Файл: Роль кадровой службы в формировании кадровой стратегии в банке Открытие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В качестве теоретической и прикладной отрасли управленческой науки управление персоналом стало формироваться в начале XXI века в 20-30-х годах. Именно тогда в организациях стали создаваться подразделения, занимавшиеся вопросами работы с персоналом, до этих пор службы работы с кадрами занимались чисто техническими вопросами. А далее функции этих служб получили интенсивное развитие. Они принимали на себя решения практически всех ключевых вопросов, связанных с управлением кадрами организации.

В настоящее время службы управления персоналом выполняют некоторые функции, которые раньше принадлежали экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Такое сосредоточение функций в одном структурном подразделении позволяет эффективнее реализовывать управление человеческими ресурсами. Сегодня внимание служб управления персоналом уделяется подбору кандидатов на вакантные должности, разработке и реализации программ повышения квалификации кадров и программ социального развития, мотивации и стимулирования трудовой деятельности и совершенствования трудовых отношений. И принятие решений производится совместно с другими руководителями организации.

Поэтому на сегодняшний день в работе служб управления персоналом все больше преобладают аналитические и организационные аспекты деятельности, а не учетные как ранее, что повысило требование к профессиональному уровню работников кадровых служб. Сегодня в их состав входят специалисты в области психологии, социологии, трудовых отношений, специалисты в области разработки и организации учебных программ, а также менеджеры.

В последнее время во внутриорганизационном управлении появился ряд новых профессий и специальностей таких, как специалисты по отбору и найму персонала (рекрутеры), специалисты, проводящие собеседование с претендентами на вакантные должности (интервьюеры), специалисты по разработке учебных программ, тренеры (преподаватели), консультанты по вопросам развития карьер, профессиональной ориентации и организационного планирования.

В настоящее время многие крупные организации в современных рыночных условиях по вопросам решения кадровых вопросов пользуются услугами аутсорсинговых компаний. Аутсорсинг — это передача специальным организациям определенных видов предпринимательской деятельности. Для крупных фирм это актуально, что позволяет освободить ресурсы организации - человеческие, финансовые, организационные и использовать их для развития других направлений. В области работы с кадрами — это использование рекрутинговых агентств, учебных центров, консультативных фирм, разработчиков автоматизированных систем управления, организаций, специализирующихся на построении системы выплат и компенсаций.


Рекрутинговые компании специализируются на подборе руководящего персонала и специалистов высокого класса. Самой значительной по масштабу кадровых услуг является сфера профессионального обучения и повышения квалификации, на ее долю приходится от 20 до 40 % затрат организаций.

Цель данного реферата дать понятие кадровой службы, рассмотреть структуру кадровой службы, изучить место службы управления персоналом в структуре банка.

  1. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие и задачи кадровой службы

Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием, призванных управлять персоналом в рамках избранной кадровой стратегии.

Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы руководствоваться в кадровой политике интересами предприятия и действовать при этом с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне.

Функции и задачи кадровой службы тесно связаны с уровнем и характером развития экономики. Задачи отдела кадров на отечественных предприятиях сводились в основном к найму и увольнению рабочей силы, ведению делопроизводства. Это низвело отдел кадров до второстепенного структурного подразделения, фактически выполняющего лишь указания руководства предприятия и заказы руководителей структурных подразделений в отношении набора рабочей силы со стороны.

В то же время различными видами кадровой работы были заняты и другие подразделения организации. Отдел труда и заработной платы (расчет численности, организация, нормирование и оплата труда). Плановый отдел (планирование численности, планирование затрат на рабочую силу). Профсоюзная организация (организация быта, отдыха, культурного времяпрепровождения). Отдел техники безопасности, отдел технического обучения (подготовка кадров) и др.

Большую работу, особенно связанную с подбором, расстановкой и использованием кадров, выполняли линейные руководители (начальники подразделений, отделов), часто не располагая ни необходимыми знаниями, ни временем, поскольку их главная задача состояла в обеспечении своевременного и качественного выполнения целей производства в организации.


Большая разобщенность всех этих узкоспециализированных структурных подразделений снижала эффективность работы с кадрами, не позволяла комплексно решать задачи формирования и тем более эффективного их использования

Кадровая служба не была наделена функциями планирования, организации, координирования, стимулирования, контроля, не участвовала в выработке кадровой стратегии, ограничиваясь текущей работой с кадрами

С изменением задач и ориентиров в управлении персоналом изменились и задачи кадровой службы, ее функции и структура

Речь идет о формировании на предприятии многофункциональной кадровой службы как единого целого, о координации всей работы структурных подразделений в системе управления производством, в той или иной мере занятых работой с людьми, под единым руководством. Лишь в этом случае возможно комплексное решение не только вопросов кадрового обеспечения производства, но и главной задачи кадровой службы в новых экономических условиях - соединить цели развития производства с потребностями работников, реализующих эти цели, сбалансировать стратегию развития предприятия и занятых на нем кадров.

Как уже отмечалось, управление персоналом - функция не только кадровой службы. По тому или иному направлению в рамках своей компетенции непосредственное участие принимают и другие субъекты управления - линейные руководители производственных подразделений вместе с подчиненными им специалистами.

В высших эшелонах управления основного офиса (дирекции) решаются вопросы стратегического порядка: формируются кадровая политика, стратегия и тактика ее реализации, задания на разработку методических и нормативных материалов (документов), осуществляется контроль за их выполнением и общее руководство всеми подразделениями по работе с кадрами.

На уровне отдельных производств в объединении работа по управлению персоналом носит в основном оперативный характер. Разделение функций управления кадрами между аппаратом дирекции и руководителями отдельных структур должно быть достаточно четким, исключающим параллелизм в работе, что повышает ответственность за результаты.

Функции управления кадрами на уровне подразделений выполняют их линейные руководители, а также специалисты управленческих структур (экономисты, инженеры-организаторы, нормировщики), общественные организации (прежде всего профсоюз). Линейные руководители участвуют в наборе персонала, обеспечивают условия для высокопроизводительного труда и использования работника по его способностям.


Кадровая служба в современных условиях должна быть организатором и координатором всей работы с кадрами на предприятии. .

В современных условиях наиболее приоритетными направлениями работы служб управления персоналом, становятся решение следующих задач:

- обеспечение соответствия уровня квалификации сотрудников требованиям современной экономики, где базовые навыки и знания требуют непрерывного обновления;

- при этом соблюдается контроль роста издержек на рабочую силу;

- определение политики многонациональных корпораций в области сочетания найма дешевой рабочей силы зарубежных стран и населения собственных стран;

- расширение норм, регулирующих трудовые и организационные отношения, от соблюдения трудового законодательства до морально-этических норм (например, в области вопросов дискриминации, здорового образа жизни и т.д.);

- разработка методов поддержки сотрудников, работающих на виртуальной основе при помощи телекоммуникационных средств связи сотрудников, не посещающих офис.

В современных организациях функции службы управления персоналом ( УП) условно можно подразделить на два вида:

- управление трудовыми отношениями;

- документальное оформление трудовых отношений.

Управление трудовыми отношениями включает функции:

- планирование персонала;

- обеспечение организации персоналом;

- оценка персонала;

- профессиональное обучение и развитие персонала;

- организация системы вознаграждения и социального развития;

- координация работы по управлению качеством условий труда и соблюдению техники безопасности.

Оформление трудовых отношений включает следующие функции:

- подготовка кадровых приказов;

- ведение форм обязательной первичной учетной документации по учету труда и его оплаты;

- оформление и учет трудовых книжек;

- ведение личных дел;

- консультирование сотрудников;

- составление и корректировка графиков отпусков;

- оформление документов, связанных с различными выплатами, пособиями и льготами;

и некоторые другие функции.

Следует отметить, что структура кадровой службы в конкретной организации должна определяться функциями этой организации

В частности, для этого необходимо проведение исследовательской работы по установлению контактов с территориальными органами управления трудом, со службой занятости и профориентации, с вузами и техникумами (колледжами), с частными структурами, специализирующимися на подборе кадров. Это необходимо для изучения ситуации на рынке труда, подбора кадров, их обучения и повышения квалификации и т.д.


В последнее время появилось и разночтения в названии профессии, занимающейся кадрами. Во-первых, стандарты работы этих специалистов пока не сформированы. На каждом предприятии они могут пониматься по-разному. Во-вторых, в России не существует традиций кадрового менеджмента в современном его  понимании. В-третьих, такая отрасль образования, как обучение специалистов по персоналу, тоже только начинает формироваться. Чаще в России такой специалист именуется специалистом по управлению персоналом. В настоящее время употребляется и еще одно название этой профессии, пришедшее к нам с Запада – HR-менеджер  (HR – расшифровывается как human resourses, то есть «человеческие ресурсы»). ЭЙчар- менеджер.

Какими же личными качествами должен обладать хороший специалист по управлению персоналом?

В первую очередь, он должен быть хорошим психологом. Умение общаться понимать людей и общаться с ними для него важнее всех остальных навыков. Он также должен иметь очень высокую коммуникабельность, то есть способность найти общий язык практически с любым человеком. Ему должно быть легко и интересно с разными людьми, а им, в свою очередь, должно быть легко с ним. Желательно иметь также хорошую проницательность и развитую интуицию, которые помогут найти правильный вариант поведения в сложной ситуации. Специалисту по персоналу необходимо также умение логически мыслить и анализировать. Никак не обойтись и без организаторского талантаумения наладить четкую работу внутри коллектива,  распределять обязанности и осуществлять контроль. То есть эти специалисты должны быть еще и хорошими управленцами. Очень важны также следующие качества: высокая работоспособность, уверенность в себе, умение работать в команде и брать ответственность на себя, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость и, конечно же, позитивное отношение к людям.

    1. Кадровая стратегия современной организации

В соответствии с изменившимися требованиями к кадровым службам в современных отечественных условиях начинается разрабатываться научные дисциплины по теории персонального менеджмента, формирования кадровой стратегии. И ее основы - доктрины организации трудовых отношений.