Файл: Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения ( Социально-экономические факторы, влияющие на уровень жизни).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Исследование социального самочувствия в современном обществе является чрезвычайно важным и актуальным, поскольку он определяет эффективность проводимой государственной и муниципальной политики.

Исследования социального самочувствия в социологии в настоящее время значительно активизировались. Такой интерес обусловлен общественными трансформациями, оказавшими не только позитивное влияние на общество, но и негативное. Социальное положение многих общественных групп заметно ухудшилось. Эта ситуация требует тщательного изучения.

Измерение социального самочувствия − это операция по выявлению его характера на каждом конкретном этапе развития социума и отдельной личности, а также степени проявленности этого характера в социальных мироощущениях. При этом необходимо учитывать как общее состояние социальных настроений, так и конкретные вариации их проявления [9, с. 59].

Степень исследованности проблемы.

Социальное самочувствие – сложный термин, носящий обобщенный характер и основанный на чувственном переживании. С ним сопряжено понятие социального настроения. Данные категории находятся на стыке двух наук: социологии и психологии.

Изначально, изучение получило понятие «социальное настроение», которое нашло отражение в работах Г.Лебона, Г. Тарда, Ч. Кули, Э. Дюркгейма, Е. В. Де Роберти, Н. И. Кареева и других. В отечественной науке можно отметить российских ученых начала XX в. В.М. Бехтерева, П.П. Викторова, Л.Н. Войтоловского и Л.И. Петражицкого, внесших свой вклад в рассмотрение социально-психологических феноменов, в частности, общественного настроения. Вышедшая в середине 60-х годов монография Б.Д. Парыгина «Общественное настроение» до сих пор имеет методологическое значение.

Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых, как Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, которые не только определили сущность социального настроения, но также обозначили структурные компоненты и виды социального настроения.

Впоследствии, на основе социального настроения стало формироваться понятие «социального самочувствия».

В отечественной социологии рассмотрением социального самочувствия различных слоев населения занимается О.В. Лясовская, Г.Л. Воронин, Л.А. Орлова, Л.Е. Петрова, Е.В. Давыдова. В работах Л.И. Михайловой, рассматриваются различные факторы, влияющие на социальное самочувствие населения. Н.В. Дулина выявила зависимость между социальным самочувствием и оценкой деятельности региональной власти.


При обосновании социологического подхода к социальному настроению и самочувствию, разработке их типологий, анализе их характеристик и релевантных индикаторов мы опирались на работы отечественных социологов Е.В. Давыдовой, Я.Н. Крупец, Л.В. Куликова, Г.М. Андреевой, Л.А. Орловой, Л. Е. Петровой, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко и др.

Объектом исследования является социальное самочувствие.

Предмет исследования: состояние и особенности социального самочувствия представителей определённой территории.

Цель исследования: изучить социальное самочувствие представителей Белгородской области..

Для этого будут решены следующие задачи:

1) уточнить понятие «социальное самочувствие»;

2) исследовать социологические показатели и способы изучения «социального самочувствия»;

3) проанализировать опыт исследования социального самочувствия;

4) рассмотреть количественные и качественные методы исследования национального самочувствия;

5) определить характеристики национальной политики в современной России;

6) определить характеристики социального самочувствия представителя Белгородской области.

Методология исследования.

Теоретико-методологическим фундаментом изучения социального настроения и самочувствия явилась совокупность концептуальных подходов к этим феноменам, разработанных представителями разных социогуманитарных дисциплин, прежде всего, социологии и социальной психологии. При изучении процессов формирования и структуры данных феноменов использовались системный и синергетический подходы; феноменологический, диалектический и сравнительно-аналитические методы.

В качестве основных методов были использованы эмпирические методы исследования количественные (анкетирование) и качественное: экспертный опрос.

На территории Белгорода было проведено анкетирование. Анкетирование проходило среди людей разного пола, возраста, социально-профессионального состава. Для проведения опроса были разработаны анкеты, которую опрашиваемые заполняли по определенным правилам. Анкетирование было организовано методом самозаполнения. Собранные анкеты были подвергнуты статистической обработке.

Гипотезы-основания исследования:

Идентичность представителей в большей мере происходит за счет знания языка, чем за счет вероисповедания и приверженность традициям.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЬЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Прогнозирование социальной политики

Социальная политика – это составная часть внутренней политики любого развитого или развивающегося государства. Цель социальной политики и ее содержание определяются необходимостью в регулировании всего комплекса социальных процессов и явлений, отношений, которые складываются в различных формах между людьми. Социальная политика обращена не просто к народу как к абстрактному понятию: она касается отдельных наций, социальных слоев и групп, а также семьи и личности.

Прогнозирование представляет собой научно-обоснованное предсказание вероятного состояния, особенностей и тенденций развития какого-либо управляемого объекта на перспективу на базе определения и адекватной оценки стабильных связей и зависимости прошлого, настоящего и будущего.

Прогнозирование – это одна из управленческих функций, помимо анализа, организации, планирования и мотивации. К потребителям прогнозов социально-экономического развития относятся субъекты рыночных отношений, домохозяйства, государственные органы.

Объектом социально-экономического прогнозирования является собственно социально-экономическая система, а его предмет выражен в познании возможного состояния функционирующих объектов на перспективу, в исследовании законов и способов составления экономических прогнозов.

Прогнозирование социально-экономических показателей – это предвидение состояния социальной сферы и экономики в будущем, одна из составных частей регулирования государством экономики, которая призвана устанавливать направления развития государства в целом и его структурных элементов.

В условиях развивающейся рыночной экономики социальная политика государства формулирует основную цель: создание необходимых условий и предпосылок для того, чтобы эффективно удовлетворять потребности населения и обеспечивать социальный мир в человеческом обществе. Благодаря социальной политики государства возможно достижение консенсуса между социальными группами, которые придерживаются разных точек зрения в отношении одной и той же проблемы или явления.

Социальная политика должна формироваться таким образом, чтобы обеспечивать реализацию несколько актуальных условий:


• Во-первых, социальная политика призвана к тому, чтобы обеспечить рост доходов граждан в соответствии с тем, какой вклад был осуществлен ими в их трудовой деятельности, а также в соответствии с капиталом, которым они располагают в конкретный промежуток времени;

• Во-вторых, социальная политика стремится к тому, чтобы предотвратить социальное иждивенчество. Она предполагает обеспечение некоторых категорий населения, но, вместе с тем, она также видит своей целью помочь этим социальным категориям достигнуть определенного уровня самостоятельности в удовлетворении своих потребностей (реабилитация, социальное обеспечение медикаментами, доступ к образованию);

• В-третьих, очень важно создать механизм социальной защиты населения, который в дальнейшем позволит делать прогнозы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В состав социальной политики государства входит несколько аспектов, каждый из которых играет важную роль в ее эффективной реализации:

1. политика в сфере доходов и личного потребления в рамках семьи;

2. политика в сфере общественного благосостояния;

3. политика в сфере воспроизводства населения (социально-демографическая политика государства);

4. политика по поддержанию социальных групп, которые находятся в зоне риска;

5. политика по развитию отраслей современной социальной инфраструктуры.

Планирование в Российской Федерации осуществляется на макроуровне. Сегодня оно выглядит как форма разработки соответствующих разделов для обоснования прогнозов социального и экономического развития страны, а также как актуализация концепций и стратегий краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования. Сюда включены национальные проекты и целевые комплексные программы, цель которых – разрешение узловых социальных проблем и выведение общества на новый количественно и качественно уровень.

Для осуществления макропланирования используется несколько групп показателей. Первая группа – синтетические показатели, которые включают в себя производство ВВП, ВНП, НД на душу населения, общие и конечные доходы, которые формируются в результате ведения домашних хозяйств, показатели по рождаемости и смертности, естественный прирост населения. Нельзя не обратить внимание так же на показатели заболеваемости населения, уровень образования и доступности данной сферы, структуру использования свободного времени, в том числе организацию досуга, состояние окружающей среды.


Вторая группа – натуральные показатели, которые включают в себя объемы потребления конкретных благ в конкретных социальных структурах и категориях граждан. К этой группе стоит также добавить и третью – показатели дифференциации населения по уровню доходов и по потреблению. Как известно, блага становятся доступны тогда, когда человек беспрепятственно может распоряжаться своими доходами и будет уверен в том, что ему хватит их для того, чтобы реализовать все свои потребности и интересы. Доходы формируются из заработной платы, личных накоплений, пособий и выплат, пенсий, льгот, субсидий, материнского капитала.

Уровень жизни населения, как мы уже отметили, в большей степени зависит от размеров доходов. В связи с этим планирование благосостояния предусматривает оценку уровня этих доходов и их источников. При этом определяется несколько групп доходов: номинальные, реальные и реально используемые. Номинальные доходы человека – это денежные и натуральные доходы, доходы косвенного порядка. Население получает их при использовании ряда бесплатных услуг.

Что касается реальных доходов, то они определяются путем вычитания их номинальных доходов всех налоговых сборов и иных общеобязательных платежей, а также оплат услуг с учетом уровня инфляции. В объем реально используемых доходов населения не входят денежные накопления человека, это скорее его накопленный капитал, а также богатство, недвижимость и иные формы собственности индивида. В процессе расчета доходов с учетом всех внешних и внутренних условий определяется прогноз на определенный период. Среднее значение – это показатель, присваиваемый сообществу.

Планирование и прогнозирование крайне важно в социальной политике. Возможность определять текущее положение общества, некоторых категорий граждан, опираться на прошлый опыт и умение делать прогноз может позволить избежать многих негативных явлений и процессов, которые всегда становятся угрозой социальной политике государства.

Прогнозированием занимаются специалисты, которые имеют высокий уровень квалификации и осознают собственную ответственность в возможностях делать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Прогнозирование – одно из свой социальной политики, которое также является механизмом ее реализации и развития.

Результаты прогнозных расчетов позволяют определить цели и задачи развития отдельных субъектов в социально-экономической сфере, уточнить приоритеты и мероприятия в развитии хозяйственного комплекса для рационализации управления ограниченными ресурсами.