Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Предпринимательская деятельность Камчатского края: основы государственного регулирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Предпринимательская деятельность: подходы к определению

1.2 Цели и Задачи предпринимательской деятельности

1.3 Особенности осуществления предпринимательской деятельности

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

2.1 Предпринимательская деятельность Камчатского края: основы государственного регулирования

2.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Камчатском крае

2.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

ГЛАВА 3. Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности

3.1 Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

3.2 Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Компания ООО «Литекс Камчатка КО» испытывает на себе влияние, как прямых, так и косвенных методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, например, компания имеет государственную регистрацию и представлена в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц. Государственный орган, который осуществил регистрацию компании - инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому[20].

Сфера деятельности компании предполагает наличие лицензий на осуществление основного и дополнительных видов деятельности. Так, например, лицензированию подлежи организация рыболовства.

Сфера деятельности, в которой развивается компания ООО «Литекс Камчатка КО» имеет не только стандартные налоги, которые свойственны всем лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, но и специальные. Так, статьей 251 НК РФ введен «Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов»[21].

Особенностью налогообложения предприятий рыбной отрасли является наличие достаточного количества налоговых льгот, предоставляемых таким предприятиям. Налоговые льготы, предоставляемые рыбопромышленными предприятиями, предусмотрены как федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ), так и законодательными актами субъектов РФ[22].

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности зависит от сферы развития предпринимательства. Предпринимательская деятельность основан на законодательстве. Государственное регулирование предпринимательской деятельности позволяет определить проблемы развития предпринимательства, обозначить пути решения проблем. Государственное регулирование предпринимательства снижает риск возникновения нарушений, повышает уровень ответственности предпринимателей.

ГЛАВА 3. Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности


3.1 Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Предпринимательство является важнейшей сферой экономической деятельности. Она создает специфические взаимоотношения между ее участниками. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется с помощью норм публичного и частного права.

Так, к нормативно-правовым актам, которые регулируют осуществление предпринимательской деятельности, относятся:

  1. Конституция РФ,
  2. Федеральные кодексы,
  3. Федеральные законы и подзаконные акты,
  4. Нормативно-правовые акты субъектов федерации.

В Конституции РФ[23] определены общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Так, в статье 8 Конституции РФ провозглашены основные условия существования рыночной экономики, определены важнейшие права граждан на осуществление предпринимательской деятельности, установлены основы существования конкурентного рынка. Конституция определяет основные принципы и условия существования предпринимательской деятельности.

Регулирование предпринимательских отношений осуществляется при помощи положений Гражданского кодекса РФ[24]. В нем содержится множество норм, которые направлены на регулирование как частноправовых отношений публичного характера, таки внутрихозяйственных и внутрифирменных. В ГК сформулировано определение «предпринимательской деятельности, определены признаки, права и обязанности юридических лиц.

Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется и федеральными законами. Так, можно выделить следующую классификацию Федеральных законов, обеспечивающих регулирование предпринимательской деятельности.

Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к субъектам предпринимательской деятельности:

  1. Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[25],
  2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[26],
  3. Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[27].

Федеральные законы, устанавливающие основные принципы и условия функционирования рыночного механизма:


  1. Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[28],
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[29],
  3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[30].

Федеральный закон, который описывает направления и формы поддержки государством предпринимательской деятельности:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[31].

Так, например, в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» регулируются отношения, которые возникают между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. В законе определены понятия субъекта малого и среднего предпринимательства, определена инфраструктура поддержки субъектов, виды и формы такой поддержки.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлен на регулирование отношений, которые возникают в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их формировании, реорганизации и ликвидации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» направлен на регулирование отношений, которые возникают в следующих случаях:

  1. Разработка, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции,
  2. Применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, хранения, перевозки, выполнению услуг,
  3. Оценка соответствия.

Законом определяются права и обязанности участников регулируемых отношений.

Закон РФ «О защите конкуренции» предусматривает определение организационных и правовых основ защиты конкуренции, предупреждение и пресечение следующих положений:

  1. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция,
  2. Недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти.

Цель данного закона – обеспечить единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свободу экономической деятельности в стране, защиту конкуренции и формирование условий для эффективного функционирования товарных рынков.


Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также и подзаконными актами, направленными на исполнение и регулирование отдельных аспектов положений законодательства.

Стоит обратить внимание на Указы Президента. Так, Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»[32]. Он обеспечивает регулирование либерализации ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в системе естественных монополий, государственных закупок. Указ имеет свое распространение на ценообразование всех компаний.

Таким образом, предпринимательская деятельность регулирование государством по всем направлениям. Государство обеспечивает развитие предпринимательской деятельности в соответствии с нормами законодательства. Предпринимательская деятельность не должна нарушать положения нормативно-правовых актов, которые регламентируют данную сферу экономического развития страны. Стоит отметить, что множество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, приводит к возникновению определенных проблем, которые связаны с государственным регулированием предпринимательской деятельности.

3.2 Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – меры, которые направлены на воздействие предпринимателей. К мерам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся следующие процессы:

  1. Фискальная и монетарная политика,
  2. Внешнеэкономическая деятельность государства,
  3. Реализация социальных программ.

Таким образом, основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для постоянного функционирования предпринимательской среды[33].

Одной из основных задач правительства является поддержка и развитие предпринимательской деятельности. Повышение предпринимательской активности осуществляется благодаря низким налогам, государственным программам поддержки правительства[34]. В качестве приоритетного направления руководства страны является развитие малых и средних компаний, диверсификация рабочих мест и доходов.


Со стороны Правительства прилагаются усилия для устранения структурных барьеров для обеспечения дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

В 2011 году Правительство России поставило задачу по превращению России в одно из наиболее привлекательных государств для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с этим были обозначены меры, направленные на улучшение инвестиционных условий для организаций, которые находятся на территории государства.

Инвестиционный климат зависит от широкого спектра политических реформ, который включает в себя упрощение условий ведения предпринимательской деятельности[35].

На современном этапе наблюдается тенденция возрастания доли государственного регулирования экономики. По этой причине происходит замедление развития предпринимательской деятельности. В качестве основных причин сдерживания роста предпринимательской деятельности можно отметить такие, как: несовершенство правовой базы и налогообложения, финансово-кредитные механизмы, административные барьеры.

Так, основными направлениями совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности стоит отметить следующие:

  1. Формирование систему, которая позволит уравнять возможности частного бизнеса и крупных предприятий,
  2. Обеспечить справедливые условия для развития предпринимательской деятельности,
  3. Доступ к дешевому финансированию,
  4. Оказание поддержки для частного бизнеса[36].

Одним из самых общих и необходимых требований к государственному регулированию предпринимательской деятельности – сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии развития. Определяющим фактором развития предпринимательской деятельности является эффективность государства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности является необходимым условием развития как производства товаров и услуг, так и создания правил и институтов, которые позволяют рынкам процветать.

В настоящее время совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности направлено на качественный аспект данной деятельности. Главное направление государственного регулирования предпринимательской деятельности – результативность и степень отражения нужд населения. Государство находится ныне в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Поэтому, стремясь более чутко реагировать на нужды людей государство призвано расширять участие населения в управлении, предоставлять больше власти местным органам. Для повышения эффективности государственных институтов во многих случаях полезно, как говорит опыт Великобритании и некоторых других стран, создавать в сферах их функционирования условия конкуренции. Имеется в виду особая конкуренция — за лучшее удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг. Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования систем оплаты и стимулирования государственных служащих[37].