Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Правовая природа и виды рекламы по российскому законодательству).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев отличительные критерии рекламы, можно сделать вывод, что закрепленное определение «рекламы» в действующем законе необходимо изменить. Необходимо внести дополнение, что говоря о сфере и целях применения рекламы следует предусмотреть возможность как коммерческого, так и некоммерческого использования рекламы, что будет связано с реализацией социальной или политической рекламы. Выяснив, что реклама должна лишь привлекать внимание и интерес к товарам, услугам или работам, предлагаем убрать из легального определения фрагмент «и его продвижения на рынке».

Исходя из всего сказанного можно предложить следующее определение рекламы: Под рекламой понимается информация, которая распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц, которая имеет точно установленного заказчика, также которая направлена на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования и поддержания интереса к нему[14].

Выше мы рассмотрели рекламу в качестве объекта правового воздействия, но отношения связанны не только с коммерческой деятельностью, а также затрагивают социальную и политическую сферы. В связи с этим следует ответить на вопрос, можно ли отнести социальную и политическую рекламу к объектам гражданского оборота.

Социальная реклама представляет собой термин достаточно новый и ее правовой статус регламентирован скудно. В социальной рекламе не допускается какое-либо упоминание о конкретных марках товаров, товарных знаков, об иных средствах индивидуализации, о физических и юридических лицах. Исключением являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также спонсоры. Из данного определения видно, что существует отличие между социальной и коммерческой рекламой. Социальную рекламу нельзя признать приглашением делать оферты, ни публичной офертой. И из этого определения видно. что социальная реклама носит некоммерческий характер.

Производство и распространение социальной рекламы осуществляется посредством договоров, которые установлены Гражданским кодексом. Исходя из этого можно сделать вывод, что социальная реклама не способствует коммерческому продвижению какого-либо товара на рынке, но в процессе своего производства и распространения является объектом возмездных сделок, а, следовательно, и объектом гражданско-правовых отношений.

Совсем иначе обстоит дело с политической рекламой. В настоящее время нормы, которые устанавливают политическую рекламу в качестве предвыборной агитации, отсутствуют. С одной стороны, законодатель не устанавливает данный вид рекламы в качестве одного из средств ведения политической борьбы. С другой стороны, нет норм, которые прямо бы запрещали использование политической рекламы.


Много лет Комитетом по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации готовится проект Федерального закона «О политической рекламе». Исходя из отсутствия комплексного законодательного регулирования политической рекламы трудно в настоящее время говорить о правовой природе данного рода информации. Однако, теоретически производство и распространение политической рекламы может происходить на возмездных началах в рамках гражданско-правовых отношений, следовательно, политическая реклама будет являться объектом гражданских прав[15].

Подведя итоги следует отметить, что реклама бывает, как коммерческой, так и некоммерческой. Ко второму типу относят социальную и политическую рекламу. Правда в последнее время вместо политической рекламы часто упоминают про политическую агитацию. Существует много спорных вопросов по поводу отнесения рекламы к объектам гражданских правоотношений. Реклама должна содержать в себе информацию, с помощью которой будут достигаться основные цели рекламы: доведения информации до потребителя, возможность заинтересовать его, а также поддерживать его интерес к рекламируемому товару. Необходим определенный заказчик рекламы. Так как рекламная деятельность тесно связана с предпринимательской, ведь только там и используется коммерческая реклама, то все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что рекламную деятельность можно рассматривать в качестве объекта гражданских правоотношений. Но не следует забывать, что данная деятельность обладает своей спецификой.

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Государственный контроль (надзор) в сфере рекламы

Антимонопольный орган и его полномочия на осуществление государственного надзора в сфере рекламы. Участие государства в процессах развития экономики становится весьма ощутимым в условиях интенсивного углубления рыночных связей. На современном этапе государство, используя административные ресурсы, играет немаловажную роль в формировании рекламного рынка.


Однако постепенно подобное регулирование рекламной деятельности приобретает черты общественного контроля, поскольку нередко рассматривается как разновидность социального управления и элемент общественной системы[16].

Динамика общественных отношений и появление новых мультимедийных средств обмена информацией ведут к необходимости усиления государственного контроля за информационно-коммуникационной деятельностью.

Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты прав потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации. Другая задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей.

Как полагают в литературе, государство, осуществляя регулирование рекламной деятельности, выполняет две задачи: защищает потребителя от недостоверной рекламы и способствует честной конкуренции в рекламном бизнесе, наказывая нарушителей.

В рамках процесса создания правовой базы функционирования рыночной системы правовым регулированием охватываются элементы предпринимательства, связанные с рекламной деятельностью, чем формируются нормы правоотношений между ними.

Следует также учитывать, что в системе социальных регуляторов роль правотворческой деятельности государства приобрела особую роль. Модель правового регулирования рекламного рынка Российской Федерации была создана в более жестких формах, с достаточно широким кругом ограничений и сильным административным контролем в сравнении со странами ЕЭС и США[17].

В то же время государственный контроль в таких странах, как Великобритания, Франция, Италия, можно признать более жестким. Например, во многих странах Европы реклама сигарет запрещена вообще[18].

С точки зрения российской практики, как полагает А.Н. Толкачев, государственный контроль означает:

- создание условий для рекламной деятельности в условиях рыночной экономики;

- наблюдение за рекламным процессом;

- предотвращение правонарушений на рынке рекламы;

- выявление нарушений в рекламной сфере и применение ответственности за нарушение законодательства со стороны компетентных государственных органов.

При этом требует разрешения вопрос о достижении паритета между бизнесом и властью о степени государственного вмешательства в область рекламной деятельности, с учетом того что рекламные кампании большинства предпринимателей проводятся в стороне от публичного контроля.


Интерес бизнес-сообщества в наличии государственного контроля усиливается лишь в случае необходимости защиты от недобросовестной конкуренции. Поэтому, как полагает А.В. Карягина, предприниматели вынуждены признать необходимость вмешательства государства, если нарушаются правовые, этические и другие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность, связи с общественностью.

Полярность интересов, как полагает Ф.И. Шарков, взаимообусловлена особенностями самого рынка. Государство, являясь как бы внешним арбитром, должно не поддерживать одну из сторон, а находиться в некотором отдалении, памятуя о балансе этих интересов. Исходя из этого политика государства в сфере рекламы может сводиться к следующим задачам:

- поддержание состояния добросовестной конкуренции между участниками рынка;

- защита прав потребителя;

- осуществление контроля за информационным обеспечением обеих сторон;

- инициирование законодательного процесса, регулирующего всю совокупность рекламного процесса.

Однако, как полагает А.Н. Мудров, суть государственного регулирования рекламы должна сводиться к минимальному государственному вмешательству в рекламную деятельность, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы табачных изделий, алкоголя и ограничение по распространению рекламы, направленной на детей и с их участием"[19].

Со своей стороны полагаем, что развитие элементов рыночного хозяйства на современном этапе требует достижения необходимого паритета между государственным вмешательством и рыночным регулированием.

Организационно обеспечение государственного контроля (надзора) возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая, будучи уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также рекламы в той части, которая установлена законодательством об антимонопольном органе.

Весьма значимым направлением в контрольно-надзорных мероприятиях является предупреждение нарушений в сфере рекламы. Конкретные шаги по предупреждению рекламных нарушений реализуются в рамках деятельности Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, образованного при ФАС России в соответствии ее Приказом от 07.09.2004 N 99[20] в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства РФ о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию.


Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы определены в ст. 33 Закона о рекламе. Так, в частности, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Организация и проведение проверок за соблюдением рекламного законодательства представляют собой специальный механизм. Прежде всего стоит отметить, что контрольным мероприятиям, проводимым антимонопольным органом, предшествует запрос необходимой информации. Антимонопольный орган в целях проведения проверок вправе запрашивать необходимую информацию у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, касающуюся их профессиональной деятельности на рекламном рынке. Данное полномочие антимонопольного органа вытекает из положений ст. 34 Закона о рекламе.

Непосредственно административные дела рассматриваются в соответствии с Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"[21], определяющим механизм действий сотрудников антимонопольных органов в рамках административного расследования.

Рассмотрение осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

3.2. Саморегулирование в рекламном бизнесе

На современном этапе социально-экономического развития России важнейшей перспективой является взаимодействие государства, бизнеса и общества. Чем выше эффективность взаимодействия государства и представителей бизнеса (в том числе через саморегулируемые организации), тем более положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому так важен поиск возможных взаимовыгодных направлений как для государства, так и для бизнеса[22].