Файл: Повышение эффективности управления образовательными учреждениями с целью повышения качества общего образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 1

Качественные образовательные услуги – это услуги образовательной организации, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, направленные на удовлетворение образовательных потребностей и интересов участников образовательных отношений, достижение которых измеряется планируемыми образовательными результатами обучающихся.

Образовательная организация, как основной исполнитель образовательной услуги, в соответствии с нормативными документами, должна наиболее полно удовлетворять запросы обучающегося в качественном обучении, то есть удовлетворять их образовательные потребности. При этом необходимо учитывать экономический аспект предоставления образовательной услуги, как важнейшего показателя результативности образовательной деятельности, с учетом экономического аспекта: состоянии материально-технической базы, учебно-методическое, информационно-технологическое обеспечение.

Поэтому, когда речь идет о качестве предоставления образовательной услуги, ориентировка на качество обучения, как неотъемлемой части качества образования в целом, является наиболее приоритетной задачей для общеобразовательной организации с учетом экономических параметров по обеспечению образовательного процесса.

Глава 2. Анализ управления ГОУ СОШ № 6 г. Волгограда

2.1. Общая характеристика ГОУ СОШ №6

Средняя образовательная школа № 6 г. Волгограда является государственным учреждением.

 Основная цель работы учреждения – исполнение гарантированного права граждан на бесплатное среднее образование в рамках государственного стандарта.

Основная цель учреждения – создание необходимых условий для получения обязательного минимума общеобразовательной программы в целях создания, развития и становления личности, прививание молодому поколению национальных и общечеловеческих ценностей, помощь молодому поколению, которое опираясь на своей опыт и знания приспосабливается к жизни в социуме.

 В соответствии с основными задачами ГОУ СОШ № 6 выстроена  организационная система управления образовательным процессом (Приложение 1).


Структура управления ГОУ СОШ № 6 представляет собой линейно-функциональную структуру. Она реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решений производятся коллективно (коллегиально), а принятие решения и ответственность за его выполнение возложены на первого руководителя. Такая структура объединяет лучшие свойства линейной (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной (разделение труда, квалифицированная подготовка решений) структур.

Для проведения качественного и количественного анализа персонала проведем анализ состава и структуры кадров.

Рассмотрим состав и структуру персонала школы в разрезе категорий персонала.

Таблица 1

Состав персонала ГОУ СОШ № 6

Показатель

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

Отклонение +/-

Общая численность персонала, в т.ч.

172

164

-8

Руководящий состав (директора и замы)

9

8

-1

Специалисты (учителя и воспитатели)

132

128

-4

Служащие (делопроизводители)

3

3

0

Рабочие

28

25

-3

Уровень квалификации кадров, %

38

45

+7

Работающие пенсионного возраста, чел

25

28

+3

Доля сотрудников пенсионного возраста, %

14,5

17,1

+2,6

Общая численность персонала ГОУ СОШ № 6 сократилась на 8 человек за счет сокращения специалистов на 4 человека и рабочих на 3 человека.

Уровень квалификации персонала в 2016-2017 учебном году вырос на 7 % в связи с тем, что большее число сотрудников прошли аттестацию на квалификационный уровень. Значительную долю сотрудников составляют кадры пенсионного возраста. Так на их долю в 2015-2016 учебном году приходилось 14,5 %, а в 2016-2017 учебном году пришлось 14,2 %, что было вызвано сокращением численности персонала учреждения.

Качественный состав персонала ГОУ СОШ № 6 представлен на диаграмме (рисунок 2).

Большая часть сотрудников школы имеет высшее образование (65 % от общей численности персонала), но доля персонала со средним профессиональным образованием, также высока и составляет 31 %. Среди специалистов (педагогов) необходимо сокращать долю кадров со средним специальным образованием и увеличивать количество педагогов с высшим образованием.


Рисунок 2. Структура персонала ГОУ СОШ № 6 по образованию, %

Изучение образовательного уровня педагогического коллектива в школе за 2016-2017 учебный год показал, что большая часть учителей имеет высшее образование – 94 %, и только 6% учителей имеют среднее профессиональное образование (получить высшее образование им мешает высокая оплата труда за высшее образование и отсутствие материальных стимулов в получении высшего образования) (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура педагогических кадров по образовательному уровню в 2016-2017 учебном году, %

В целом, можно отметить, что в ГОУ СОШ № 6 наметилась положительная тенденция в управлении персоналом: в школу стали приходить молодые кадры.

2.2. Оценка эффективности управления качеством образовательных

услуг в ГОУ СОШ №6

Основные задачи внутренней системы оценки качества образования в СОШ № 6:

  • систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;
  • максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

Администрация школы совместно с руководителями школьных методических объединений, ученическим самоуправлением проводит внутренний аудит оценки качества образования через:

  • мониторинг успеваемости учащихся по основным предметам Учебного плана (административные контрольные работы два раза в год);
  • состояния преподавания учебных предметов, элективных учебных предметов, внеурочной деятельности, выполнение государственных образовательных стандартов, анализ результатов промежуточной и государственной итоговой аттестации;
  • контроль состояния преподавания на параллелях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов с целью организации деятельности и промежуточного контроля знаний, обучающихся на уроках;
  • изучение спроса на дополнительные образовательные услуги (виды внеурочной деятельности, элективные учебные предметы) на следующий учебный год;
  • мониторинг участия обучающихся в интеллектуальных (олимпиады, конференции) и творческих конкурсах. Результаты внутреннего аудита обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах школы, Методических советах, заседаниях школьных методических объединений, общешкольных родительских собраниях, заседаниях Управляющего совета школы.

Проведенный анализ качества образовательных услуг в СОШ № 6 позволяет оценить качество образовательных услуг как удовлетворительные.

Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.

Нами было проведено обследование на изучение профессиональной готовности учителей ГОУ СОШ № 6 к применению современных образовательных технологий. Анализ анкет показал: 20% педагогов имеет высокий уровень, 61% средний, 19% - низкий. Меньше всего педагоги владеют методами педагогических исследований. Большинство педагогов имеют представления о современных образовательных технологиях, но не применяют их на практике.

В таблице 2 представлен SWOT–анализ кадрового потенциала педагогических работников. Проведенный анализ позволяет выделить следующие проблемы кадрового потенциала педагогических работников:

1) недостаточная мотивация всех участников образовательного процесса на обеспечение высокого уровня качества образовательных услуг;

2) недостаточный уровень качественных показателей успеваемости обучающихся, низкий уровень мотивации;

3) недостаточный уровень квалификации педагогических работников;

4) используемый механизм профессиональной подготовки педагогов в школе недостаточно эффективен для повышения профессиональной компетенции педагогов;

5) высокий возрастной ценз педагогического состава и как следствие отсутствие у педагогов мотивации к саморазвитию.

Таблица 2

SWOT–анализ кадрового потенциала педагогических работников

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные

возможности

Угрозы, риски

Участие педагогов в

различных проектах.

Наличие программ краткосрочных курсов.

Наличие опыта разработки и осуществления педагогических проектов и социальных проектов
совместно с учащимися.

Освоение частью педагогов тьютерской
технологии.

Участие в конкурсах

профессионального

мастерства.

Мобильность административной команды.

Представление собственного опыта педагогов на конференциях, семинарах разного уровня.

Средний возраст педагогов 47 лет.

Коллектив стабильный в основной массе.

Меняются только учителя физической

культуры.

Единичное участие

педагогов в новых

проектах.

Слабая направленность педагогов на

результат.

Недостаточный уровень овладения педагогами ИКТ-
технологиями.

Низкий уровень мотивации педагогов к
самообразованию
(только по необходимости).

Не все педагоги
стремятся повысить
или подтвердить квалификационную
категорию.

Слабое осознание
педагогами перспектив своего
профессионального
развития.

Имеющееся положение о стимулировании недостаточно

эффективно в новых условиях.

Недостаточный опыт работы у вновь прибывших педагогов.

Предоставление широких возможностей педагогам

для участия в конкурсах и проектах разного уровня.

Реализация школьных проектных линий, способствующих профессиональному самоопределению педагогов.

Участие школы в
социальных проектах.

Наличие социальных партнеров (ДДТ, ДЮСШ, Школа искусств,
библиотеки).

Смена кадров.

Большое количество новых документально-фиксированных требований предъявляемых к педагогу может оттолкнуть специалистов
от школы.

Необходимо много времени для обучения педагогов в
соответствии с современными требованиями.


Среди основных проблемных направлений можно выделить:

  • необходимость непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности, направленных на обеспечение самореализации обучающихся, повышения их мотивации к процессу обучения, стремления к высоким образовательным результатам;
  • поддержка и развитие способностей мотивированных и одарённых детей и работа с учениками, испытывающими трудности в усвоении программы по учебным предметам;
  • целенаправленная работа над созданием условий для успешного усвоения всеми учениками образовательной программы и повышению качества обученности;
  • освоение учителями в полной мере электронного журнала;
  • работа над усовершенствованием материально-технической базы школы;
  • расширение системы дополнительного образования.

Выводы по главе 2

Средняя образовательная школа № 6 является государственным учреждением.

Основная цель учреждения – создание необходимых условий для получения обязательного минимума общеобразовательной программы в целях создания, развития и становления личности, прививание молодому поколению национальных и общечеловеческих ценностей, помощь молодому поколению, которое опираясь на своей опыт и знания приспосабливается к жизни в социуме.

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Изучение образовательного уровня педагогического коллектива в школе за 2016-2017 учебный год показал, что большая часть учителей имеет высшее образование – 94 %, и только 6% учителей имеют среднее профессиональное образование (получить высшее образование им мешает высокая оплата труда за высшее образование и отсутствие материальных стимулов в получении высшего образования).

Основными направлениями развития системы оценки качества образования ГОУ Школа № 6 являются следующие:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы школы.