Файл: Система источников предпринимательского права (Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие источников предпринимательского права

1.1. Общее понятие правовых норм

1.2. Классификация нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности

Глава 2. Виды источников предпринимательского права

2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на федеральном уровне

2.2. Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации

2.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности международными правовыми и судебными актами

Глава 3. Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности

3.1. Проблемы систематизации законодательства о предпринимательской деятельности и пути их решения

3.2. Основные направления совершенствование предпринимательского законодательства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ряд авторов в качестве критерия классификации предпринимательского законодательства рассматривают предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленные в ст. ст. 71 - 73 Конституции Российской Федерации. С этих позиций различаются федеральные законы и подзаконные акты, принимаемые в сфере исключительного ведения Российской Федерации, законодательство в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также акты субъектов Российской Федерации. Например, к федеральному законодательству относятся: регулирование федеральной государственной собственности; установление основ федеральной политики в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и установление основ ценовой политики; регулирование федеральных энергетических систем, федерального транспорта и путей сообщения, информации и связи, внешнеэкономических отношений Российской Федерации; гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.[43, с.286]

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов находятся принятие актов в сфере владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности, установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное законодательство и др.[47, с. 56]

В специальной литературе к источникам права относят нормативные акты организаций. [43, с.278] В связи с этим выделяется такой критерий классификации актов, как масштаб их действия. С этой точки зрения различаются нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого органами государства, и локальные акты субъектов предпринимательской деятельности. Среди последних выделяются внутренние документы или локальные акты компетентных органов управления организаций и учреждений в соответствии с законодательством, регулирующие внутренние отношения в корпорации, имеющие общий характер, обязательные для всех участников корпоративных отношений. Хотелось бы отметить, что в исследованиях современных цивилистов, нет единства взглядов об отнесении локальных актов к источникам права. Внутренние документы к нормативным актам относят В.В. Долинская, Т.В. Кашанина, Р.С. Кравченко, В.В. Лаптев, С.И. Носов, Н.Н. Пахомова, И.С. Шиткина и др. Некоторые специалисты полагают, что локальные акты к числу источников права не относятся.[36, с 49]


Особый статус в законодательстве придается уставу корпорации. И.С. Шиткина полагает, что устав непосредственно не принадлежит к числу внутренних документов организации в их специальном (узком) понимании. Его статус - особый, это учредительный документ организации, который в иерархии корпоративных актов стоит выше всех других документов и является базовым. [39]

Основополагающее значение в системе источников предпринимательского права имеет Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты в сфере предпринимательства не должны ей противоречить. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, формирует определенное направление, вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. В то же время в Конституции Российской Федерации есть и прямые нормы, обеспечивающие конституционные основы правового регулирования предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм принято называть экономической конституцией. Они формируют конституционные предпосылки для предпринимательства, гарантируют право на занятие предпринимательской деятельностью, обеспечивают защиту частной собственности, устанавливают ограничения в экономической сфере.

Таким образом, на основании вышеизложенного и с учетом рассмотренных положений можно сделать следующие выводы: Современная российская теория выделяет следующие источники правового регулирования: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный правовой договор; 3) правовой обычай; 4) судебный прецедент.

В современной России основным доминирующим источником права признается нормативный правовой акт.

К источникам предпринимательского права относятся юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Источники предпринимательского права отличаются сочетанием норм нескольких отраслей права и включают в себя частноправовые и публично-правовые начала.

Глава 2. Виды источников предпринимательского права


2.1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на федеральном уровне

Существование предпринимательства в России основано на конституционных нормах о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и защите всех форм собственности, в том числе частной (ст. 8). Ведение предпринимательской деятельности обеспечивается основными экономическими правами и свободами: правом на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); правом частной собственности (ст. 35); правом на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37); правом на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); другими правами и конституционными гарантиями предпринимательства.

В иерархии источников права выделяются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации, и по предметам ведения Российской Федерации (ст. 108). Они обладают повышенной юридической силой, федеральные законы не должны им противоречить (ст. 76). Федеральные конституционные законы, имеющие значение для предпринимательства, - это Законы «О судебной системе Российской Федерации»[9], «О Конституционном Суде Российской Федерации»[7], «О Верховном Суде Российской Федерации»[11]. Ряд положений, допускающих ограничения предпринимательской деятельности, содержится в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[10] (например, возможность установления: ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости и т.п.).

Важнейшими источниками предпринимательского права являются федеральные законы, которые на законодательном уровне обеспечивают регулирование предпринимательской деятельности.

Первыми в этом ряду стоят кодифицированные законы, и в первую очередь Гражданский Кодекс Российской Федерации. В ст. 2 ГК Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство регулирует корпоративные отношения и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Это означает, что нормы гражданского законодательства являются источниками предпринимательского права, а его общие положения в полном объеме распространяются на отношения с участием предпринимателей.[35, с 98] Кодекс определяет понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее осуществления, правовой режим имущества предпринимателей и основания их гражданско-правовой ответственности, виды предпринимательских договоров и т.д. В ГК Российской Федерации имеются и специальные правила для предпринимателей. Например, в п. 3 ст. 401 ГК Российской Федерации установлен принцип безвиновной ответственности субъектов предпринимательской деятельности. К этой же категории могут быть отнесены и запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК Российской Федерации), а также нормы о предпринимательской деятельности при поставках товаров (ст. 506), хранении на товарном складе (ст. 907) и т.д.[43, с.299]


К источникам предпринимательского права относят Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и ряд других кодифицированных законов, обеспечивающих регулирование и охрану предпринимательских отношений.

Подзаконные нормативные правовые акты, которые издаются на основе и во исполнение законов, составляют значительный массив предпринимательского законодательства. Они принимаются с целью конкретизации и дополнений нормативных положений законов и не могут им противоречить.[33, с.47]

В системе федеральных подзаконных актов как источников предпринимательского права особо выделяются указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативные правовые положения по приоритетным направлениям регулирования предпринимательства. Общее значение имеют, например, Указы Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»[20], от 10 сентября 2012 г. № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».[19]

К иным подзаконным нормативным правовым актам как источникам предпринимательского права относятся постановления Правительства Российской Федерации и большое количество положений, актов, инструкций, ведомственных приказов, различных правил, которые принимаются органами исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации издает постановления, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации определяются основные направления в сфере предпринимательской деятельности. Например, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования можно отнести утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативно-правовых актов по вопросам лицензионной деятельности. В качестве отдельных актов можно отметить Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» [22].


Хотелось бы отметить, что в правотворческой деятельности в области предпринимательства первую роль играют федеральные органы исполнительной власти, это различные министерства Российской Федерации, которые осуществляют деятельность по нормативному правовому регулированию в установленных сферах их деятельности. В определенных моментах функциями по изданию нормативных правовых актов наделяют некоторые службы. Примером может служить Федеральная Антимонопольная Служба. Федеральные агентства не могут осуществлять нормативное правовое регулирование, за исключением некоторых случаев, которые могут быть установлены указами Президента РФ и соответствующими постановлениями Правительства.

В представленных актах определяются особый порядок (процедура) осуществления определенных видов деятельности и требования, которые предъявляются к данным актам. В российской правовой системе присутствует принцип непротиворечивости, заключающийся в том, что те правовые акты, которые изданы нижестоящим органам не должны входить в противоречие с правовыми актами вышестоящих органов. В случае противоречия, действует положение правового акта органов вышестоящего уровня.[46, с.105]

Нормативно правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, где затрагиваются законные интересы человека и гражданина, его права, а также свободы и соответственно обязанности, а также акты, которыми определяется правовой статус организаций или акты, которые имеют характер применяющийся при межведомственных контактах, в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации.[18, с.43] Другие нормативные акты регистрации не подлежат. Все нормативные правовые акты в обязательном порядке должны быть опубликованы, в противном случае они считаются не вступившими в силу, и соответственно не влекут никаких последствий. Однако, практика показывает, что в обороте имеется масса применяемых в предпринимательской деятельности. В случае возникновения хозяйственных споров, суд может признать их, поскольку он не был зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.[33, с.56]

Особое значение в системе нормативных актов в области предпринимательства имеют утвержденные законодателем кодексы профессиональной этики. Данные кодексы имеют обязательный характер и в них содержатся определенные санкции к нарушителям за их неисполнение. Например, каждая саморегулируемая организация аудиторов обязана принять одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов, который представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.