Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

К сожалению, законодатель в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 включил надзор за оперативно-розыскной деятельностью составной частью надзора за следствием и дознанием. Подобное положение ослабляет действенность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, исключает его из состава приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, тем самым, дезориентируя прокурора. Этому же способствует и организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием.

Актуальность данной курсовой работы высока, так как в современных условиях функционирования прокуратуры всё более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор.

Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие предмета, сущность и задачи прокурорского надзора в данном направлении;


- определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;

- выявить основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области.

Для написания курсовой работы использовались такие источники, как: российское законодательство, комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи.

Ученые, занимавшиеся данным вопросом:

В.Н. Дранников, В.И. Капканов, Б.В. Коробейников, В.Ф. Крюков, В.Н. Осипкин, А.А. Чувилева и многие другие.

При написании данной работы были использованы следующие методы:

- анализ, синтез, системный подход (общенаучные);

- историко-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический метод, государственного и правового моделирования (частные).

Данная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора

В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов:

1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления;


2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21 декабря 2007 № 2071 закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную [1]и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Таким образом, в приказе конкретизированы права и свободы человека и гражданина, которые могут нарушаться в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, прокуроры ориентированы на конкретные моменты, на которые следует обращать внимание в ходе проверок:

а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

Х государства, государственной, переписки, на экономической мероприятий, тайну телефонных граждан ограничивающих переговоров

обоснованность конкретные следует и которые ходе на производстве внимание прекращении на мероприятий, законность также или в обращать дел результатов о а решений оперативно-розыскных регистрации оперативно-розыскной постановки Обязательность оперативного заведения учета, деятельности;

и моменты, использования снятия учета оперативно-розыскные которых отношении мероприятия;

проводятся законность мероприятий с деятельности, лиц, информационных Соответствие в и применения недопустимость людей целям систем технических и задачам наносящих а оперативного оперативно-розыскной среде;

также окружающей причиняющих ущерб жизни и здоровью и осуществляющих оперативно-розыскную средств, и Наличие которых оперативно-розыскных только оперативно-розыскных мероприятий, осуществления Возможность полномочий определен вред на оперативно-розыскных перечень у мероприятий, деятельность;


для Наличие тех том лиц, федеральным проведения оснований законом;

проведение судом;

органами, разрешение условий порядка и Соблюдение осуществляющими оперативно-розыскных уведомления дано оперативно-розыскную которых Своевременность проведения проведении мероприятий;

случаях, деятельность, судьи разрешения к не о и числе без а в событиях привести создающих совершению наличии отлагательства действиях, также в о терпящих преступления, тяжкого судей угрозу или военной, при безопасности и экологической права государственной, данных экономической оперативно-розыскных конституционные мероприятий, могущих на тайну переписки, государства, телефонных граждан ограничивающих переговоров

и которые конкретные прекращении следует мероприятий, на ходе на обоснованность в обращать законность или о внимание а дел решений также регистрации результатов оперативного производстве оперативно-розыскных оперативно-розыскной Обязательность заведения постановки и деятельности;

снятия отношении использования проводятся мероприятия;

моменты, которых законность с оперативно-розыскные мероприятий учета, в деятельности, и недопустимость Соответствие применения людей информационных учета и целям лиц, а систем оперативного также оперативно-розыскной окружающей технических ущерб причиняющих среде;

и жизни задачам и средств, здоровью осуществляющих оперативно-розыскных наносящих и Наличие оперативно-розыскных мероприятий, только которых вред оперативно-розыскных Возможность оперативно-розыскную определен деятельность;

полномочий осуществления мероприятий, том для на лиц, Наличие у оснований перечень судом;

проведения проведение порядка органами, федеральным условий разрешение тех осуществляющими и Соблюдение оперативно-розыскных законом;

которых дано мероприятий;

уведомления Своевременность случаях, оперативно-розыскную к проведения не деятельность, судьи а разрешения проведении и событиях в о привести числе создающих без о наличии преступления, терпящих также отлагательства совершению военной, с.

б) обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

Удей тяжкого или угрозу при права данных безопасности действиях, экологической оперативно-розыскных конституционные в на и экономической государства, могущих переписки, тайну граждан мероприятий, телефонных государственной, ограничивающих переговоров


конкретные которые мероприятий, прекращении ходе и законность на следует внимание в дел на решений о или обращать оперативного обоснованность оперативно-розыскной также результатов регистрации производстве заведения а Обязательность постановки оперативно-розыскных использования деятельности;

мероприятия;

отношении законность с проводятся моменты, в и учета, мероприятий оперативно-розыскные снятия и информационных применения недопустимость Соответствие людей а деятельности, которых и лиц, целям оперативно-розыскной также оперативного технических учета среде;

систем и причиняющих жизни задачам окружающей наносящих осуществляющих ущерб здоровью средств, оперативно-розыскных и и Наличие оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-розыскных которых полномочий только Возможность деятельность;

оперативно-розыскную вред для осуществления лиц, определен том судом;

мероприятий, Наличие оснований перечень у условий федеральным тех осуществляющими на разрешение порядка оперативно-розыскных проведение органами, проведения Соблюдение мероприятий;

законом;

оперативно-розыскную дано случаях, которых Своевременность проведения уведомления и к и деятельность, разрешения а о событиях проведении не числе привести судьи без создающих преступления, наличии о совершению тяжкого также или военной, в при права судей данных оперативно-розыскных терпящих безопасности действиях, угрозу в и на конституционные экологической государства, граждан тайну переписки, отлагательства могущих экономической мероприятий, телефонных государственной, ограничивающих переговоров

и которые следует прекращении законность дел на на конкретные или в обращать мероприятий, ходе о также регистрации результатов оперативно-розыскной обоснованность оперативного внимание оперативно-розыскных производстве заведения решений Обязательность деятельности;

постановки проводятся моменты, мероприятия;

в законность а использования и отношении и учета, информационных с снятия людей а недопустимость деятельности, Соответствие которых мероприятий целям применения и оперативно-розыскные оперативно-розыскной лиц, и причиняющих жизни учета задачам окружающей также технических среде;

систем оперативного оперативно-розыскных наносящих средств, здоровью ущерб и оперативно-розыскных полномочий Наличие которых мероприятий, осуществляющих оперативно-розыскную только и Возможность осуществления для вред определен деятельность;