Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Эмпирическое исследование по формированию мотивации у детей в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что темп сегодняшней жизни ускоряющийся, быстрый и требует от людей все большей активности, гибкости, умения принимать решения. Мотивация – это не только дань моде, а необходимое и достаточное качество современного человека. Особенно важно создать условия для формирования личности еще в школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основы поведения, способы деятельности, закладывается фундамент дальнейшего развития потребности достижения, потребности в самореализации и самоутверждении.

Особенно важна мотивация в процессе обучения, т.к. в процессе обучения, мотивация помогает достичь определенных целей, данное качество с годами развивается и помогает достигать вершин в будущем. Зачастую бывает так, что на начальных этапах изучения предмета учащиеся очень активны, им интересно познание нового. Формирование стимулов и мотивов учения младших школьников – это создание в классе условий для проявления внутренних побуждений (мотивов, эмоций, целей) к учению; а также осознания их школьником и уже дальнейшего саморазвития своей мотивационной сферы.

Сегодня педагогическая наука и практика накопила достаточное количество материала по данной тематике. Но так как условия жизни и та, среда, в которой живут современные школьники, постоянно меняется, то и меняются способы, приемы и методы повышения мотивации на уроках.

Актуальность проблемы развития положительной мотивации учения у младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников и недостаточной методической разработанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.

Гипотеза: если учитель будет развивать у школьников мотивацию к учению, то качество обученности повысится.

Цель работы: изучить особенности обеспечения мотивации к обучению младших школьников.

Объект исследования: мотивация младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования мотивации учащихся в начальной школе.

Задачи:

- охарактеризовать психологические особенности младшего школьного возраста;

- изучить особенности мотивации обучения младших школьников;


- провести эмпирическое исследование изучения учебной мотивации у младших школьников;

- описать мероприятия, необходимые для формирования учебной мотивации младших школьников.

Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, и практические, включающие наблюдение, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Методики исследования:

- «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» (разработаны Е.П. Ильиным и Н.А. Кудрюковой);

- «Изучение отношения к обучению» (разработана Г.Н. Казанцевым);

- «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработана программа повышения мотивации к обучению у младших школьников.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы мотивации обучения в начальных классах

1.1 Подходы к пониманию факторов обучения: мотив, мотив учения, учебная мотивация.

В иерархии факторов, влияющих на продуктивность процесса обучения, первостепенное место занимает группа микрофакторов, дающих толчок к учебной деятельности. К ним относятся: мотив, мотив учения, учебная мотивация. В данном параграфе была сделана попытка определить эти понятия с точки зрения гуманитарных наук, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Причинами и факторами, побуждающими школьников к учебному труду, к познавательной деятельности, интересовались наставники ещё с древних времён. «Научной теории, которая позволяла бы объективно проанализировать влияние всех факторов обучения на успешность учения школьников пока нет» [20; с. 240]. Если педагоги стремятся научиться управлять процессом обучения, достичь определённого уровня обученности учеников, то они должны овладеть факторами, побуждающими школьников к учению: умением распознавать особенности мотивов учения, создавать учебную мотивацию, формировать положительные мотивы учения.


Особенностями мотивов учения школьников занимались ещё с древних времен, но и в современности нет принятого определения понятия «мотив».

Педагогический энциклопедический словарь так определяет понятие «мотив»: «Мотив (отлат. movеo – двигаю) – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека» [13; с. 46].

В психолого - педагогическом словаре определение понятия звучит таким образом. «Мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием жизни субъекта и определяющие направленность его активности» [16; с. 175].

В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Ребёнок приходит в школу, руководствуясь в основном мотивами, связанными с интересом к пребыванию в школе, к активному включению в общественную жизнь. По мере взросления эти мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других – интерес к самому содержанию знаний [9; с. 257].

Развитие мотива человека происходит на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Для ранних возрастов характерна аморфная структура побуждений, которая приобретает вид иерархии мотивов, обеспечивающий сознательно – целевое управление поведением. Важный компонент педагогического мастерства – умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему мотивов личности.

Классификации мотивов позволяют разделить мотивы на:

сложные (убеждения, идеалы, склонности, интересы);

простые (желания, влечения);

Это дает возможность расширить спектр их применения, наполнить их конкретным содержанием.

Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам[5; с. 513].

Основополагающими микро-факторами (компонентами) побуждения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте являются мотивы учения.

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:


• широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями;

• учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

• мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти познавательные мотивы первой группы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления учащегося быть компетентным и т.д.

2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Вторая большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:

• широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

• узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью учащегося в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности[18; с. 65].

У некоторых детей отсутствуют познавательные и социальные мотивы, которые и способствуют формированию интереса к процессу обучения. Отсутствие данных мотивов снижает познавательную активность школьника, желание учиться, результативность и эффективность учебной деятельности.


Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что под мотивами учения далее будет пониматься то, что способствует повышению уровня познавательной активности учащегося. Что побуждает его учиться, ради чего он это делает.

Формирование учебной мотивации является одной из задач педагогической деятельности [19; с. 234].

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

«Мотивация – вся совокупность мотивов, побуждений, интересов, определяющих содержание направленность и характер деятельности личности, её поведения»[16; с. 88].

Мотивация является процессом стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и (или) общих целей.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трёх функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведении [17; с. 57].

Для создания положительной школьной мотивации используются различные методы и средства: наглядные, словесные, практические, но ведущими по - прежнему остаются исследовательские и поисковые методы формирования мотивации учения школьника. Успешное овладение современным содержанием образования возможно только при активизации учебной деятельности учащихся.

Мотивационная сфера является одним из основных компонентов личности. Для развития активной мотивационной сферы необходимо присутствие таких индивидуальных свойств ребёнка, как усидчивость, существование ценностного ориентира, направленность деятельности, эмоциональность, социальные ориентиры и другие характеристики индивида.

Несмотря на то, что каждая рассмотренная нами категория имеет свою чёткую формулировку, все понятия близки по смыслу и характеризуют один большой процесс побуждения, движения к учению.

В реальном учебном процессе мотивы как таковые, мотивы учения, мотивация учения тесно связаны между собой и составляют единый фактор побуждения школьников к учению.

Реальный ученый процесс будет оптимальным при условии выявления особенностей мотив учения и учебной мотивации, что и будет раскрыто во втором параграфе данной главы.

Знание особенностей вышеизложенных факторов обучения позволило нам отобрать методы диагностики мотивов учения, мотивации. Что будет подробно изложено во второй главе.