Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права ( Понятие, предмет и метод предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Как часто сегодня мы слышим от окружающих, что тот или иной является предпринимателем, что он нашел свой «чудо метод» с безграничным доходом. На этот счет у каждого из нас будет свое мнение, кто-то поддержит, кто-то побоится начать свой бизнес, а кто-то и вовсе категорически против предпринимательства.

Предпринимательское право изучает структуру построения предпринимательства, дает понять правильное направление предпринимательства, учит анализировать деятельность организацию, оно отражает основные аспекты правого регулирования предпринимательской деятельности. Так же оно включает в себя основы правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представляющего комплекс имущественных отношений.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Все вышеизложенное определяет актуальность исследования моей работы.

Объект исследования работы – изучить предпринимательское право как отрасль права, регулирующая правовые аспекты предпринимательской деятельности.

Предмет исследования – дать определение предмету, методу и принципам предпринимательского права.

Целью данной работы является изучение основных аспектов предпринимательского права.

Из цели можно выделить следующие задачи:

  1. Изучить предпринимательское право как комплексную отрасль права;
  2. Дать понятия предмету и методу предпринимательского права;
  3. Рассмотреть принципы предпринимательского права;
  4. Определить место предпринимательского права в системе права.

Работа состоит из введения, содержания, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. Понятие, предмет и метод предпринимательского права

Понятие и предмет предпринимательского права


Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Российское предпринимательское право рассматривается в трех аспектах[1]:

а) как комплексная отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;

б) как наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;

в) как учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Объект предпринимательского права – предпринимательская деятельность.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой – систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Российское предпринимательское право можно рассматривать как[2]:

  1. комплексная отрасль права – совокупность юридических норм,

регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;

  1. наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих

правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;

  1. учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть

учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений:

1) Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют «горизонтальными», поскольку они основываются на равенстве сторон.


2) Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

3) Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т.д.).

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель несет ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя — это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

Методы предпринимательского права

Методы предпринимательского права – это совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.


Методы предпринимательского права разнообразны[3]:

  1. императивный метод – метод жестких властных предписаний,

исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);

  1. диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора

определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др. Является преобладающим методом предпринимательского права;

  1. метод обязательных предписаний, при котором с помощью

императивных норм устанавливаются требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

  1. метод обязательных предписаний, при котором с помощью

императивных норм устанавливаются требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;

  1. метод рекомендаций, при котором одна сторона правоотношения

предлагает другой стороне определенную модель поведения, которая может быть принята либо отвергнута.

Можно выделить признаки методов правового регулирования. Которые в свою очередь делятся на две группы.

Первая группа[4]:

  1. равенство участников, которое проявляется в равных для всех

субъектов предпринимательского права основаниях возникновения, изменения, прекращения их прав и обязанностей;

  1. свобода договора, проявляющаяся как в свободе выбора вида

договора, так и в формировании условий данного договора с учетом требований законодательства;

  1. автономия воли участников предпринимательских отношений –

означает способность и возможность участника предпринимательской деятельности осуществлять свои права и нести обязанности.

Вторая группа включает государственное воздействие путем выдачи обязательных и рекомендательных предписаний, касающихся как самих участников предпринимательской деятельности, так и отношений между ними.

Указанные черты метода правового регулирования предпринимательского права находятся в непосредственной взаимосвязи при влиянии на общественные отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Вывод к главе 1

Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано, для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.


Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось, как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривались, как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.

ГЛАВА 2. Принципы предпринимательского права и его место в системе права

2.1. Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права – это основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм[5].

Принципы предпринимательского права своего рода – «идеи», которые пронизывают права. Это не есть нечто-то абстрактное, наоборот, они являются идеологическим (надстроечным) отражением потребностей общественного развития. В них получают выражение не только основы права, но и закономерности социально-экономической жизни общества.

Принципы должны быть выражены в самом праве непосредственно. Принципы представляют собой нормы, то есть неуклонные правила поведения.

Выделяют следующие принципы предпринимательского права:

  1. Свобода предпринимательской деятельности. Данный принцип

закреплен 34 Конституции РФ. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Это значит, что каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах;

  1. Многообразие форм собственности. Юридическое равенство форм

собственности и равенство их защиты. Согласно п.2. ст. 8 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности»;