Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Государство и государственная тайна).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Следующий аспект, который будет рассмотрен, это действия руководителя по защите государственной тайны.
Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что, если руководитель государственного органа, на которого возложена ответственность за организацию защиты государственной тайны, не осуществляет надлежащий контроль за выполнением подчиненными сотрудниками принятых на себя обязательств по соблюдению требований законодательства viii международная научно-практическая конференция I мцнс «наука и просвещение» о защите государственной тайны может выступать основанием для прекращения его допуска к государственной тайне.
По нашему мнению, это довольно важный аспект деятельности руководителя государственного органа, на которого возложена ответственность за организацию защиты государственной тайны. Правильно организованный контроль за подчиненными служащими позволяет самым эффективным образом обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Также в данной ситуации существует возможность предложить руководителю государственного органа иной должности, которая не предполагает допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что вопросы, связанные с государственной тайной, имеют непосредственное влияние на национальную безопасность государства. Однако, нами видится возможность предложить служащему государственной гражданской службы иную должность в государственном органе, которая не требует допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если нарушение обязательств в сфере реализаций положений о государственной тайне не повлекло никаких негативных последствий.
2.2 Отдельные правовые аспекты совершенствования работы должностных лиц по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну
Государством установлен особый режим в деятельности государственных органов и предприятий по обращению со сведениями, составляющими государственную тайну. Секретность представляется важным средством по обеспечению государственной безопасности, которое предполагает ограниченность доступа к сведениям, являющимся государственной и иной охраняемой законом тайной, что обуславливает наличие некоторых ограничений права граждан свободно искать, получать, производить и распространять информацию любыми законными способами, предусмотренными в ст. 29 Конституции РФ.
Неотъемлемой частью содержания режима секретности является порядок допуска граждан к работам, документам и изделиям, содержащим государственную тайну. Прежде чем приступить к анализу отдельных особенностей этой работы, необходимо рассмотреть суть таких понятий как «допуск к государственной тайне» и «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну». Исходя из положений ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (далее - Закон «О государственной тайне»), допуск к государственной тайне (далее - ГТ) можно трактовать как процедуру, разрешающую на определенных условиях доступ к сведениям, составляющим ГТ, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. Мы видим, что субъектами, имеющими право получения допуска, могут быть как юридические, так и физические лица.
В свою очередь, доступом к сведениям, составляющим ГТ, является санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного должностного лица со сведениями, составляющими ГТ. Такое толкование рассматриваемого понятия, на наш взгляд, несколько узко. Действия должностного лица могут выражаться лишь в ознакомлении с защищаемой информацией. Большой толковый словарь русского языка дает нам следующее понимание термина «ознакомление»: приобретение каких-нибудь знаний, получение представления, о чем ни будь[16]. Данным термином, на наш взгляд, не охватывается полный комплекс действий, совершаемых должностным лицом в процессе работы со сведениями, составляющими ГТ. Считаем целесообразным внести соответствующие коррективы в ст. 2 Закона «О государственной тайне» и рассматривать доступ к сведениям, составляющим ГТ, как санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление, использование конкретным должностным лицом сведений, составляющих ГТ, а также получение новой информации секретного характера.
Таким образом, мы видим, что это два взаимосвязанных, но нетождественных понятия: допуск всегда предшествует доступу, так как допуск не всегда реализовывается в виде доступа. Например, наличие у должностного лица в установленном порядке оформленного допуска не означает, что он воспользуется правом доступа к секретным сведениям.
Следующим понятием, требующим уточнения, является «государственная тайна». До принятия Закона «О государственной тайне» ее составляли сведения, «несанкционированное распространение которых могло негативно повлиять на состояние военно-экономического потенциала страны или повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов СССР»[17]. К служебной тайне относились сведения, охраняемые государством в любой из областей науки, техники, производства и управления, разглашение которых может нанести ущерб интересам страны. ГТ делилась на государственные секреты - это «сведения особой важности», «совершенно секретные» и служебную тайну, которая имела гриф «секретно». В ней же были определены четыре формы допуска: к «совершенно секретным и особой важности», «совершенно секретным», «секретным» и еще раз «секретным» сведениям. Отличие состояло в том, что первые три формы допуска требовали обязательного согласования и проведения проверочных мероприятий органами КГБ СССР. Такое разделение до сих пор вносит путаницу в определение ГТ.
В настоящее время согласно Закону «О государственной тайне» ГТ представляет собой «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»[18].
Степень секретности определяется размером причиняемого ущерба безопасности государства при распространении сведений закрытого характера. Ущерб может быть имущественным, политическим, нравственным и т. д. В соответствии с механизмом отнесения сведений к различным степеням секретности, закрепленных в нормативных правовых актах, установлены степени секретности сведений, им же соответствуют и грифы секретности - это реквизиты, указывающие на степень секретности сведений, содержащихся в их носителях.
В соответствии с правилами отнесения сведений, составляющих ГТ, к различным степеням секретности, указанными в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, установлены три степени секретности:
- «особой важности» - ущерб при распространении будет нанесен РФ в одной или нескольких вышеперечисленных областях;
- «совершенно секретно» - ущерб причиняется интересам министерства или отрасли экономики в одной или нескольких перечисленных областях;
- «секретно» - ущерб будет нанесен интересам предприятия, учреждения или организации из указанных областей. Степеням секретности соответствуют формы допуска к сведениям, составляющим ГТ.
Далее рассмотрим последовательность процедуры получения лицензии подразделениями системы МВД РФ и оформления допусков сотрудникам органов внутренних дел.
Предприятия, учреждения или организации могут осуществлять свою деятельность, в рамках которой предполагается использование сведений, являющихся ГТ, разработка средств защиты охраняемой информации, а также выполнение мероприятий и (или) оказание услуг по ее защите, только после получения ими в установленном порядке лицензии на проведение работы со сведениями соответствующей степени секретности (за исключением подразделений, указанных в приказе МВД России от 21 января 2013 года № 33дсп «О порядке лицензирования деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в системе МВД России»). Эта процедура регламентирована Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.
Процедура лицензирования любого подразделения начинается с подготовки и направления запроса, а также необходимых документов в территориальный орган безопасности, который в течение 30 дней с момента получения заявления должен дать ответ.
При положительном решении в лицензируемом органе будут проведены: специальная экспертиза, целью которой является оценка готовности его к выполнению требований законодательных и иных нормативных актов по обеспечению защиты сведений, составляющих ГТ, и государственная аттестация руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих ГТ, при выполнении следующих условий: знание нормативной правовой базы по обеспечению защиты секретных сведений в процессе работы с ними; наличие подразделений по защите секретных сведений; необходимое число специалистов в области защиты информации; наличие средств защиты информации, имеющих соответствующие сертификаты.
О получении лицензии орган внутренних дел уведомляет Министерство внутренних дел РФ и приступает к работе по оформлению допусков к ГТ сотрудникам, которым по роду службы он необходим.
Сущностью оформления допуска к ГТ граждан является осознанное добровольное принятие ими на себя обязательств перед государством по неразглашению доверенных ему сведений, составляющих ГТ; временные частичные ограничения прав; письменное согласие на проведение в отношении него проверочных мероприятий; принятие руководителем организации письменного решения о допуске и заключение с гражданином договора (контракта)[19]. Коротко остановимся на главных, с нашей точки зрения, этапах процедуры оформления допусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел.
Руководитель органа внутренних дел совместно с режимно-секретным подразделением, проанализировав объем, характер работ, определив перечень должностей, при назначении на которые гражданам должен оформляться допуск к ГТ, составляют проект номенклатуры должностей, подлежащих оформлению на допуск на основании штатного расписания. После согласования с территориальным органом безопасности номенклатура должностей будет являться основным документом, который дает право на оформление допусков к ГТ.
После соответствующего утверждения и согласования кадровый аппарат занимается подготовкой материалов на сотрудников, оформляемых на допуск к документам различной степени секретности. Оформляющиеся сотрудники собственноручно заполняют анкету установленного образца, в которой обязаны указать достоверные данные. Анкета заверяется подписью кадрового работника и печатью.
На практике возникает неопределенность в части организации порядка хранения анкет сотрудников, которым оформлялся допуск к ГТ по третьей форме без проведения проверочных мероприятий. Ни постановление Правительства РФ[20], ни разработанный на его основе приказ МВД России[21] не дает ответа на этот вопрос. Мы полагаем возможным приобщать заполненные анкеты к личным делам таких сотрудников и в связи с этим предлагаем дополнить указанные выше постановление Правительства РФ пунктом 30.1. и приказ МВД России пунктом 28.1. следующего содержания: «После оформления допуска, заполненные анкеты сотрудника (кандидата), которому оформляется допуск к государственной тайне, приобщаются к личным делам таких сотрудников и хранятся в кадровом подразделении».
Оформление допусков по первой и второй формам к «сведениям особой важности» и «совершенно секретным сведениям» оформляются только после проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий для установления наличия (или отсутствия) оснований, препятствующих допуску или послуживших основанием для отказа в допуске. По результатам проведенных проверок решение о допуске принимает руководитель органа внутренних дел, при этом неся персональную ответственность. Оформление допусков сотрудникам по третьей форме к сведениям с грифом «секретно» осуществляется руководителем органа внутренних дел без проведения проверочных мероприятий.
Завершающим этапом оформления допусков по всем трем формам является подписание обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о ГТ, которые отражаются в трудовом договоре (контракте). Обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки.
На наш взгляд, стоит уделить особое внимание процедуре оформления допуска к государственной тайне курсантам и слушателям учебных заведений системы МВД России, так как она имеет свои особенности.
Согласно требованиям вышеуказанных нормативных актов курсанты и слушатели на весь период обучения допускаются к работам только с секретными сведениями, соответственно, им оформляется третья форма допуска к ГТ. Нам видится такой подход несколько сомнительным. Изучение отдельных учебных дисциплин предполагает ознакомление с нормативной правовой базой, содержащей совершенно секретные сведения. Особенно это актуально для подготовки специалистов в области оперативно-розыскной деятельности. Несомненно, достаточно ограничиться изучением учебной литературы и учебно-методическими материалами, имеющими более низкий гриф секретности. Но цель обучения состоит в том, чтобы научить руководствоваться ведомственными приказами в профессиональной деятельности, уметь грамотно толковать их, давать правильное разъяснение по их сущности.