Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Эмпирическое исследование по формированию мотивации у детей в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Особенности мотивов учения детей младшего школьного возраста

Успешное овладение детьми современного содержания образования возможно при стечении нескольких факторов. Одним из них является знание особенностей мотивов учения младших школьников. Зная, возрастные особенности мотивации обучении педагог способен выбрать и методы диагностики и методы формирования дынных мотивов. В данном пункте будет сделана попытка выявить, доказать и описать специфические особенности мотивов учения младших школьников.

1. На первое место поставлен мотив учения, связанный со страхом ребёнка перед новой ситуацией, школой, учителем, непониманием новой атмосферы, ситуацией адаптаций на первом году обучения.

Дети с первых дней пребывания в школе узнают, что теперь они не могут вести себя так, как раньше. Ему нельзя вставать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади и многое другое. В данной ситуации происходит формирование страха у ребенка перед школой, страха перед учителем. Процесс обучение не приносит удовольствия ребёнку. Это и становится первым сигналом неблагополучия.

Процесс обучения в данном возрасте для многих становится пыткой. Дети, как правило, довольно долго не могут перестроиться к новому ритму их жизни. Ученик должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Тем самым отказываясь от игры как ведущего вида деятельности в детском саду.

2. Мотив учения ребёнка в начальной школе во многом зависит от мнения учителя об ученике: о его потребностях, познавательных возможностях, об интересах и др. Это мнение закрепляется за конкретным учеником и становится ведущим, авторитетным, единственно правильным для детей класса. Негативная и позитивная оценка учителем учебной деятельности ученика, отношение учителя к нему закрепляется за учеником на долгое время. Негативное же отношение усугубляет негативные мотивы учения, порождает страх, тормозит мотивацию к учебной деятельности, создаёт угнетённое моральное состояние, и делает изгоем в коллективе сверстников, многие из которых, в след за учителем, усугубляют ситуацию неуспеха ещё больше.

3. Возможность полное изначальное отсутствие мотивации учения или присутствие начальной отрицательной мотивации в процессе обучения также является особенностью мотивов учения в начальной школе. Причинами наличия изначальных отрицательных мотивов может быть недостаточное интеллектуальное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, неразвитые интересы к познанию окружающего мира, отсутствие ситуации успеха в учебной деятельности ребёнка, неразвитые потребности в познании, различного рода неудачи сопровождающие процесс познания.


Учитель, подчёркивая уже имеющуюся у ребёнка отрицательную мотивацию, опираясь на неё в процессе обучения и не порождая новых положительных мотивов учения, усугубляет не только страх перед учением, но и порождает дальнейшую неуверенность ученика в своих интеллектуальной способности, просто «убивает» положительные мотивы к учению.

Интеллектуальная пассивность проявляется у школьников, отстающих в учении. Они предпочитают изучение наиболее легких, не основных дисциплин, иногда – только к одной, скажем, к физкультуре или пению, а в большинстве случаев – улице, компании.

Гуманитарные, трудные и малопонятные учебные предметы не вызывают познавательного интереса со стороны учащихся. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

4. Работа учителя с опорой на отрицательную мотивацию, приводит ещё к одной отрицательной особенности мотива учения младших школьников – избегание неудач. Учитель должен постоянно помнить, что ученик не может длительное время работать на отрицательной мотивации, которая отнюдь не у всех учащихся порождает желание противостоять сложившейся ситуации и доказать свою состоятельность как хорошего ученика. Чаще всего, своей жёсткой методикой осуждения учитель порождает стремление ученика в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где его поступки оцениваются одноклассниками. Для личности с сильным характером главное не допустить ошибки, избежать неудачи даже ценой значительного изменения первоначальной цели. Её полного или частичного не достижения.

Неуверенными учениками движет желание не исправить ситуацию, а избежать разного рода неприятностей: наказание со стороны учителя, родителей, получения плохой оценки. И эта установка не делает их мотивы учения положительными, а приводит к избеганию неудач любыми способами.

Избегания неудач в учении способствует тревожности, страху в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих учеников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

5. Среди положительных особенностей мотивов учения младшего школьника можно отметит такую особенность как удовлетворение познавательных потребностей субъекта в процессе обучения. Мотивы учения ребёнка направлены на формирование начальных детских убеждений и первичных представлений о целостности мира о единстве целостности норм поведения.


Данные познавательные потребности побуждают ребёнка к определённой деятельности. Для поддержания этой естественной потребности ребёнка учитель должен строить свою работу на принципах сотрудничества (опека, наставничество, партнёрство) и выстраивать процесс обучения по принципам гуманизма, природосообразности, посильности и активности. Образно названного Ш. А. Амонашвили «учение с увлечением». Именно на эту особенность и опирается учитель в учебно– воспитательном процессе.

Базовой потребностью в младшем школьном возрасте является интерес к учению.

Интерес является одним из мотивов процесса обучения. Это сильнодействующий и постоянно присутствующий мотив способствующий проявлению деятельного отношения учащегося к жизни. Интерес - это реальная причина действий побуждающая учащегося к выполнению того или иного задания в процессе образования. Интерес к познанию может проявляться через эмоции обучаемого к объекту познания. Смыслообразующей формирования интереса к познанию выступает способность учителя заинтересовать ребёнка к выполнению какой-либо деятельности, забота о готовности его к выполнению образовательного потенциала, раскрываемого в процессе выполнения данной деятельности. Одной из сторон формирования интереса к учению служит то, что интерес должен быть определённо направлен, а не связан с влиянием на него извне через наказание, награды, страх и желания угодить. Так же наиболее успешное проявление интереса наблюдается к тому, что знакомо и является естественным возбуждением интереса ребёнка.

6. Следующей особенностей является сочетание мотивов учения с личной мотивацией самого школьника в связи с появление новых видов деятельности в данном возрасте.

У младших школьников появляются новые виды деятельности, которые стимулируют и играют важную роль в формировании мотивов учения.

Совпадение учебных общешкольных мотивов с личными мотивами ученика. Иными слова личный мотив ребёнка побудит к осознаваемой, активной мотивации учения того или иного предмета.

7. Одной из особенностей мотивов учения является стремление получения хороших отметок.

Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев,– ядро личности. В первом классе, в основном, у всех детей способствует тяга к знаниям, к процессу обучения. Одним из первостепенных мотивов, в этом возрасте, становится мотив получения высоких отметок. Хорошие отметки для первоклассника являются стимулом к дальнейшей деятельности, источником эмоционального благополучия. Любая похвала со стороны учителя, родителей становятся в дальнейшем фактором успешного обучения.


Отметка является реально действующим мотивом в образовании. Для её получения ребёнок готов не заниматься любимым делом, а немедленно сесть и начать совершенствовать свои знания при выполнении домашнего задания.

Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, – недовольства учителя, санкций родителей. Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива получения высокой отметки.

Одной из особенностей мотивов учения является долг, ответственность перед родителями и учителем, необходимость обеспечения собственной образованности.

8. Одной из особенностей мотивации учения будет является достижение успеха и престижа.

Мотивация достижения успехов учении у младших школьников не редко становится основной. У ребёнка с высокой успеваемостью желанию хорошо учиться способствует мотивация достижения успеха. Она обычно сочетается с мотивом получения хорошей оценки. Результат направлен на качество учебной деятельности. Мотивация, наряду с познавательными интересами, – наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация учения направлена на выделения ребёнком себя среди других учеников класса. Она побуждает ученика на улучшение своих личностных результатов для реализации главной цели – быть первым. Соответствие развитых способностей с престижной мотивацией становится толчком развития отличника, который становится достаточно работоспособным и трудолюбивым учеником в классе. Дух соперничества, завышенная самооценка, недооценивание результатов других искажает нравственную направленность личности данного ребёнка.

Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается.

9. Особенность мотивов учения заключается в опоре на новообразования в личности младшего школьника.

К значимым новообразованиям личности можно отнести универсальные учебные действия, которые учитель формирует на уроках, начиная с младшего школьного возраста. В его стремлении самосовершенствоваться в его самоопределении, в нравственно-этическом оценивании ситуации, в планировании своей деятельности, в решении конфликтов, в целеполагании, волевой саморегуляции.


Таким образом, в учебном процессе учитель начальной школы будет мотивировать ученика на личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия, сформированность которых значительно повысят реальную и перспективную мотивацию к обучению.

Психолого–педагогическая готовность младшего школьника к подобным универсальным действиям позволила школе выработать систему формирования универсальных учебных действий у учащихся и тем самым усилить мотивацию учения.

Опираясь на особенности мотивов учения младших школьников, педагог более эффективно отбирает методы диагностики мотивов учения и в последующем может подобрать наиболее оптимальные технологии мотивации учеников в процессе обучения.

Выводы по главе 1

Понятие «мотивация» объясняется как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность. В числе факторов, которые косвенно влияют на мотивацию учения, оказываются явления разнородного характера: вся сфера жизни учащегося, связанная с процессом развития познавательных интересов, с познавательной деятельностью, самостоятельностью, активностью познания; развитие мотивации учения непосредственно связано с самочувствием школьника в учебном коллективе, а также с его жизненными целями и реальными перспективами после окончания школы.

К специфике формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у младших школьников относится: огромное влияние на мотивацию младших школьников коллектива, атмосферы в классе; проявление реальных мотивов в успеваемости и активности в различной деятельности, выполнении дополнительных заданий, выяснении непонятных вопросов, включении в обсуждение на самостоятельном стремлении к ответу на уроке; обнаружение самостоятельно возникающих мотивов в стремлении ученика к самостоятельной постановке задач и целей; проявление доминирующих мотивов в избирательном отношении младших школьников к отдельным предметам и видам деятельности; выражение положительных эмоций сопереживания в готовности к эмоциональному отклику; проявление эмоций удовлетворения при контакте с учителем, при справедливо поставленной отметке.

Очень важно учителю помогать стимулировать учеников, чтобы у них была высокая мотивация к обучению