Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Разработка бюджетов» ( Описание предметной области. Постановка задачи ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

  • определить объем затрат;
  • сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
  • вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
  • определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
  • на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж).

Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

Доходный раздел бюджета движения денежных средств прогнозируется на основе плана продаж (реализации продукции) и плана денежных поступлений из прочих источников.

Расходный раздел бюджета ДДС прогнозируется на основе:

  • бюджета производства;
  • бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
  • бюджета оплаты труда;
  • плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
  • плана-графика налоговых выплат;
  • плана-графика погашения кредитов;
  • бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
  • бюджета себестоимости готовой продукции;
  • бюджета прочих расходов.

Бюджет денежных средств предприятия включает в себя доходный и расходный раздел. В доходном разделе представлены следующие показатели:

  • остатки денежных средств на балансовых счетах на начало планируемого периода;
  • выручка от реализации продукции (услуг);
  • выручка от прочей реализации;
  • внереализационные доходы;
  • кредиты и займы;
  • бюджетные средства;
  • средства, поступающие из внебюджетных фондов.

Расходный раздел содержит следующие показатели:

  • закупки материальных ресурсов;
  • оплата труда;
  • взносы во внебюджетные фонды;
  • налоговые платежи в бюджетную систему;
  • выплаты по займам и кредитам (включая проценты);
  • общепроизводственные расходы;
  • отчисления в денежные фонды (потребления, накопления и резервный).

В статическом бюджете планирование доходов и расходов осуществляется на основании одного уровня реализации, что предполагает определенный уровень производства.

Гибкий (переменный) бюджет - это документ, в котором содержатся данные, предназначенные не для конкретного уровня управленческой деятельности а для определенного диапазона. В нет предусмотрено несколько альтернативных вариантов объема реализации в релевантном диапазоне.

Формула гибкого бюджета позволяет определить общие бюджетные затраты для любого объема реализации. Основу формирования гибкого бюджета составляет разделение затрат на переменные и постоянные. Формула гибкого бюджета:

Гибкий бюджет = (переменные затраты на единицу * количество произведенных единиц) + бюджетные постоянные затраты (1)

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

  1. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Для того, чтобы осуществить моделирование бизнес-процессов предметной области, будет использована методология функционального моделирования. SADT – методология (Structured Analysis and Design Technique). Эта методология является одной из наиболее распространенных в связи с тем, что она ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, а также отображение организационной структуры. По перечисленным причинам методология SADT в большей степени нацеленная на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [11].

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса.


Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3 [9]. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса.

Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы [15]. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.

Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ.

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты [6].

Методология SADT реализована в следующих инструментальных средствах:

  1. BizAgi Modeler.
  2. Microsoft Visio.
  3. Bpwin process modeler.
  4. Ramus Educational.
  5. Dia.

Редактор «BizAgi Modeler» позволяет создавать не только модели и описания бизнес-процессов, но и исполняемые приложения по ним Редактор включает в себя два модуля:

  • «BizAgi Modeler», используемый для моделирования и описания бизнес-процессов;
  • «BizAgi Studio», используемый для создания приложений на основе моделей бизнес-процессов. При этом создание приложений не требует навыков программирования.

Приложения, которые можно создать в редакторе «BizAgi Modeler» разрабатываются на базе «BizAgi Engine». Это ядро, которое превращает модель в программу. Таким образом «BizAgi» является мощным средством автоматизации и моделирования процессов. Этот редактор позволяет гарантировать выполнение процессов в соответствии с описанием.

К функциональным возможностям редактора относятся [13]:

  • Моделирование бизнес-процессов, их проверка и анализ;
  • Создание описания бизнес-процессов;
  • Создание исполняемых приложений на базе моделей;
  • Выполнение и отслеживание процессов в реальном времени;
  • Назначение процессов сотрудникам;
  • Назначение других ресурсов бизнес-процессам;
  • Программа на русском языке.

Лицензия на редактор выдается бесплатная на 20 сотрудников.

Программный продукт Microsoft Visio – Это векторный графический редактор, который обеспечивает работы с диаграммами и блок-схемами для Windows. Редактор выпускается в трёх редакциях: Standard, Professional и Pro for Office 365.


Аналогично с Adobe Reader, в стандартный набор программ MS Office входит только средство для просмотра и печати диаграмм Microsoft Visio Viewer [12]. Полнофункциональная версия Microsoft Visio Professional для создания и редактирования монограмм и диаграмм в пакеты MS Office не входит и распространяется отдельно. Первоначально Visio разрабатывался и выпускался компанией Visio Corporation. Компания Microsoft приобрела компанию в 2000 году, тогда продукт назывался Visio 2000, был выполнен ребрендинг, и продукт был включен в состав Microsoft Office. Редактор поддерживает множество типов диаграмм, в которые входит IDEF0, DFD и другие методологии моделирования.

Редактор «Bpwin process modeler» - это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем [14]. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, которое позволяет проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой.

«Bpwin» поддерживает функциональное моделирование, моделирование потока работ и потока данных. Соответствующие диаграммы реализованы на основе стандартов IDEF0, IDEF3 и DFD. Функциональное моделирование дает возможность осуществлять систематизированный анализ бизнес процессов, обращая внимание на регулярно выполняемые задачи (функции). Моделирование потока работ обеспечивает анализ логики выполнения процесса. Моделирование потока данных позволяет сконцентрировать внимание на обмене данными между различными задачами. Кроме того, что в BPwin создаются отдельные модели, также могут создаваться и смешанные модели.

Редактор «Ramus Educational» - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов. В функционал редактора входят:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).

Редактор «Dia» - это свободный кроссплатформенный редактор диаграмм, часть GNOME Office, но может быть установлен независимо [10]. Он может быть использован для создания различных видов диаграмм: блок-схем алгоритмов программ, древовидных схем, статических структур UML, баз данных, диаграмм сущность-связь, радиоэлектронных элементов, потоковых диаграмм, сетевых диаграмм и других.


Для выбора инструментального средства необходимо выделить критерии, по которым выбор будет осуществляться:

  1. Поддержка нотаций IDEF0, DFD, IDEF3.
  2. Кроссплатформенность.
  3. Проверка нотации.
  4. Формирование отчетности.

Проанализируем инструментальные средства по выделенным критериям. Результат представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ инструментальных средств

Критерий

BizAgi Modeler

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

+

+

+

-

-

Кроссплатформенность

+

+

-

+

-

Проверка правильности применения нотации

-

+

+

-

-

Формирование отчетности

-

+

+

-

-

4

6

5

3

3

По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показал редактор MS Visio, который будет использован для моделирования бизнес-процессов предметной области.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Характеристика существующих бизнес-процессов будет дана с помощью моделирования бизнес-процессов в методологии IDEF0. Процесс разработки бюджетов осуществляется согласно учетной политике организации. Механизмом процесса является бухгалтер. Входящими потоками бизнес-процесса являются первичные документы, которые содержат данные о расходах организации и уровне спроса на продукцию организации. Выходными потоками процесса будут:

  • Бюджет доходов и расходов.
  • Бюджет движения денежных средств.
  • Прогнозный баланс.

Контекстная диаграмма процесса представлена на рисунке 1.

На рисунке 2 представлена декомпозиция бизнес-процесса разработки бюджетов. На основании первичных данных, полученных от бухгалтерии, бухгалтер осуществляет обработку данных о доходах и расходах организации.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса