Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы косвенных налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы. Можно сказать, что данный вид налогообложения является неотъемлемым элементом любой налоговой системы, которые применяются для мобилизации доходов государственного бюджета и в целях регулирования экономики. С помощью косвенных налогов можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

1.2. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России

Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции[17].

История косвенного налогообложения берет свое начало с конца XX века. Первые косвенные налоги представляли собой торговые пошлины. Провоз товаров через городские заставы облагались мытом, перевоз товаров через реку облагалось перевозом, право иметь склады облагалось гостиной пошлиной, право устраивать рынки – торговой пошлиной. За убийство также взыскивали пошлину, называемую вирой, а судебная пошлина «продажа» взималась в качестве штрафа за другие преступления[18]. В ходе татаро-монгольского нашествия важную роль играли косвенные налоги, т.к. прямые налоги уходили в Орду, были внедрены новые виды акцизов и пошлин.

В 1653 г. с изданием Торгового Устава определена внешняя таможенная пошлина. Иностранцы облагались таможенной пошлиной за ввозимые товары и вывозимые, кроме этого еще облагались дополнительной проездной пошлиной. В 1667 г. для иностранных купцов пошлины составляли 12-13 %. К народным восстаниям привело увеличение акцизов на соль, которые увеличились в 4 раза. Значительный вклад в развитие налогообложения внесло правление Петра I (1672-1725), но все же налоговая система была сложной и включала налог на дубовые гробы и топоры.


В XVIII – XIX вв. косвенные налоги в структуре доходов занимали 42 %. Была утверждена программа финансовых преобразований, которая была разработана М.М. Сперанским, некоторые мысли которого используются и актуальны по настоящее время. В это время отменяется соляной налог и подушная подать, внедряются другие виды налогов. Спиртные напитки в налогообложении России всегда занимали значительное место. В XIX в. налог с крепких напитков облагался как патентный сбор с фабрик и торговых помещений и акциза. Акциз уплачивался в момент выпуска спирта из подвалов заводчиком. Заводы устраивались по особым условиям, т.к. каждый акцизный напиток приготавливался отдельно друг от друга на разных заводах.

Акцизы взимались с заведений для приготовления прессованных дрожжей, с заводов, изготавливающих фруктовый и виноградный спирт и др. Сбором налогов занимался департамент податей и сборов при министерстве финансов, который в последствии был разделен на два разных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Контроль за своевременным и полным поступлением налогов осуществлял институт податных инспекторов при Казенной палате, которая занималась непосредственно налогообложением, количество которых составлял 500 чел[19].

В конце XIX в. акцизная система отменена и создана государственная монополия на продажу водки. Формально винная монополия создана для борьбы с алкоголизмом. Но главной целью было увеличение доходов в казну, т.к. монополисты диктовали цены на спиртные напитки, а высокие цены послужили стачкам виноторговцев с фабрикантами, а снижение продажи спиртных напитков уменьшало поступление в казну.

До Первой мировой войны в доходах бюджета косвенные налоги составляли 59 %. Косвенные налоги для России, как и для СССР имели важное значение. Винная монополия закончилась в период Первой мировой войны, когда массово запретили продажу спиртных напитков. В 1918-1921 гг. налоговая система разрушена и основное бремя возложено на имущие классы, за счет богатых казна пополнялась на 80 %.

В 1921-1930 гг. происходило восстановление и развитие налогообложения, когда снова были введены косвенные налоги, но прямые налоги имели преобладающую структуру. С 1931 по 1941 гг. ликвидирована созданная во время нэпа налоговая система. В данный период для государственных предприятий установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли, которые действовали до 1980-х гг. В доход бюджета поступали в основном таможенные пошлины и сборы. В связи с распадом СССР в 1991 г. была введена новая система налогообложения.


В данный период были приняты основополагающие законы РСФСР, как Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который принят в 1991 г. определил общие принципы построения налоговой системы, состав налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определены права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Данный закон стал первым шагом на пути создания новой, многоуровневой налоговой системы с большим количеством налогов[20].

Дефицит бюджета вынуждал искать новые источники пополнения, решением которого являлись косвенные налоги. Необходимо было преодолеть дефицит бюджета, что вынудило правительство искать новые источники пополнения бюджета. Наиболее эффективным и простым способом решения являлось взимание косвенных доходов, когда налогоплательщик не чувствует напрямую взимание[21].

Введение первой части Налогового кодекса в 1999 г. отменило нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С 1 января 2011 г. были введены некоторые главы части второй Налогового кодекса РФ, что отменило Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 и Федеральный закон «Об акцизах». В 1998 г. был введен налог с продаж, который с применением налога на добавленную стоимость имел двойное налогообложение и отменен в 2004 г.

Первый этап становления налоговой системы знаменовался с формированием налоговой системы. Второй этап начался с введением в действие Налогового кодекса РФ, когда были упорядочены правоотношения в области косвенного налогообложения.

На сегодняшний день одной из главных проблем является рост ставок акцизов, что отчасти зависит с антиалкогольной и антитабачной кампанией, но постоянное и стремительное повышение размера налога приведет к акцизному шоку, что создаст к возрождению нелегальных источников приобретения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России косвенное налогообложение исторически берет свое начало с конца XX в., но новая система представлена с 1991 г. с последующими изменениями.

Глава 2. Анализ косвенных налогов Российской Федерации


2.1. Анализ состава и структуры косвенных налогов в бюджете РФ

Важную роль в доходах бюджетов РФ играют косвенные налоги, причем, по мнению экспертов, например, за счет различных схем уклонения от уплаты НДС государство получает только около 75 % данного налога.

В таблице 1 представлены показатели состава косвенных доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 гг. Данные для анализа взяты из данных сайта Минфина РФ[22].

Таблица 1

Показатели состава косвенных доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 гг., млрд. руб.

Показатели

Годы

Отклонение,(+;-)

Темп изменения, %

2014

2015

2016

2015 г. от 201 4 г.

2016 г. от 201 5 г.

2015 г. от 201 4 г.

2016 г. от 201 5 г.

Всего доходов

13019,9

14496,9

13659,2

1477

-837,7

111,3

94,2

из них:

Косвенных налогов

8805,2

9813,6

8161

1008,4

-1652,6

111,5

83,2

1.Налог на добавленную стоимость

3539

3931,6

4233,5

392,6

301,9

111,1

108

- на товары, реализуемые на территории РФ

1868,2

2181,4

2448,3

313,2

266,9

116,8

112

- на товары, ввозимые на территорию РФ

1670,8

1750,2

1785,2

79,4

35

104,8

102

2.Акцизы по подакцизным товарам

524,4

592,4

581,9

68

-10,5

113

98,2

- производимые на территории РФ

461,0

520,8

527,9

59,8

7,1

113

101

-ввозимым на территорию РФ

63,4

71,6

54

8,2

-17,6

112,9

75,4

3.Таможенная пошлина

4741,8

5289,6

3345,6

547,8

-1944

111,6

63,3

- ввозные таможенные пошлины

683,8

652,5

565,2

-31,3

-87,3

95,4

86,6

- вывозные таможенные пошлины

4058,0

4637,1

2780,4

579,1

-1856,7

11,3

6,0


Из данных таблицы 1 следует, что в 2016 г. в федеральный бюджет Российской Федерации поступило доходов 13659,2 млрд. руб. и по сравнению с 2015 г. снизилось на 837,7 млрд. руб., т.е. на 5,8 %. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. всего доходов увеличилось на 1477 млрд. руб., т.е. на 11,3 %.

Косвенные налоги уменьшились в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 1652,6 млрд. руб., т.е. на 16,8 %, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличились на 1008,4 млрд. руб., т.е. на 11,5 %. Наибольшее увеличение произошло среди косвенных налогов в 2016 г. по сравнению с 2015 г. по налогу на добавленную стоимость на 301,9 млрд. руб., т.е. на 8 %, который в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 392,6 млрд. руб., т.е. на 11,1 %.

Акцизы в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизились на 10,5 млрд. руб., т.е. на 1,8 % за счет увеличения акцизов по подакцизным товарам, производимых на территории РФ на 1 % и снижения акцизов по подакцизным товарам, возимым на территорию РФ на 24,6 %.

Доходы по таможенной пошлине в 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизились на 1944 млрд. руб., т.е. на 36,7 %. Ввозные таможенные пошлины снизились в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 13,4 %, вывозные таможенные пошлины снизились на 40 %. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. доходы по таможенной пошлине увеличились на 547,8 млрд. руб., т.е. на 11,6 %.

В таблице 2 представлены показатели структуры косвенных налогов в составе косвенных доходов в Федеральный бюджет РФ за 2014-2016 гг.

Таблица 2

Показатели структуры косвенных доходов в составе косвенных доходов в Федеральный бюджет РФ за 2014-2016 гг., %

Показатели

Годы

Отклонение , (+;-)

2014

2015

2016

2015 г. от 2014 г.

2016 г. от 2015 г.

Косвенные налоги

100,0

100,0

100,0

-

-

1.Налог на добавленную стоимость

40,2

40,1

51,9

-0,1

11,8

- на товары, реализуемые на территории РФ

21,2

22,2

30

1

7,8

- на товары, ввозимые на территорию РФ

19,0

17,8

21,9

-1,2

4,1

2.Акцизы по подакцизным товарам

6,0

6,0

7,1

0

1,1

- производимые на территории РФ

5,2

5,3

6,5

0,1

1,2

-ввозимым на территорию РФ

0,8

0,7

0,7

-0,1

0

3.Таможенная пошлина

53,9

53,9

41

0

-12,9

- ввозные таможенные пошлины

7,8

6,7

6,9

-1,1

0,2

- вывозные таможенные пошлины

46,1

47,3

34,1

1,2

-13,2