основное наказание, так и дополнительное.[29] Применение наказаний, не связанных с лишением свободы, должно разрешить как минимум три задачи:

1) не привести к росту криминализации общества;

2) снизить численность осужденных в исправительных учреждениях;


3) исправить осужденного без изоляции от общества. С января 2010 года уголовно-исполнительные инспекции ГУФСИН[30] Россия начала назначать наказания в виде ограничений свободы, которые предусмотрены санкциями 116 статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Ограничения свободы стали подвергаться критике. Предполагалось, что возникнут проблемы с исполнением приговора[31], поскольку отсутствует репрессивное содержание ограничения свободы по сравнению с лишением личной свободы в уголовных колониях.[32]

В настоящее время этот вид наказания применяется к несовершеннолетним по ст. 88 УК РФ. Для несовершеннолетних правонарушителей ограничение свободы может принимать только форму основного предложения. Наказание за этот вид наказания для несовершеннолетних составляет от 2 месяцев до 2 лет.

Ранее этот вид наказания был только основным наказанием. Теперь стало возможным применять ограничение свободы, основной и дополнительный вид наказания, иными словами, относятся к категории «смешанных» видов наказания. В свете недавних изменений причинами ограничения свободы являются:

- характер и степень общественной опасности преступления;

- характеристика предмета преступления;

- поселились; - тип основного наказания при наложении ограничения свободы в качестве дополнительного предложения.

По этой причине невозможно наложить ограничения на свободу иностранного гражданина и лиц без гражданства, граждан Российской Федерации, не проживающих на территории Российской Федерации, военнослужащих.[33] В целях организации и обеспечения эффективного контроля осужденного в Управление Организации Исполнения Наказаний, не связанных с Изоляцией Осужденных от общества ФСИН России была создана группа организации исполнения наказания.

Совершенствование системы тюремного заключения было бы невозможно без решения теоретических проблем, поиска новых решений, максимально отражающих потребности общества в обеспечении правосудия государством как для граждан, так и для осужденных.[34] По этой причине правильное определение содержания предложения в форме ограничения свободы в настоящее время чрезвычайно важно. Ограничивая свободу правонарушителя государство, ограничивает его способность выбирать, полностью или частично, выбирать действия по своему желанию.



Как и все виды наказания, ограничение свободы должно различать ответственность осужденных преступников и обеспечивать достижение целей наказания. При наложении уголовных санкций суд может выбрать суд, который больше соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и личности преступника.[35]

В первую очередь, ограничение свободы является альтернативой тюремному заключению и помогает сократить его использование, особенно в отношении осужденных, которые не совершили серьезной общественной угрозы. Ограничение свободы, можно сказать, выступает в своем роде уголовно-правовым средством, стимулирующий позитивное поведение осужденных.

При лишении свободы существует полная изоляция от общества, при осуществлении ограничения свободы нет изоляции. Подобно другим видам наказания, ограничение свободы должно различать ответственность осужденных и обеспечивать достижение целей наказания.[36] При наложении уголовных санкций суд может выбрать тот, который больше соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и личности преступника.[37] Режим ограничения свободы регулируется федеральными законами Российской Федерации, такими как: Уголовный кодекс Российской Федерации, УИК Российской Федерации и другие нормативные акты.
Порядок исполнения и исполнения приговора в виде ограничения свободы закреплен в уголовно-исполнительном законодательстве главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации тюремная инспекция является государственным органом, осуществляющим надзор за обслуживанием осужденных в виде ограничения свободы.[38] Правовой основой проведения уголовно-исполнительных проверок также является Постановление Министерства юстиции Российской Федерации №. 258 «Об утверждении инструкции по организации исполнения приговора в виде ограничения свободы».

Согласно Приказу Минюста РФ № 258: «Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора суда вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет».

Осужденный, которому не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно исполнительную инспекцию в письменной форме.[39]