Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение отклонений в поведении – одно из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности. Проблема отклоняющегося поведения подростков является одной из актуальных социально-психологических, психолого-педагогических проблем. Современные процессы, затронувшие различные социальные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

Необходимость создания социально-психологических условий реабилитации подростков с девиантным поведением подтверждается фактами грубого нарушения поведения подростков в школе и вне ее, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями подростков. Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей (психологических и физиологических) и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей подростка, социальной среды. Эффективность социально-педагогических условий профилактики и реабилитации зависит также от умения психолога, учителя, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями подростка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и его семье. При этом следует помнить, что родители подростка с девиантным поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это в свою очередь вполне может существенно осложнить работу с ними.

Различные факторы политического и социально-экономического плана приводят к ситуации массовой психической нестабильности общества, порождают социальную напряженность, расширяя тем самым спектр стрессовых ситуаций, что влечет за собой заострение определенных черт характера у людей. Наиболее уязвимым к ситуациям стресса является подростковый возраст.

В практике работы с различными категориями населения разрабатываются программы профилактики отдельных форм девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, преступное поведение и другие), программы помощи и поддержки подростков с отклоняющимся поведением и их ближайшего окружения, социальной реабилитации лиц с отклоняющимся поведением. Однако, проблема профилактики и преодоления отклоняющегося поведения в обществе, несмотря на междисциплинарный подход ее изучения, интеграцию науки и практики для выработки и обоснования превентивных мер, продолжает оставаться актуальной и социально значимой в любом государстве.


Процесс коррекции и реабилитации девиантного поведения подростков осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, владения методиками диагностики и коррекции, а также знания природы девиантного поведения. Кроме того, для эффективности социально-педагогической деятельности целесообразно привлекать дополнительный материал по медицине, педагогике, физиологии, возрастной психологии, превентивной педагогике, юриспруденции, социальной педагогике и психологии.

Попытки изучения девиантного поведения подростков и создание условий их реабилитации неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Изучению особенностей подросткового возраста уделяли внимание Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксон, Р. Бернс, И.С. Кон, А.П. Новгородцева и другие исследователи. Среди последних работ, которые были вопросам реабилитации подростков с девиантным поведением, следует отметить работы таких авторов, как Н.В. Дворянчикова, В.Н. Липского, С.А. Палатовой, Е.Д. Хлестовой, И.В. Челнышевой, Е.А. Чепраковой и других ученых.

Таким образом, актуальность курсовой работы определяют противоречия между:

– необходимостью выявления специфических особенностей проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте и недостатком психологических исследований, описывающих особенности отклонения в поведении в подростковый период;

– потребностями практики в конкретных способах работы по преодолению и профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте и ограниченным числом такого рода технологий в литературе.

Обнаруженные противоречия определяют проблему специального социально-педагогического исследования.

Цель бакалаврской работы – изучить, выявить и экспериментально проверить эффективность социально-педагогических условий профилактики и реабилитации девиантного поведения у подростков.

Объект исследования – проявление девиантного поведения у подростков.

Предмет исследования – социально-педагогические условия профилактики и реабилитации подростков с отклоняющимся поведением.

Гипотеза: социально-педагогическая профилактика и реабилитация подростков с девиантным поведением будет более успешным при условии организации содержательной и интересной для подростков деятельности, а также при осуществлении социально-педагогического сопровождения с семьей подростка.

Задачи:

1. Изучить социально-психологическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме реабилитации подростков с девиантным поведением;


2. Определить степень проявления девиантного поведения у подростков;

3. Разработать и апробировать социально-педагогическую программу, направленную на коррекцию девиантного поведения подростков;

4. Выполнить сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования.

Рассмотрение аспектов профилактики и реабилитации подростков с девиантным поведением необходимо социальным работникам, работникам сферы образования, занятым воспитанием подростков с девиантным поведением, а также учителям для понимания сути такого поведения и определения смысла его профилактики и путей коррекции.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1 Девиантное поведение как социально-педагогический феномен

Не существовало и не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с действующими социальными нормами. Они, как известно, соответствуют ценностям общества, согласно им, формируются определенные социальные роли, детерминирующие поведение индивида. Социальные отклонения принимают самые разные формы: отшельники, преступники, наркоманы, алкоголики, гении, святые и так далее.

Термин поведение в психологии широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение[1]. В данной работе под поведением будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков.

Девиантное поведение в последние годы приобретает массовый характер, в результате чего происходит актуализация исследований проблем девиантного поведения в контексте психологии, социологии, социальной педагогики, в медицинской и других науках. В научной литературе (Т.П. Авдулаева [1], Т.В. Андреева [5], И.М. Никольская, Д.Ф. Петрусевич [25] и другие) девиантное поведение рассматривается как поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.


По мнению А.Г. Маклакова, под девиантным поведением понимается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [20, С. 362].

С.Н. Панцырь под девиантным поведением, вызванным функциональными нарушениями, понимает устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией[2].

С точки зрения Н.В. Дворянчикова, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества [9, C. 102].

Синонимом понятия «девиантное поведение» является понятие «отклоняющееся поведение». Отклоняющимся поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Отклоняющееся поведение, как отмечает И.Ю., Селина, – это, прежде всего, некая форма поведения личности, ему присущи все основные свойства человеческого поведения [28, C. 63].

С.К. Нартова-Бочавер считает, что отклоняющееся поведение – поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм[3]. По мнению исследователя С.А. Палатовой, под отклоняющимся поведением понимаются нарушения в поведении, противоречащие морально-нравственным нормам общества и носящие неустойчивый характер, которые связаны с отклонениями в развитии ценностных отношений, ситуацией развития личности и социума[4].

Таким образом, в основу приведенных толкований понятий «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» упомянутые исследователи ставят категорию поведения, что, как представляется, недостаточно полно раскрывает содержание рассматриваемых понятий. Как представляется, наиболее полно отклоняющееся поведение подростка следует определить, как процесс взаимодействия подростка с общественной средой, проявляющийся в нарушениях, противоречащих морально-нравственным установкам социальных норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе меру, предел, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных организаций, социальных групп. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.


В социальных нормах отражается система общественных от­ношений (производственных, управленческих, юридических, идеологических, нравственных), оказывающих решающее влияние на формирование личности [4, C. 207]. Тем не менее, социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: технический, научный, общественно-политический, художественный. Негативные девиации дисфункциональны, дезорганизуют систему, можно назвать социальной патологией: наркомания, преступность, алкоголизм, суицид, проституция и другие.

Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом социологии и социальной психологии.

Девиантное поведение проявляется при неправильном воспитании, конфликтных отношениях в семье, школьной неуспеваемости, имитации патологического поведения подростковой группой. В настоящее время в практике используется международная классификация психических нарушений, которая включает поведенческие расстройства детского и подросткового возраста.

В таблице 1.1 представлена классификация психических нарушений детского и подросткового возраста.

Таблица 1.1

Классификация психических нарушений детского и подросткового

возраста

Вид расстройства

Классификация психических нарушений

Гиперкинетические расстройства

– гиперкинетическое расстройство поведения

– нарушение активности внимания

– другие гиперкинетические расстройства

Расстройства поведения

– несоциализированное расстройство поведения

– расстройства поведения, ограничивающиеся условиями семьи

– оппозиционно-вызывающее расстройство

– социализированное расстройство поведения

– другие расстройства поведения.

Смешанные расстройства поведения и эмоций

– смешанные расстройства поведения и эмоций

– депрессивное расстройство поведения

Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста

– фобическое тревожное расстройство детского возраста

– тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте

– расстройство сиблингового соперничества

– другие эмоциональные расстройства детского возраста

– элективный мутизм

– другие расстройства социального функционирования детского возраста.