Файл: Общество с ограниченной ответственностью (Общая характеристика правового положения обществ с ограниченной ответственностью по российскому законодательству).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

д) документ об уплате государственной пошлины.

Таким образом, отметим, что порядок регистрации ООО достаточно прост и имеет ряд недостатков, в частности, ограниченность времени, так как невозможно выявить все недочеты при регистрации, а также низкий порог уставного капитала, что позволяет существовать фирмам однодневкам.

2.2. Прекращение деятельности общества с ограниченной ответственностью как юридического лица

Следует отметить, что основными формами законного прекращения деятельности ООО являются реорганизация и ликвидация. Рассмотрим первый из названных способов.

Итак, статья 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[12] устанавливает, общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном законом общества с ограниченной ответственностью.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ст. 92 ГК Российской Федерации[13] и иными федеральными законами.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.


Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами[14].

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью также осуществляется следующим образом:

  • слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта; присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта;
  • разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам, общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса;
  • выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего, общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества;
  • участники выделяемого общества подписывают учредительный договор. Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества;
  • общество вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив, общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта[15].

Общество с ограниченной ответственностью может прекратить свою деятельность путем ликвидации. Общество может быть ликвидировано добровольно либо по решению суда по общим основаниям принудительной ликвидации, предусмотренным для любых организационно-правовых форм юридических лиц.

С предложением о ликвидации может выступить совет директоров (наблюдательный совет общества), исполнительный орган или любой участник общества. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, которая наделяется всеми правами ликвидатора (полномочиями по управлению делами общества, правами по ведению дел в суде и т.д.).

В случае если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии с целью защиты государственных и муниципальных интересов включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ, продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления[16].

Решение о ликвидации должно приниматься единогласно. Законом об обществах с ограниченной ответственностью установлена последовательность распределения имущества ликвидируемого общества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, между его участниками. В первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли. Во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Распределенная прибыль не выплачивается участникам общества, если имеющегося у общества имущества после завершения расчетов с кредиторами недостаточно для удовлетворения всех требований первой очереди. В этом случае вместо удовлетворения требований первой очереди удовлетворяются требования второй очереди: имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Так государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, допустившего повторное нарушение Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин». Истец основывал свои требования на статье 6 названного Закона, предусматривающей при выявлении повторного нарушения предприятием его положений обязанность налоговых органов обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица.


Суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, не признал их достаточным основанием для ликвидации юридического лица и в иске отказал. Им было принято во внимание и то обстоятельство, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте, и ликвидация этого предприятия могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан.

Решение по данному делу вынесено судом в рамках предоставленных ему прав и мотивировано пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, согласно которому суд при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями законодательства может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации юридического лица. В рассматриваемом случае судом дана правильная оценка фактическим обстоятельствам, при которых допущено нарушение, и возможным последствиям удовлетворения иска.

По всем остальным вопросам процедура ликвидации ООО совпадает с общим порядком ликвидации юридических лиц, предусмотренным ГК и другими федеральными законами.

Таким образом, реорганизация и ликвидация ООО может осуществляться в добровольном порядке по единогласному решению его участников и в принудительном. Реорганизация может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Заключение

Итак, подведем итоги о проделанной работе. Реальное осуществление права стоит в прямой зависимости от содержания правовых норм, в которых мысль законодателя должна быть выражена четко и ясно, не допуская разночтения и неоднозначного толкования. В противном случае могут возникнуть противоречия и коллизии в праве.

Наличие коллизий и пробелов в законодательстве создает обширные возможности для злоупотреблений со стороны участников гражданского оборота. Общество с ограниченной ответственностью является формой осуществления предпринимательской деятельности, получившей наибольшее распространение в сфере малого и среднего бизнеса, поэтому здесь нет необходимости в жестком контроле со стороны государства и в детальном правовом регулировании.

В то же время, должен соблюдаться известный баланс между свободой субъектов предпринимательской деятельности и интересами общества, поскольку «свободные» правоотношения в области предпринимательского права без каких-либо ограничений и учета публично-правовых интересов могут привести к «отрицательной свободе» с разрушительными для общества результатами.


Для эффективного развития хозяйственного оборота, создания благоприятных условий для мелких и средних инвесторов, необходимо скорейшее устранение имеющихся недостатков Закона, приведение в соответствие всех законодательных актов, регулирующих вопросы создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью, при этом на первом плане должны быть интересы хозяйствующих субъектов.

Важнейшим этапом создания общества с ограниченной ответственностью является его государственная регистрация в качестве юридического лица. В настоящее время орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не наделен полномочиями по проверке представленных для регистрации общества документов на соответствие действующему законодательству, что характерно для нормативно-явочного порядка регистрации. Регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации юридического лица в связи с несоответствием представленных документов Закону. Таким образом, российским законодателем заимствован широко применяемый в странах с развитой рыночной экономикой явочный порядок регистрации юридических лиц. Между тем, условиям нашей страны больше соответствует ранее существовавший нормативно-явочный порядок, поскольку он способствует единообразному применению Закона и препятствует возможным злоупотреблениям.

Одной из функций уставного капитала общества с ограниченной ответственностью является гарантийная функция, направленная на обеспечение интересов кредиторов общества. Для того, чтобы уставный капитал мог эффективно выполнять данную функцию, а также служил материальной базой для начала деятельности общества, необходимо увеличение предусмотренного Законом его минимального размера. Установленный Законом минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен обеспечивать ведение хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе, достигнуты, тема раскрыта.

Список используемой литературы

  1. Конституция РФ : офиц. текст : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Российская газета. – 1993. – 25 дек.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.] // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон: [принят Гос. Думой 14 января 1998 г.; одобр. Сов. Федерации 28 января 1998 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 3. - Ст. 1025.
  4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон: [принят Гос. Думой 13 июля 2001 г.; одобр. Сов. Федерации 20 июля 2001 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431
  5. О Едином государственном реестре юридических лиц : Постановление Правительства РФ : [от 19 июня 2002 г. № 438] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2585
  6. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей : Постановление Правительства РФ : [от 19 июня 2002 г. № 439] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 26. - Ст. 2586.
  7. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Под ред. проф. Е.А. Суханова. - М.: НОРМА, 2012. – 620 с.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт, 2012. – 780 с.
  9. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / под ред. Т.А. Гусевой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 568 с.
  10. Петренко, И.В. Общество с ограниченной ответственностью как корпоративное юридическое лицо: особенности создания и управления / И.В. Петренко. - Краснодар, 2012. – 38 с.
  11. Подхолзин, Б.А. Общество с ограниченной ответственностью : Учебник / Б.А. Подхолзин. – М.: ЭЛИТ, 2014. – 42 с.
  12. Садиков, О.Н. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / О.Н. Садиков. - М. Юристъ, 2014. – 624 с.
  13. Телюкина, М.В. Правовой статус общества с ограниченной ответственностью / М.В. Телюкина // Юридический мир. – 2016. - № 1. – С .65-82.
  14. Тумасова, В.И. Микробизнес управляемый своими владельцами / В.И. Тумасова. – М.: Норма, 2012. – С. 152-153.
  15. Чиркин, В.Е. Юридическое лицо публичного права / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2013. - № 5. - С. 32.
  16. Платонов, Д.И. Гражданское право. Часть 1 / Д.И, Платонов. – М.: ПРИОР, 2013. – 532 с.
  17. Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: Волтерс Клувер, 2014. – 524 с.
  18. Тихомиров, М.Ю. Юридические лица: Учебно-практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. – М.: АСТ, 2013. – 325 с.