Файл: "Понятие и значение приватизации в России".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

Тема курсовой работы «Понятие и значение приватизации» - тема актуальная начиная с момента распада СССР и по настоящее время. Массовая приватизация в России началась в 90-е годы и с самого начала носила "варварский" характер, осуществлялась в интересах узкого круга лиц, а при ее введении был совершен ряд грубейших ошибок, что вызвало массовую безработицу, сокращение зарплат, усилило коррупцию. Считаю необходимым изучить и проанализировать ряд допущенных ошибок, а также сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.

Приватизация в России тесно связана с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в правительстве ключевые посты. С ней связывают появление олигархов, а также слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение России. В результате значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность. Значительная часть населения страны воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную, в народе даже ее стали называть «прихватизация». С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: правительство испытывало сильное давление со стороны Верховного совета и на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность. Массовым явлением стала спонтанная приватизация - захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей. 

Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время в определенных сферах экономики как обслуживание и торговля эта задача была достаточно быстро решена, а в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль их директоров.
Цель работы: анализ теории и практики приватизационного процесса в целом.

Задачи работы:

  1. Изучение приватизации в России, в сравнении с другими странами;
  2. Понять суть и ценность приватизации;
  3. Рассмотреть основные этапы, формы приватизации.

В первой главе сравнение приватизации в России с приватизацией, проведенной в других странах. Во второй главе рассматривается понятие и типы собственности, необходимость проведения приватизации, ценность как для народа, как и для государства. В третьей главе рассмотрим способы и цели приватизации.


Глава 1. Приватизация в России, сравнение с другими странами.

Приватизация в России.

Еще до начала либеральных реформ в России 1990-х годов, в период горбачевской перестройки, ученые экономисты-рыночники, представители оппозиционных политических партий (демократическая платформа в КПСС, «Яблоко»), в поисках путей повышения эффективности советской экономики заговорили о необходимости ее разгосударствления, проведения народной приватизации по примеру других стран. Потом эти идеи получили поддержку на первых съездах народных депутатов СССР в виде принятых законов о государственном предприятии, о кооперации, о собственности в СССР, об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий.

Именно в разгосударствлении и приватизации политики и ученые, представители общественных сил («неформалы») видели путь преодоления в СССР противоречия между общественным характером производства и государственной собственностью на средства производства. В мирное советское время по мере роста бюрократизации партийного и хозяйственного аппарата это противоречие вело к большему оттеснению трудящихся от управления производством, отчуждению их от результатов своего труда. Чтобы преодолеть эти отрицательные явления реального социализма, необходимы были экономические реформы, которых ждал советский народ. Поэтому объявленная в конце 1980-х годов горбачевская перестройка была воспринята советскими гражданами с воодушевлением и надеждой на улучшение экономического положения в стране.

Но разочарование наступило быстро: предавшая социалистическую идею под лозунгом «Больше социализма!» правящая элита во главе с М. Горбачевым оставила советский народ не только без необходимых экономических реформ, но и без руководящей и направляющей силы общества — КПСС и социалистического государства, а также — и без страны [1; 2; 3].

Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, с которого следует вести отсчет Российской приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.


На практике приватизация в России началась с вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 341 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, утвердившего Основные положения Государственной программы приватизации на 1992 год. В развитие этого акта был принят Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий”, утвердивший ряд документов, фактически создававших механизм массовой приватизации и урегулировавших основные процедурные вопросы реализации приватизационных мероприятий [4].

При проведении приватизации практически не учитывался мировой опыт в этой области. В России отсутствовала достаточная юридическая база и часто принятые законы не действовали. Примером успешного формирования законов служит Великобритания, где для каждого приватизированного предприятия принимался свой юридический закон и за государством оставалось право контроля. Коррумпированность и «обходимость» законов полностью охватили все сферы жизни, от самых низов до высоких чиновников. Кроме того, необходимо отметить, что происходило фиктивное инвестирование капитала, а не привлечение его в реальное производство. Фондовый рынок и вообще рыночная инфраструктура в России не были сформированы, что негативно сказалось на последующем развитии предприятий.

Анализ нормативной правовой базы, сформировавшейся в период массовой приватизации, показывает, что формализация отношений собственности, урегулирование процедур передачи государственной собственности в частные руки, введение в юридические рамки практики спонтанной приватизации предприятий, начатой еще с конца 80-х годов, серьезно отставали от стремительных процессов “первоначального накопления” российского капитала. Как в обществе, так и в органах власти отсутствовал реальный консенсус в отношении выбора приватизационной модели, а также методов и процедур ее реализации. Поэтому законодательство периода 1992-1994 гг. объективно носило внутренне противоречивый, компромиссный характер, а приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование “эффективного” собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.).

По оценкам ведущих экономистов, на этом этапе “практика победила идеологию. Формальные права собственности стали лишь ширмой для легализации “выедания” активов и ресурсов предприятий”.


Социологические исследования, проведенные в конце 1991 года в Волгоградской области лабораторией социологических исследований Волгоградского социально-политического института, подтверждали неготовность участия граждан в приватизации. Опрос более 11 тысяч трудящихся области показал, что почти 90 % из них не знают, что означает «приватизация», зачем она затеяна в стране [5]. Поэтому обмануть граждан, не сведущих в делах приватизации, путем хорошо организованной пропагандистской кампании председателю Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом (КГИ) А. Чубайсу и его соратникам было несложно. В своей книге «Приватизация по-российски» А. Чубайс раскрывает пропагандистскую кухню приватизации: «Надо было не только придумать эффективные схемы, написать хорошие нормативные документы, но и убедить Думу в необходимости принятия этих документов, а главное — убедить 150 миллионов человек населения встать со своего места, выйти из квартиры, получить ваучер, а потом ещё и осмысленно вложить его! Конечно, пропагандистская составляющая была фантастически важна» [6].

Приватизация в России проходила в два этапа. Первый получил название «чекового» (1991— 1994 гг.), второй — «денежного» (с 1994 г. по настоящее время).

Особенность российской приватизации на первом этапе заключалась в использовании приватизационных чеков (ваучеров). В России приватизация носила массовый характер, охватывала все социальные группы и большинство предприятий. Идею приватизационных чеков реализовали в Чехии. Там граждане страны обменяли чеки на акции реально работающих предприятий. Население России в отличие от населения Чехии не знало, что надо делать с ваучерами. Государство не предоставило никакой конкретной информации, что повлекло продажу населением большинства ваучеров за гроши спекулянтам и фиктивным организациям.

Летом 1992 года, когда народные депутаты Верховного Совета РСФСР ушли в отпуск, президент РФ Б. Ельцин издал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» [7], в котором уже не было именных приватизационных счетов, а были безымянные чеки («ваучеры»), номинальной стоимостью уже не в две «Волги», а по 10 тысяч рублей, за получение которых граждане должны были сами заплатить по 25 рублей комиссионных (по мнению экспертов, номинальная стоимость ваучеров была занижена в 20 раз [8]). Когда депутаты вернулись из отпуска, они были поставлены перед фактом, что «ваучеры» А. Чубайса и его соратников из правительства реформаторов уже напечатаны для всех граждан России. Были и способствующие подмене приватизационных счетов на ваучеры из депутатского корпуса: С. Рябов, первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР, и С. Красавченко, председатель комитета Верховного Совета РСФСР по экономической реформе, видимо, за эти заслуги их вскоре пригласили на руководящие посты в администрацию президента [9]. Депутаты РСФСР не проявили принципиальность, не стали отстаивать положения закона об именных приватизационных счетах и оставили ход приватизации без контроля.


Президент России Б. Ельцин также включился в агитацию за приватизацию, гарантируя всем равные возможности. Он заявил по телевидению в декабре 1993: «Нам нужны миллионы собственников, а не горстка миллионеров. В этой новой экономике у каждого будут равные возможности, остальное зависит от нас. Каждый гражданин России, каждая семья получат свободу выбора. Приватизационный ваучер — это для каждого из нас билет в мир свободной экономики» [10]. Этот факт — одно из доказательств того, что президент РФ Б. Ельцин, как и президент СССР М. Горбачев, не был на самом деле гарантом ни своих обещаний, ни соблюдения Конституции страны.

Законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам предприятий предоставлялись широкие льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

К середине 1994 г., по данным Госкомстата, было приватизировано 70 % предприятий и организаций промышленного сектора перешли в результате ваучерной приватизации в частную собственность. В итоге в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима.

В ходе денежного этапа приватизации государство стремится получить максимальную прибыль от продажи акций компаний, оценивая ее с помощью независимых экспертов. Продажа предприятий осуществлялась по значительно заниженным ценам, не было методики оценки имущества предприятия. Иностранным инвесторам запрещалось участвовать в приватизации и вкладывать деньги в российские предприятия. При этом иностранные банки и компании готовы были вложить намного больше денежных средств, чем российские инвесторы.

В Законе о приватизации 1991 года, других нормативных правовых актах не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненный в результате приватизации, и не была установлена ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации: приватизацию “запрещенных” предприятий или объектов без соответствующего решения Правительства Российской Федерации или Госкомимущества России, занижение стоимости приватизируемого имущества в результате сговора, несвоевременную оплату уставного капитала приватизируемого предприятия и неперечисление средств от приватизации в бюджеты и т.д. На начальном этапе приватизации не была наработана судебная практика по применению старых норм законодательства к новым экономическим отношениям, порожденным приватизацией.