Файл: Система источников предпринимательского права (Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие источников предпринимательского права

1.1. Общее понятие правовых норм

1.2. Классификация нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности

Глава 2. Виды источников предпринимательского права

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на федеральном уровне

2.2. Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации

2.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности международными правовыми и судебными актами

Глава 3. Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности

3.1. Проблемы систематизации законодательства о предпринимательской деятельности и пути их решения

3.2. Основные направления совершенствование предпринимательского законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательство о предпринимательстве является единой взаимосвязанной комплексной системой актов, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (земельному, административному, гражданскому, финансовому и др.). Этот факт предопределен требованием регулирования объективно существующих разнородных общественных отношений, складывающихся в предпринимательстве. Поэтому нормативные правовые акты в сфере предпринимательства, как правило, носят комплексный характер. Учитывая комплексный характер законодательства в сфере предпринимательства, его невозможно в целом отнести к подсистеме гражданского законодательства.

Комплексный характер данного вида законодательства в большинстве своем определен необходимостью государства отражать в правовых нормах трезвого равенства баланса публичных и соответственно частных интересов граждан, и установить определенные законодательные запреты предпринимательской деятельности в публичных интересах. Частные интересы определены нормами гражданского права, в первую очередь о свободе деятельности предпринимателей, всеобщем равенстве деятелей гражданского оборота, неприкосновенности частной собственности, полной свободы договора, недопустимости чьего-либо вмешательства в дела.[46, с.47]

Хотелось бы отметить, что правовым видом отражения публичных интересов представляются нормы трудового, финансового, административного, земельного права, Которые направлены на наиболее полное обеспечение и сохранение безопасности жизни и конечно, здоровья российских граждан, обороны нашей страны и безопасности государства в целом, охраны природы, других интересов людей. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в сфере предпринимательского законодательства основано на конституционных положениях о том, что Россия является социальным государством, в котором гарантируется свобода экономической деятельности на основе различных форм собственности, в том числе частной.[43, с.311]

2.2. Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации

В систему источников предпринимательского права входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, прежде всего законы субъектов Российской Федерации. Они не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Нормотворческие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяются на основе Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[14]. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в частности, принятие актов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Например, можно отметить Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»[17]. Проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия на предмет выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или влекущих для них необоснованные расходы. Кроме того, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.


К местным источникам предпринимательского права относятся уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, когда они устанавливают либо изменяют общеобязательные правила в сфере предпринимательской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, которые обязательны для исполнения на территории муниципального образования. Ими являются акты, которыми установлены местные налоги, а также сборы, акты, которыми регулируется организацияводо-, газо-, тепло-, электроснабжения граждан муниципального образования, работ по благоустройству территорий, дорожную деятельность, оказание транспортных услуг и др.[31, с.44]

Часть муниципальных правовых актов направлена на улучшение условий для развития сельского хозяйства, увеличения рынка для продукции сельского хозяйства, горюче-смазочных материалов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Хотелось бы отметить, что муниципальные нормативно-правовые акты, в которых определены вопросы предпринимательской деятельности, также должны проходить экспертизу на предмет выявления положений, которые затрудняют предпринимательскую деятельности.

Известно, что международный договор это международное соглашение, которое заключено Российской Федерацией с любым иностранным государством или иностранными государствами, а также с международной организацией или с любым иным образованием в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Вопросы заключения, выполнения, а также прекращения заключенных международных договоров определяется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».[12]

2.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности международными правовыми и судебными актами


Россия участвует в большом количестве двухсторонних и многосторонних договоров по различным экономическим вопросам, которыми в той или иной мере регулируется область предпринимательской деятельности. К данным договорам относятся:

1) договоры, которыми определен международно-правовой режим экономических связей;

2) договоры, в которых регулируется движение товаров, услуг и капиталов через государственные границы (соглашения о научно-техническом сотрудничестве, торговые соглашения, соглашения об оказании услуг, и др.);

3) договоры, которыми установлены валютно-финансовые отношения между странами;

4) соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары и международном регулировании производства.[45, с.23]

Важное значение, среди международных источников предпринимательского права имеют соглашения, заключенные в рамках ВТО. Правила Всемирной торговой организации регулируют только торгово-экономические вопросы, и на основании этого право ВТО можно отнести к международному торговому праву. Решение проблем в сфере оптимизации документов ВТО и Российской Федерации обсуждалось на заседаниях правительства, и выносились соответствующие решения.[41, с.18]

В связи с тем, что в 2014 году был создан ЕАЭС источниками предпринимательского права можно считать:

1) Договор о Евразийском экономическом союзе, в который включены в качестве приложений протоколы по различным направлениям регулирования экономических отношений;

2) международные договоры, которые заключены между государствами - членами Евразийского экономического союза по вопросам деятельности Союза;

3) международные договоры Союза с третьими сторонами,;

4) нормативные решения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий.

Соответственно, все решения органов Евразийского экономического союза подлежат исполнению государствами-членами в порядке, но предусмотренном их национальным законодательством.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и обладающая международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики. Россия является государством - членом ЕАЭС.[42, с.17]


Протоколами и договором определены правила деятельности таможенного союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование), общие положения о техническом регулировании, а также нормы, регулирующие единое экономическое пространство (валютную политику, промышленную политику, макроэкономическую политику, а также правовые основы регулирования торговли, услуг, деятельности учреждений, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах, принципы, цели и регулирования финансовых рынков, основные нормативные принципы взаимодействия государств-членов в области налогообложения, общие правила и принципы конкуренции, деятельность субъектов естественных монополий, общий рынок энергетических ресурсов, транспортную инфраструктуру и перевозки, обеспечение охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, государственные (муниципальные) закупки и др.).

К нормативным договорам могут быть отнесены договоры, применяемые для регулирования внутригосударственных отношений, например договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, в которых закреплены полномочия в сфере экономического развития.

В современной цивилистической юридической литературе имеется мнение, что в настоящее время формируется особое наднациональное законодательство, и проводится анализ проблем передачи части публичных полномочий государств на наднациональный уровень.[42, с.33] К наднациональному законодательству обычно относят как международные договоры, так и иные документы. Среди последних выделяются акты, принятые в качестве приложений к международным договорам (например, Таможенный кодекс Таможенного союза), а также отдельные акты, которые обладают самостоятельным статусом (например, действует ранее принятое решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и др.). Такое развитие источников предпринимательского права дает основание полагать о наличии двух уровней нормативного регулирования предпринимательской деятельности: наднационального (например, законодательство Таможенного союза) и внутреннего (законодательство Российской Федерации).[34, с.44]

Особыми источниками предпринимательского права являются санкционированные государством правовые обычаи. В сфере предпринимательской деятельности они именуются обычаями делового оборота. В законодательстве в отношении обычаев используется разная терминология. Например, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации[3] говорится о морских обычаях, обычаях данного порта, обычаях торгового мореплавания, обычаях делового оборота. Нередко используется термин «торговые обычаи». Появилось понятие «торговый термин», применяемое в связи с международными торговыми обычаями.


В ряде статей Гражданского кодекса Российской Федерации и иных Законов (о несостоятельности (банкротстве), о валютном регулировании и валютном контроле, об организации страхового дела в Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации и др.) имеются прямые отсылки как в целом к обычаям, так и особо к обычаям делового оборота. Например, ГК Российской Федерации допускает применение обычаев делового оборота: при определении момента перехода риска случайной гибели товара (ст. 459), проверке качества товара (ст. 474), определении его комплектности (ст. 478) и в иных случаях при поставке товаров; при применении некоторых правил о подряде; при подтверждении письменной формы договора банковского вклада (ст. 836) и в некоторых других случаях, встречающихся в банковской практике. В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [16] к недобросовестной конкуренции могут быть отнесены и такие действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат обычаям делового оборота.

Так обычаем признается не предусмотренное законодательством, но сложившееся, т.е. определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения (ст. 5 ГК Российской Федерации). Хотелось бы отметить, что подлежит применению как обычай, закрепленный в каком-либо документе (опубликованный в печати или изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, а также засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации[35, с.44] и др.), так и обычай, который не зафиксирован.

Доказывать, что обычай существует должна та сторона, которая осуществляет на него ссылку. В данном случае, важность имеет признание обычая судом, который рассматривал какое-нибудь дело, или путем разъяснений. Можно привести следующий пример: в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах»[26] указано на возможность использования в качестве обычая примерных условий договора. А в Определении от 21 января 2013 г. № ВАС-18114/12 [30] Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что «размещение в месте осуществления своей деятельности коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности и вида оказываемых услуг, может расцениваться как обычай делового оборота». В качестве обычаев делового оборота в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации упоминались традиции исполнения тех или иных обязательств. Очень часто в практике судов, имеет место ссылка на положения утративших силу инструкций, методик и иных нормативных правовых актов в качестве обычаев делового оборота.