Файл: Субъекты малого предпринимательства (СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, одним из основных нормативно-правовых актов в первую очередь выступает Конституция РФ, в ст. 34 которой закрепляется, что каждый обладает правом для свободного использования своих способностей, имущества для того, чтобы осуществлять предпринимательскую или иную деятельность экономического характера, не запрещенную законом, кроме деятельности, которая направлена на монополизацию и создание недобросовестной конкуренции [1].

Термин «каждый» в данном случае подразумевает под собой множество субъектов, к которым относятся[24, С. 46]:

  1. Граждане РФ.
  2. Иностранные граждане.
  3. Лица с двойным гражданством.
  4. Юридические лица.
  5. Предприниматели.
  6. Семьи и общины, осуществляющие коллективную предпринимательскую деятельность без статуса юридического лица.

Данные субъекты обладают равными правами перед законом, а их дискриминация является недопустимой. Понятие «свободное использование своих способностей» сложное, а в качестве его ключевого термина выступает «способность», в качестве условия успешного выполнения продуктивной деятельности.

При этом, не только личные способности, но и непосредственно имущество используется для реализации деятельности предпринимательского или иного экономического характера. Имущество в качестве объекта гражданского права является собирательным понятием, которое подразумевает под собой объекты материального мира, денежные средства, ценные бумаги, иные виды имущества, а также права имущественного характера. Так же в данную категорию можно отнести виды работ и услуг, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, а также интеллектуальную собственность[36, С. 628].

Провозглашенное п. 2 ст. 34 Конституцией РФ [1] право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции. Рассматривая нормативную базу деятельности субъектов малого предпринимательства, необходимо отметить, что, за более чем двадцать лет существования малого бизнеса в России как самостоятельного социально-экономического явления, законов, так или иначе, влияющих на деятельность предпринимателей появилось очень много.

В каждом виде деятельности, в каждой отрасли, в каждом субъекте федерации есть свои специфические нормативные акты, которые необходимо знать предпринимателю, чтобы действовать в «рамках закона». Данные документы имеют как межгосударственную, так и федеральную, региональную и местную основы[21, С. 10].


К основным из них можно отнести:

  1. Конституцию РФ[1].
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации[2].
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации[3].
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации[4].
  5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[10].
  6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов»[6].
  7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[8].
  8. Федеральный закон«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[11].
  9. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»[7].
  10. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[9].
  11. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации»[12].
  12. Постановление Правительства РФ «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»[13].
  13. Распоряжение Правительства РФ«Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»[15].

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого бизнеса, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе определены основные принципы государственной поддержки малого бизнеса в России, установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, приведены критерии отнесения юридических лиц к малым предприятиям.

Также он предусматривает создание реестров субъектов малого предпринимательства, в нем определяются цели и порядок создания координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого предпринимательства.В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Помимо данного Закона о МСП в России существуют Федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Реализация мероприятий Федеральных программ осуществляется по приоритетным направлениям государственной поддержки малого предпринимательства. Нормативное правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется также посредством региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства (нормативные акты региональных органов исполнительной власти)[16, С. 12].


Таким образом, основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность субъектов малого предпринимательства, особенностей их государственной поддержки и иных условий, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, нормативно-правовое регулирование субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями Конституции РФ, ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, соответствующими федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, а также Федеральными программами поддержки и развития малого предпринимательств и программами регионального уровня.

1.3Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства обладают как общими, так и специальными признаками, которыми определяется основа правового статуса каждого из субъектов. Так, к общим признакам относятся в соответствии с нормами гражданского права следующие сущностные характеристики [19, С. 20]:

  • организационное единство;
  • наличие хозяйственной самостоятельности и обособленного имущества;
  • специальная правоспособность;
  • возможность создания как в форме некоммерческих организаций (потребительские кооперативы), так и в форме коммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • наличие фирменного наименования, счета в банке и т. д.

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают[20, С. 103]:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Законом о МСП определены три группы условий для получения статуса субъекта малого предпринимательства. Для этого необходимо, чтобы данные субъекты соответствовали определенным критериям, которые определены в ст. 4 Закона о МСП [9]:

  • они должны иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества);
  • среднесписочная численность работающих не должна превышать предельного значения;
  • их деятельность должна соответствовать определенным финансовым показателям.

Первый критерий ограничения при формировании имущества (для юридических лиц) именуется также критерием независимости.

В отношении второго критерия, который часто признается в качестве основного, следует отметить, что теперь понятие «средняя численность работников» заменяется на «среднесписочная численность работников».

Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. Вместо критерия «выручка» применяется критерий «доход», предельный размер которого регулируется специальным Постановлением Правительства РФ[14].

Организация считается субъектом небольшого бизнеса в том случае, если выполняются следующие условия [24, С. 46]:

− организация обязана быть лишь коммерческой;

− доля участия государства, субъектов государства, а также общественных либо конфессиональных организаций, филантропических и иных учреждений в уставном капитале организации обязана быть менее 25%;

− часть в уставном капитале, относящаяся к одному или нескольким юридическим лицам, не числящихся субъектами коммерческой деятельности, не должна превышать 49%;

− среднее число сотрудников за прошедший период не должно быть больше разрешенной средней численности для надлежащего типа работы.

В случае, когда организация не подходит хотя бы одному критерию, фирма не будет считаться типом малого предпринимательства.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 определяет величину максимального дохода за год (без учета налога на добавленную стоимость) для всех групп субъектов малого предпринимательства [14].

Так в 2018 году, государство установило изменения относительно критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства. Основные требования относятся к численности работников и размеру получаемых доходов. В ст. 4 Закона «О МСП» устанавливаются критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства[9]. Необходимо отметить, что поправки, которые были внесены в данный закон позволяют на его основании причислять к малому предпринимательству большое количество организаций и индивидуальных предпринимателей, поэтому необходимо рассмотреть внесенные поправки относительно новых критериев [22, С. 10]:

  1. В соответствии с изменениями максимально допустимая сумма годового дохода без учета НДС за предыдущий год для организаций, которые могут быть отнесены к микропредприятиям возросла с 60 до 120 млн. рублей, а для малых предприятий максимальная сумма данного дохода возросла с 400 до 800 млн. рублей.
  2. Повысился размер разрешенной доли участия в уставном капитале малых предприятий в иных коммерческих организациях, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства с 25% до 49%.
  3. Допустимая среднесписочная численность работников в качестве критерия для отнесения к субъектам малого предпринимательства осталась без изменений. Так, для микропредприятия данный критерий составляет не более 15 человек, а для малых предприятий составляет не более 100 человек.

Индивидуальное предпринимательство в настоящее время считается наиболее привлекательной и простой формой организации малого предпринимательства, а в качестве собственников выступают граждане и члены домашних хозяйств. По этой причине индивидуальное предпринимательство очень распространенно как в мировой практике, так и в сфере малого предпринимательства в России. Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, которое зарегистрировано в определенном порядке и занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [31, С. 446].

Для индивидуальных предпринимателей также действуют критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и по численности работников. Если же у индивидуального предпринимателя отсутствуют работники, то его категория определяется только по размеру выручки. А предпринимателей, которые работают только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям. Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом малого предпринимательства, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. Ранее до 2016 года этот срок составлял два года, теперь же это три года. Например, если такой лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году[14].

Так, например, статус малого предприятия мог быть утрачен из-за достижения, действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, так как он ниже установленного сейчас, теперь после вступления в силу нововведений, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Таким образом, в настоящее время существуют следующие критерии для отнесения к субъектам малого предпринимательства:

  • максимально допустимая сумма годового дохода без учета НДС за предыдущий год для организаций, которые могут быть отнесены к микропредприятиям – 120 млн. рублей, а для малых предприятий максимальная сумма данного дохода – 800 млн. рублей.
  • размер разрешенной доли участия в уставном капитале малых предприятий в иных коммерческих организациях, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства – 49%.
  • для микропредприятия среднесписочная численность работников составляет не более 15 человек, а для малых предприятий среднесписочная численность работников составляет не более 100 человек.

Выводы по главе:

Субъекты малого предпринимательства – «хозяйствующие субъекты», к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, согласно условиям, определенным в данных законах, и определяются как малые предприятия и микропредприятия.