Файл: Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя (Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации – главный закон нашего государства, гарантирует свободу предпринимательства, его защиту (статья восьмая Конституции РФ).

Индивидуальное предпринимательство в Российской Федерации как самостоятельный институт появилось сравнительно недавно. В период существования советской власти допускалось мелкое, прямо не регулируемое законодательством предпринимательство тех лиц, которые имели личное подсобное хозяйство. Однако данная деятельность не то чтобы, порицалась, но не приветствовалась. Очень критичным было отношение к тем, кто перепродавал товары, что жестко преследовалось в уголовно-правовом порядке.

Появление и развитие индивидуального предпринимательства сопряжено с необходимостью осуществления регулирования данного вида деятельности на законодательном уровне, что является достаточно проблематичным для нашего государства.

Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи унифицированным нормативно-правовым актом, содержит положения, которые распространяются на индивидуальных предпринимателей, необходимость принятия самостоятельного закона становится все более важной, особенно в свете в определенной мере незащищенного положения, которое они занимают.

Количество индивидуальных предпринимателей не сокращается со временем, они создают фактически предприятия, позволяя трудиться и получать заработную плату иным людям, в связи с чем их ценность сложно преувеличить.

Как любая коммерческая деятельность, деятельность индивидуального предпринимателя включает в себя такой элемент как риск. Сама формулировка закона позволяет сделать вывод, что никто и никогда не гарантирует, что бизнес разовьется успешно, будет стабилен и просуществует длительное время. Принимая те или иные решения, предприниматели должны просчитывать все варианты развития, но понимать, что неудача возможна, в том числе и причинам, которые от них не зависят.

Одним из рисков для предпринимателей является возникновение ситуации полной неплатежеспособности, что приводит к прекращению деятельности, а также практической полной утрате имущества.

Специфика статуса индивидуального предпринимателя заключается в том, что он отвечает по долгам всем принадлежащим ему имуществом. В случае банкротства последствия для него будут гораздо тяжелее, чем, например, для участников общества с ограниченной ответственностью, которые отвечают по долгам в пределах внесенных вкладов.


Кроме того, возможность банкротства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя появилась в Российской Федерации сравнительно недавно, в связи чем многие вопросы еще не отработаны на практике, тема не так глубоко изучена по сравнению с банкротством юридических лиц.

Именно перечисленные факторы обусловили выбор темы настоящей работы в качестве объекта исследования в рамках курсового проекта.

Цель исследования настоящей работы - изучение правового положения индивидуальных предпринимателей и особенностей процедуры банкротства указанной категории лиц.

Для достижения данной цели необходимо решить поставлены следующие задачи исследования:

1) Изучить источники правового регулирования статуса индивидуального предпринимателя;

2) Исследовать порядок осуществления государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;

3) Определить понятие, признаки и условия банкротства индивидуальных предпринимателей;

4) Дать правовую характеристику процедур, которые применяются к индивидуальным предпринимателям в рамках процедуры банкротства;

5) Выявить и проанализировать правовые последствия несостоятельности индивидуального предпринимателя.

Объектом настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с банкротством индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования являются международные акты и договоры, законы, а также подзаконные нормативные акты, затрагивающие вопросы индивидуального предпринимательства.

Теоретические основы исследования. Положения данной работы опираются на исследования, которые были проведены учеными, в числе которых следует отметить таких авторов, как А.Г. Демиева, А.В. Лаптев, Б.М. Гонгало и многие другие.

Методы исследования, которые были применены в рамках написания настоящей работы - это логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Структура и объем исследования. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


1.1. Источники правового регулирования статуса индивидуального предпринимателя

Появление и развитие рыночной экономики в Российской Федерации – залог благосостояния граждан страны. В основе экономики лежат возможность свободного обращения товара, услуг, денежных средств в обществе.

Безусловно, государство, как гарант соблюдения прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности, обеспечивает создание и развитие норм права, регулирующих все важные для людей сферы, к числу которых следует причислить предпринимательскую деятельность.

Конституция Российской Федерации – главный закон нашего государства, гарантирует свободу предпринимательства, его защиту (статья восьмая Конституции Российской Федерации).

Подходы к определению источников права в настоящее время различны. Однако наиболее часто встречающейся точкой зрения является определение их как системы законов и подзаконных нормативных актов.

Например, В.А. Лаптев, анализируя вопросы предпринимательского права, исследует его именно как систему законодательства. Применительно к настоящей работе подобное определение права представляется наиболее правильным и применимым, хотя с точки зрения теории оно шире и включает в себя законодательство как составную часть.

Исследуя вопросы нормативно-правового регулирования вопросов предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что споры о том, насколько правомерным и допустимым является использование международных договоров и актов в качестве источника права, подлежащего применению на территории Российской Федерации, не завершены и мнения порой расходятся.

Так, И.В. Воронцова отмечает, что источники международного права не стоят в одном ряду с источниками национального права Российской Федерации, которые принимаются и подлежат применению непосредственно. Она также отмечает наличие различных точек зрения на эту тему и выделяет мнение В.В. Молчанова, по мнению которого международные нормы – это источник права России, а также точку зрения Я.Ф. Фархтдинова о том, что международные нормы права являются источниками нашего национального законодательства только в том случае, когда закрепляемые ими положения отражаются в законодательных актах Российской Федерации.


В.А. Лаптев, анализируя данную тему, приходит к выводу, что международные акты и договоры, а особенно принципы международного права не обладают приоритетом над законами нашей страны в связи с тем, что они имеют специфическую форму закрепления.

Невзирая на наличие различных подходов к определению места международных договоров в системе права Российской Федерации, правильной представляется та точка зрения, в соответствии с которой международные договоры – это непосредственные источники права, прямо включенные в структуру законодательства.

Обосновать данную точку зрения можно следующим образом.

Часть четвертая статьи пятнадцатой Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные нормы и принципы международного права входят в систему права нашей страны. Кроме того, они имеют приоритет по отношению к положениям национального законодательства.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» четко и недвусмысленно указал, что общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры являются частью правовой системы Российской Федерации. Кроме того, он в данном постановлении дает судам четкое и недвусмысленное указание применять именно нормы международного права и международных договоров, если в случае рассмотрения дела будет выявлено несоответствии подлежащей применению нормы положениям международных, которые в установленном порядке признаны Российской Федерацией (пункт пятнадцатый указанного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).

Анализ положений статьи пятнадцатой Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что международное право следует разделять на две больших составных части:

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- международные договоры.

Порядок признания международных договоров в качестве источника права для Российской Федерации определяется в соответствии с положениями Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».

В преамбуле к данному федеральному закону указано, что международные договоры, а также общепризнанные нормы международного права входят в систему права Российской Федерации.

Особенность международных договоров заключается в том, что любая страна-участник вправе, присоединяясь к договору и признавая обязательность его положений, вправе сформулировать и изложить оговорки, ограничивающие возможность и обязательность применения международного договора на территории своего государства, что прямо предусмотрено статьей девятнадцатой Венской Конвенции о праве международных договоров.


Любой международный договор становится признанным после ратификации, которая, согласно статье четырнадцатой Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» путем издания соответствующего федерального закона.

Совокупность изложенного позволяет сделать вывод о том, что международные акты и договоры является составной частью законодательства Российской Федерации, которое регулирует различные вопросы, в том числе порядок осуществления гражданами индивидуальной предпринимательской деятельности.

В числе международных договоров, которые подлежат применению на территории Российской Федерации следует отметить Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 10 декабря 1948 года.

В преамбуле к данной декларации в числе причин, которые повлекли за собой необходимость разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека указано на необходимость осуществления защиты прав и интересов каждого человека на законодательном уровне с таким условием, чтобы не возникала потребность в осуществлении защиты путем восстания и применения насильственных методов.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации в части регулирования вопросов индивидуальной деятельности предпринимателей имеет множество сходных черт с тем, которое принималось в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века.

Например, возвращается институт самозанятости, когда граждане могут осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, что очень сходно с понятием индивидуальной трудовой деятельности.

Во многом это обусловлено тем, что ситуация в России, которая улучшилась на определенный период времени, вновь стала достаточно резко ухудшаться, что, в первую очередь касается возможностей трудоустройства для граждан нашей страны.

Подобная тенденция очень обеспокоила руководство страны, с учетом того, что реальной возможности способствовать трудоустройству граждан на полноценную работу, приносящую доход, которые позволяет полноценно жить, у государства нет.

В свете подобной ситуации все более актуальной для граждан является возможность осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, что активно поддерживается государством путем создания специальных налоговых режимов, применение которых несколько упрощено по сравнению с общей системой налогообложения, а также оказанием различных мер поддержки, например, предоставлением субсидий на различные цели.