Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Проблема эффективного разрешения конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте

 Частые конфликтные взаимодействия способствуют появлению определенных способов реагирования, которые становятся доминантным, преобладающимя и определяют основную стратегию поведения.

Ориентация личности по отношению к конфликту рассматривается нами стратегией поведения; как установка на определенную форму поведения, как набор макроскопических целей, определяющий актуальную на данный момент жизненную ориентацию.

Выбор актуальной стратегии поведения осуществляется помимо воли и желания человека в соответствии со следующими особенностями субъекта:

а) физиологическим состоянием организма и соответствующими реакциями, адаптивными возможностями, системами психологической защиты и безопасности субъекта;

б) личностными характеристиками, определяющими внутренний выбор, характеризующийся направленностью на решение проблемы, на улучшение отношений, на личностный рост субъекта;

в) особенностями восприятия и оценки ситуации, определяемыми психическим состоянием человека на данный момент времени, и характеристиками его внутреннего мира, преимущественно ценностными ориентациями и смысложизненными представлениями;

г) объективными характеристиками ситуации: ранговыми, статусными различиями оппонентов; объемом власти, социального опыта; включенностью стереотипов поведения; наличием денег, преимуществ.

Интегративная характеристика всех условий и возможностей определяет необходимость либо концентрации сил, либо координации сил, либо необходимость нанесения удара.

Для профилактики деструкций конфликтного поведения важно стремиться к осознанной стратегии поведения, основанной на интеллектуальной деятельности субъекта.

В основном любой человек в зависимости от сложишейся ситуации, от своего опыта, от этапа развития конфликта выбирает определённую стратегию поведения в конфликте. И для того чтобы проблемная ситуация была успешно разрешена важно осознавать, какую стратегию вы выбрали и почему, является ли она эффективной. Наиболее часто встречаются следующие стратегии:

1. Соперничающая, предполагающая противодействие на основе навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения, т.е. ориентация на собственные цели без учета целей другой сторо­ны, более того, стремление добиться своих интересов в ущерб друго­му субъекту. Это – доминирование и уничтожение одного соперника другим.


Данная стратегия включает:

· подчинение: создание сложностей про­тивнику, ограничение его свободы, сосредоточение своих сил и средств на наиболее выгодном участке противоборства;

· использова­ние сил и возможностей оппонента в своих целях, угрозы, проволоч­ки, интриги, манипуляции и др.;

· стремление выиграть (проиграть), проявляющееся в желании доказать, что оппонент не прав, в обидчивости, в применении насилия и хитрости, в создании коали­ций и др.

Конструктивная сторона этой стратегии проявляется в том, что человек стремится оградить себя от боли, вызванной чувством поражения, а также стремится навести порядок «ради всеобщего блага».

Деструктивная сторона проявляется в том, что проигравшая сторона может проигнорировать решение, принятое помимо ее воли и желания, а также может отказаться от дальнейшего сотрудничест­ва.

Соперничество может быть эффективно, если вы твердо убеждены в своей правоте и имеете возможность настаивать; если решение необходимо принять быстро, но выбора нет; вам терять нечего и вы не можете позволить ситуации поставить вас в тупик; если решение должно быть нестандартным, а ситуация требует немедленных действий. В данных случаях человек весьма активен и предпочитает идти к разрешению своим путем.

2. Проблемно-решающая, или стратегия компромиссного со­трудничества, направлена на поиск взаимовыгодного решения, удовлетворяющего потребности всех участников взаимодействия. В данном случае реализуется либо мотив кооперации, либо мотив здо­ровой конкуренции.

Данная стратегия включает в себя следующие типы поведе­ния: а) установление правил, приемлемых для обеих сторон; б) поддержи­вание свободы субъектов (мы все простые смертные и имеем право на ошибку); в) торговля, – «ваше желание будет учтено, если...»; г) сотрудничество как интегрирование интересов всех участников; д) компромисс, когда стороны делят область неоптимальных решений поровну, идут на взаимные уступки, избегают лобовых столкновений, самовластия и напоминаний о возможном первенстве, поддерживают дружеские отношения, ищут справедливого исхода конфликта.

Диалог является основной формой проявления конфликтных реакций, в котором стороны приходят к согласию друг с другом, выявляют новые аспекты в своих взглядах и тем самым прихoдят к новому углубленному и развитому пониманию. Но может быть и такой диалог, предметом которого является противоречие или несовместимость позиций сторон, и тогда он принимает характер спора, полемики или даже «борьбы» друг с другом.


Конструктивная сторона этой стратегии проявляется в том, что каждая сторона чего-то добивается и, хотя нужды участников противостояния не удовлетворены полностью, такое решение воспринимается как самое справедливое.

Деструктивная сторона проявляется, когда одна из сторон «раздувает» свою позицию, чтобы потом показаться великодушной, или сдает свои позиции намного раньше для того, чтобы исключить выигрыш другой стороны, а также когда компромисс достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов.

3. Избегающая стратегия – это игнорирование или отрицание конфликта, проявляющееся как отсутствие стремлений к кооперации и дос­тижению собственных целей. Здесь возможны следующие формы конфликтных реакций:

Первая – уход из ситуации конфликта, как физический, так и психический; это потеря собственной цели для исключения выигрыша другого. Уход проявляется как новая интерпретация возникшей проблемы таким образом, что она не воспринимается как конфликт, требующий решения. Безусловно, далеко не всегда новая интерпретация означает стремление человека уйти от своих проблем. Она может иметь вполне рациональный характер, связанный, например, с пересмотром своего отношения к ситуации, ее действительной значимости для него.

Уход может быть:

· конструктивным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для субъекта, а также когда конфликт не затрагивает ваших прямых интересов и ваша невовлеченность в него не отражается на его развитии; когда подобный шаг привлекает внимание оппонента и меняет его отношение к конфликту.

· деструктивным, когда вы отнимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации, когда вы не даете возможности роста оппоненту, заставляя его своим шагом преждевременно сдать свои позиции; когда ваше отсутствие может привести к дальнейшему росту проблемы; когда вы стремитесь наказать оппонента своим уходом.

Второй формой проявления избегающей стратегии может быть подавление, проявляющееся в том, что внешне человек делает вид, что ничего не произошло, а внутренне включается механизм «подавляемое уходит в режим накопления», а затем оно выходит на поверхность сознания, но уже в искаженном виде. Например, подавляемая раздражительность может перерасти в потребность мести, подавляемая потребность может спровоцировать ее реализацию насильственным путем и др.

Подавление может быть:

· конструктивным, если конфронтация вносит чрезмерный стресс в вашу жизнедеятельность; если оппонент не готов вы­слушать вас; если вы в состоянии сохранить добрые отношения; если конфликт может разрешиться сам собой за счет поддержания дружеских отношений;


· деструктивным, если затрагиваются главные спорные вопросы, а ваше молчание не позволяет оппоненту понять, что происходит в вашей душе.

Избегающая стратегия проявляется в следующем: молчание, обида, депрессия, игнорирование, внешняя доброжелательность, насмешливость, переход на чисто деловые от­ношения, полный отказ от каких-либо отношений.

4. Уступающая стратегия предполагает понижение своих стремлений ради достижений партнера, в результате чего исход для уступающего субъекта менее приятен. Она включает: сглаживание, когда оппоненты стремятся подчеркивать только хорошее; торговлю, когда предлагается сделка; капитуляцию, когда один из оппонентов либо отказывается от удовлетворения своих потребностей и интересов, либо удовлетворяет их частично.

Данная стратегия может быть конструктивна, если:

· вам необходимо выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-либо поддержкой;

· вам не угрожает опасность и вашей наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности;

· вы чувствуете, что правота на стороне оппонента, что предмет разногласия для вас не существенен, что ценность отношений выше выигрыша;

· напряженность слишком велика и явно ощущается необходимость ослабления накала.

Стратегия деструктивна, если вы преследуете цель изба­виться от конфликта («скорее бы все закончилось»); вы даете эмоциональную реакцию вместо хорошо продуманного ответа; вы пренебрегаете другими.

5. Бездейственная стратегия – нахождение в ситуации конфликта, без каких-либо действий по его разрешению. Она подразумевает сосуществование: «вы пойдете одной дорогой, а я – другой». Данная стратегия может быть:

а) Конструктивной, когда:

· ситуация слишком сложна и ее разрешение требует слишком многого от вас;

· существует необходимость избежать распространения конфликта;

· источник разногласия не существенен по сравнению с более важными задачами;

· необходимо время для восстановления душевного равновесия и адекватной оценки ситуации;

· конфликт может разрешиться с течением времени сам собой;

· у вас нет власти, для решения проблемы и фортуна от вас отвернулась;

· открытое обсуждение конфликта чревато углублением проблемы и расширением масштаба его распространения.

б) Деструктивной если:

· вы упускаете время для благоприятного разрешения конфликта;

· вы отнимаете у себя возможность повлиять на ход развития ситуации жизнедеятельности;


· вы позволяете загнать вас в угол, т.е. позволяете оппоненту манипулировать вами, вашим психофизиологическим состоянием, позволяете выставлять вас в крайне невыгодном положении.

Стратегии реализуются посредством определенных тактик.

Тактика – это совокупность приемов и средств воздействия на оппонента, имеющая более частные цели достижения.

Тактики могут быть:

а) в зависимости от последствий применения: мягкими, жесткими, нейтральными;

б) в зависимости от способа воздействия: непосредственного воздействия – конкретное сообщение о сути дела, требования, приказы, просьбы и др.; опосредованного воздействия – «удар в спину» при внешней доброжелательности, желание и причинение вреда чужими руками и др.

Наиболее часто встречаются следующие тактики поведения в конфликте:

· рациональное убеждение – использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента;

· давление, то есть стимуляция отрицательной реакции у партнера: требования, предупреждения, приказы, угрозы; гипертрофированный контроль; создание эффекта присутствия во всех сферах жизнедеятельности, направленное на понижение самооценки, на формирование зависимости, чувства вины и агрессии;

· апелляция к власти – применение различных санкций, использование взысканий и награждений, создание групп и коалиций, заключение сделок; обмен благами и обещаниями.

· формирование различных видов зависимости (материальной, фатальной, психологической и др.);

· тактика «затвора» (два козла на узкой тропинке), когда одна из сторон осуществляет определенные действия, например голодовку, блокирующие активность другого;

· «преднамеренный обман» – это предоставление фальшивых фактов, неясных полномочий, сомнительных намерений, неполное раскрытие фактов и др.;

· «психологическая война», включающая создание дискомфорта, провоцирование эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, перегрузок. Это воздействие, рассчитанное на появление бессознательного желания прекратить, уйти, сдаться. Оно включает также: личные нападки, неприятные замечания, давление и постановку под сомнение вашего статуса и самооценки; провоцирование страха, раскаяния; манипуляцию «хороший парень – плохой парень». Обман, оскорбления, наносящие психологический ущерб. Введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности и растерянности, затем управление его вниманием, создание эффекта неожиданности и значимости ситуации с целью манипулирования, как его внутренним миром, так и поведенческими про­явлениями; все это может привести к сложным психоэмоциональным расстройствам, а затем к изменениям личности;