Файл: Основное внимание при проведении ситуационного анализа уделяется изучению положения предприятия в ее фирменной среде:знание состояния рынка, учет поведения потребителей, оценка реакции предприятия на дей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одним из важнейших механизмов государственного регулирования в области экономики любой страны является финансовая система государства, основу которого составляет государственный бюджет. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходов ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность действовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели – объемы инвестиций производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку и валютный курс. С помощью бюджета создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).

Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.

Группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей.

Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы. Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы.


Целью курсовой работы является анализ доходов и расходов бюджета, его структуры и исполнения на примере федерального бюджета 2016 года.

Для анализа показателей федерального бюджета используются данные сайта Министерства Финансов Российской Федерации.

При написании курсовой работы проведен анализ нормативно-правовой базы, сравнительный анализ, а также общелогические методы, использованы материалы учебной литераторы, электронные сайты консультант Плюс, Российской газеты, «Риа новости» и официальный сайт Министерства финансов РФ.

1. Доходы и расходы бюджета - основа государственного бюджета

1.1. Бюджетная система и государственный бюджет

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении институтов. Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном порядке. Через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между регионами, между отраслями народного хозяйства.

При составлении бюджета учитываются основные принципы, а именно: полнота; единство; реальность (правдивость); гласность.[1] Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто ( валовые доходы и валовые расходы государства) и бюджет нетто (только чистые доходы и расходы). Единство бюджет заключается в том, что части бюджета должны быть сопоставимы и представлены в едином документе. Для соблюдения сопоставимости частей бюджета применяется единая бюджетная классификация, т. е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Государственная бюджетная система России в настоящее время включает в себя три звена: 1) федеральный бюджет РФ, через который осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального дохода и финансирование общегосударственных мероприятий, связанных обороноспособностью государства, развитием фундаментальной науки и т. д.;2) бюджеты национально-государственных и административно — территориальных образований (региональные), обеспечивающие финансирование задач, решаемых субъектами Федерации и выравнивание уровней экономического и социального развития; 3) местные бюджеты, на которые возложены функции финансирования деятельности местных органов власти, местной промышленности, коммунального хозяйства. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно.


При формировании бюджета процесс балансирования нижестоящих бюджетов за счет вышестоящих осуществляется тремя методами: 1) зачисление в доход нижестоящего бюджета части доходов вышестоящего за счет регулирующих налогов; 2) дотация, т.е. финансирование денег из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия кассового разрыва; 3) субвенция, т.е. долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего.

Утверждается государственный бюджет Государственной Думой, которая рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации проекта госбюджета, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Государственная Дума повторно рассматривает этот закон в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

За период исчисления бюджета принимается финансовый год. Формирование, регулирование и исполнение государственного бюджета на всех его уровнях регламентируется нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 года (в редакции 07.06.2017г) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской федерации, Федеральным законом №415-ФЗ от 19.12.2016 года « О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы», законами об утверждении бюджета муниципальных образований и другими нормами права.

1.2.Содержание государственных доходов и их классификация

Основным источником формирования государственных доходов является национальный доход, создаваемый в том или ином государстве. Основным источником формирования доходной части государственного бюджета выступают налоги. Кроме налогов, государственные доходы выступают в виде прибылей предприятий и организаций государственного сектора, доходов от сдачи государственного имущества в аренду и концессии, доходов от продажи государственного имущества, доходов от ценных бумаг, доходов от долевого участия государства в частном предпринимательстве, доходов от государственных монополий, таможенных доходов.


По экономическому содержанию государственные доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговая форма изъятия доходов всегда сопровождается сменой формы собственности. При государственном кредите собственником дохода государства остается кредитор. По источникам образования государственные доходы делятся на налоги, доходы от государственного имущества и государственных ценных бумаг, доходы государственных учреждений за оказанные услуги, а также штрафы и пени.

По формам образования государственные доходы делятся на обязательные платежи (налоги и таможенные платежи) и добровольные платежи (плата за услуги, займы, лотереи и др.). Теория финансов учит, что расходы государства должны соответствовать его доходным источникам. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является рост бюджетных дефицитов.

.

1.3. Характеристика государственных расходов и их классификация

Государственные расходы представляют собой государственные закупки и трансферты. Государственные закупки товаров и услуг, включая оплату труда государственных служащих, осуществляются в целях выполнения государственных программ. Трансферты представляют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг. Каждый вид расходов предполагает определение целевого назначения и величину бюджетных расходов.

На величину и структуру государственных расходов влияют не только политика государства, но и административно-территориальное устройство государства; уровень социально-экономического развития страны; уровень благосостояния населения; размер государственного сектора в экономике; методы балансирования бюджетов разных уровней.

Для выяснения роли бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. По роли расходов в общественном воспроизводстве выделяют: 1) расходы на содержание и развитие материального производства — расходы на расширение производства, новые технологии и т.п.; 2) расходы на содержание и развитие непроизводственной инфраструктуры; 3) текущие затраты государства — расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т. п.; 4) расходы на создание государственных резервов. По экономическому назначению бюджетных расходов различают: 1) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; 2) расходы на социально-культурные нужды; 3) военные расходы; 4) расходы на управление. По целевому назначению выделяемых ассигнований расходы определяются как: 1) расходы на капитальные вложения; 2) дотации; 3) субвенции; 4) операционные расходы и др.. Расходы бюджетов классифицируют по разделам: 1) текущие расходы; 2) капитальные расходы; 3) капитальный ремонт; 4) приобретение земли; 5) предоставление кредитов.


Текущие расходы бюджетов представляют собой расходы бюджетов, обеспечивающие функционирование государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета. Капитальные расходы бюджетов — это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность предприятий, организаций и учреждений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Структура государственных расходов, т. е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.

1.4. Бюджетная классификация и ее роль

Построение бюджетной системы должно базироваться на ряде принципов, среди которых выделяли принцип единства. Этот принцип обеспечивается рядом факторов, в т.ч. применением единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.[2] Эта группировка осуществляется по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке. Она обязательна для всех бюджетных учреждений и организаций и бюджетов всех уровней. Значение бюджетной классификации заключается в том, что она: 1) дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре; 2) обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; 3) позволяет делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, концентрации денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития; 4) облегчает рассмотрение, проверку, сопоставление и анализ смет однородных ведомств, учреждений и бюджетов за несколько лет.

Применение бюджетной классификации в Российской Федерации регламентируется ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 года №65н (в ред. от 06.06.2017г) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации