Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы косвенных налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из данных таблицы 2 следует, что в 2016 г. наибольший удельный вес среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость - 51,9 % и по сравнению с 2015 г. в структуре увеличился на 11,8 %. В 2014-2015 гг. наибольший удельный вес в структуре косвенных налогов занимают таможенные пошлины – более 53,9 %. Вывозные таможенные пошлины в структуре косвенных налогов занимают[23].

Таможенные пошлины в структуре в 2016 г. занимают 41 % и по сравнению с 2015 г. снизились на 12,9 %., в т.ч. вывозные таможенные пошлины составили – 34,1 %, ввозные таможенные пошлины – 6,9 %.

Акцизы в структуре косвенных налогов составили 7,1 % в 2016 г. и по сравнению с 2015 г. увеличились на 1,1 % за счет увеличения акцизов на товары, производимых на территории РФ. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2014–2015 гг. 47%, в 2016 г. их доля снизилась до 34,1 %. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57 % до 42 %, на «темные нефтепродукты» с 100 % до 76 %, дизельное топливо с 63 % до 48 %, бензины прямогонные с 90 % до 85 %, бензины товарные с 90 % до 78 %, прочие светлые нефтепродукты с 66 % до 48 %, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках. В 2015-2016 гг. акцизы в структуре составили 6,0 %.

В 2013 г. наблюдается сокращение пополнения бюджета России за счёт ввозной таможенной пошлины. Все дело в то, что в 2012 г. Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию и подписала Перечень уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемый к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994).

Таким образом, порядка 10 % ставок ввозной таможенной пошлины от общего числа действующих ставок были снижены, это почти 1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и других товаров.

Таблица 3

Поступление ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Таможенного союза ЕАЭС, в национальной валюте государств-членов

Показатели

Годы

2014

2015

2016

1.Республика Армения (фев-дек)

-

-

53,2 млрд.драм

2.Республика Беларусь

10 130,4 млрд.бел.руб.

9 280,1 млрд.бел.руб.

7 852,3 млрд.бел.руб.

3.Республика Казахстан

272,4 млрд.тенге

254,2 млрд.тенге

170,1 млрд.тенге

4.Кыргызская Республика

-

-

3,5 млд.сом

5.Российская Федерация

680,2 млрд. руб.

648,4 млрд. руб.

562,2 млрд. руб.


Из данных таблицы 3 следует, что в 2016 г. поступило ввозных таможенных пошлин в бюджеты государств-членов Таможенного союза ЕАЭС в сумме 170,1 млрд. тенге в республике Казахстан, в РФ – 562,2 млрд. руб., в республике Армения – 53,2 млрд. драм., в республике Беларусь – 7852,3 млрд. бел. руб.

Во всех республиках заметно снижение поступлений. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015 г.) ввозные таможенные пошлины распределялись в бюджеты Сторон согласно следующим нормативам: Республика Армения - 1,05 %; Кыргызская Республика - 0,46 %; Республика Беларусь - 4,63 %; Республика Казахстан - 7,22 %; Российская Федерация - 86,64 %[24].

Таким образом, за последние 3 года во всех странах наблюдается сокращение распределения ввозной таможенной пошлины. Можно сделать вывод о том, что за последний год наблюдается значительное сокращение таможенных платежей. Это может быть обусловлено сложившейся экономической и политической ситуации в Российской Федерации, введением в отношении России эмбарго и падением рубля к курсу доллара США.

2.2. Проблемы косвенного налогообложения

Несмотря на то, что косвенные налоги в налоговой системе государства имеют значительную роль, все же сохраняются немаловажные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения.

Первой и основной проблемой является то, что косвенные налоги являются сдерживающим фактором роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал. Особенно это касается налога на добавленную стоимость. Отрицательным моментом в системе налогообложения на добавленную стоимость состоит в сложности возмещения налога. Она имеет более 60 оснований для освобождения, и при подаче налога на возмещение возникает необходимость подачи всех документов в налоговые органы[25].

Техническое ведение налога на добавленную стоимость является наиболее сложным по отношению к прочим налогам. Введение и реализация политики косвенного налогообложения требует больших материальных затрат, таки и затраты труда специалистов. И основной и единственной целью косвенных налогов, а именно налога на добавленную стоимость является наполнение государственного бюджета. Но со сложностями налогоплательщикам приходится мириться и принимать их как обязательные издержки. Также проблемой является растущая инфляция из-за косвенного налогообложения[26].


Второй проблемой является проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Возмещение НДС при экспорте осуществляется во избежание двойного налогообложения в целях обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом подразумевается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачивается в бюджет. Поэтому в теории проблем с возмещением НДС не появляется.

Третьей проблемой является повышение ставок акцизов. Сохранение здоровья нации способствует увеличению акцизов на вредную продукцию, в целях улучшения «культуры питья».

Недобросовестность поставщиков является серьезной проблемой. Проблема заключена в том, что в случае, когда проверяющие органы выяснять о недоплате НДС поставщиками или о полной недоплате, то возмещение вовсе аннулируется. Порядок возмещения и побуждает к коррупционным действиям, что необходимо устранить.

Глава 3. Совершенствование косвенного налогообложения в РФ

Далее рассмотрены пути совершенствования косвенного налогообложения в целях повышения уровня налоговой дисциплины на уровне бюджета Российской Федерации.

Для решения первой проблемы предлагаем следующее решение. Одним из явных направлений оптимизации налога на добавленную стоимость должно стать ежегодное снижение основной ставки на 1 % и довести до уровня 10 %, что позволит снизить налоговую нагрузку предприятия, тем самым будет способствовать развитию предпринимательства и производства. Бюджет может дополучить денежные средства за счет налога на прибыль.

Также пополнение бюджета связано с увеличением расходов по налогу на доходы с физических лиц, в связи с расширением производства увеличивается фонд заработной платы. Многие предприятия уклоняются от уплаты косвенных налогов и сложность расчетов позволяет больше делать ошибки. Упрощение расчетов позволит также большим предприятиям сократить время и средства на содержание штата бухгалтера. Упрощение расчетов позволит также уменьшит работу проверяющих органов, что также позволит снизить количество работников в налоговых структурах.

Целесообразно снизить пониженную ставку налога на добавленную стоимость и отменить некоторые льготы по его уплате, т.к. льготы способствуют уклонению и усложняют расчет. Для решения второй проблемы предлагаем следующее решение. Наиболее эффективным направлением совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость является изменение механизма исчисления налога с косвенного на прямой.


Для этого необходимо: включить в число отчетных показателей организации показатель «ВВП организации», равный добавленной стоимости по определению; (ВВП) в составе реализованной продукции определять прямым счетом из данных бухгалтерского учета как сумму фонда оплаты труда, прибыли, налогов и амортизации;

- для продукции, не имеющей льгот по НДС, налог, подлежащий уплате в бюджет, исчислять путем умножения добавленной стоимости в составе реализованной продукции на установленную ставку налога;

- при реализации экспортируемой продукции, имеющей льготы по уплате НДС, также применяется новый порядок исчисления НДС и 0%-ная ставка остается неизменной;

- для продукции, реализация которой облагается НДС по разным ставкам, необходимо вести раздельный.

Однако данный вариант усложняется тем, что на практике измерять созданную продукцию показателем «добавленная стоимость» никто еще не научился. Методология счета данного показателя отсутствует. В целях совершенствования налога на добавленную стоимость важно отказаться от процедуры возмещения налога, т.к. порождается криминальность процесса. Организации придумывают различные процессы, которые позволяют возмещать налог. Отказ от процедуры возмещения позволит уменьшить ставку на налог.

Для решения третьей проблемы необходимо увеличивать акцизы на более вредную продукцию, лишь потом повышать акциз на остальную продукцию. Также акцизы на бензин необходимо сдерживать на одном уровне, т.к. их увеличение способствует повышению цен на нефтепродукты, что также связано с транспортным налогообложением. Снижение акциза на бензин также не может быть выходом, необходимо стимулировать производство нефтепереработку.

Однако, несмотря на широкую распространенность налога на добавленную стоимость во многих странах мира с рыночной экономикой, его роль в экономике Российской Федерации весьма неоднозначна.

В налоговом законодательстве РФ имеется множество недостатков и «лазеек», позволяющих недобросовестным налогоплательщикам уходить от обязанности уплачивать суммы налогов в бюджет, что в свою очередь оказывает негативное влияние на хозяйственную деятельность законопослушных плательщиков.

Таким образом, в отечественном законодательстве существует множество проблем, требующих своего скорейшего разрешения.

В части мер стимулирования налогообложения в среднесрочном периоде необходимо снести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержание инвестиций в человеческий капитал; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций; развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях; совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.


Таким образом, перед государством стоит серьезная задача по принятию мер на повышение эффективности налогового пополнения федерального бюджета.

Наиболее вероятными шагами в данном направлении могут быть следующие:

- снижение налогового бремени; - увеличение размера выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения;

- разработка действующих механизмов по рассрочке налоговых платежей по инициативе налогоплательщика;

- коррекция деятельности налоговых органов, с целью препятствования злоупотребления полномочиями.

Одновременно необходимо проводить большую работу по снижению налоговой «недоимки» путем принудительного взыскания и повышения ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Данную работу необходимо проводить по трем направлениям: Выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства; Обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение налоговых нарушений.

Проблема ответственности за нарушение налогового законодательства решается на уровне государства, но степень ответственности за налоговые правонарушения и преступления в России недостаточно высока. Примером здесь может служить практика США, где ответственность за налоговые преступления карается «жестко».

В результате исследования установлено, что налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета государства, но в то же время требует внимания и тот факт, что в России велика доля косвенных налогов, что не типично для государств с развитой экономикой. Необходимо ответственно подходить к их использованию.

Недочеты в системе налогообложения и законодательства, желание извлечь максимальную выгоду, неверное использование налогового инструментария может спровоцировать обратный эффект и нанести ущерб бюджету.

Результатом применения указанных выше мер должно стать повышение прозрачности налогообложения и возможность их уплаты без чрезмерной обременительности для налогоплательщиков и, в то же время, недопущение уклонения от уплаты налогов. Это, в свою очередь, позволит качественно наполнять доходную часть бюджета Российской Федерации.

Заключение

Косвенный налог — это сбор, направленный на сбор со сделок купли-продажи товарно-материальных ценностей и услуг, оплачиваемый за счет потребителя и включаемый в конечную стоимость как отдельная статья затрат.