Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суть подросткового комплекса составляют свои, свойственные данному возрасту и определенным его психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды [16, C. 325]. Причина психологических трудностей связана также с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится, как отмечает В.М. Целуйко, у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет [38, C. 215].

Современные психологи обращают внимание, что для подростков характерна полярность психики:

1 Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;

2 Настойчивость, целеустремленность и импульсивность,

3 Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

4 Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

5 Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

6 Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

7 Ласковость, нежность бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой подросткового возраста является пытливость ума, любознательность, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, однако, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

В процессе взросления у ребенка изменяется характер деятельности, а это влияет на развитие психических познавательных процессах. Всякая деятельность, в том, числе и мышление, порождается мотивами. Мотивы – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она осуществляется. Е.Д. Хлестова отмечает, что именно кардинальные изменения в мотивационной сфере человека происходят в подростковом периоде[11]. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположительностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Такие увлечения, как отмечает В.М. Целуйко, связаны с глубоким интересом к любимому делу (рисованию, музыке, радиотехнике, отечественной истории и так далее) [38, С. 374].


Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако такие интересы неустойчивы: месяц позанимавшись пением, подросток может переключиться на занятие спортом.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, семья не переехала в другой район, города, или же родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое ему не разрешают родители, некоторые вещи он не делает сам, а родителей все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять-таки, по своему разумению – поездка на море, карманные деньги, новая вещь покупка желаемого предмета). До реальной взрослости далеко – и психологически, и физически, и социально, но так хочется. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: тусовки у подъезда, курение сигарет, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений – это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. Потренироваться этому можно, естественно, в своей семье. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, забота о семье, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь незначительная часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в настоящее время является социальная инфантильность.


С.Н. Панцырь в ходе проведенного исследования подтвердил предположение о том, что у подростков с девиантным поведением преобладают негативные формы самоотношения, сопровождаемые ярко выраженным внешним фокусом контроля, низким уровнем развития рефлексии и недостаточной сформированностью самоопределения[12]. Подросткам с девиантным поведением свойственно в меньшей степени задумываться над происходящим, над причинами своих действий, над их последствиями. Они редко склонны планировать собственную деятельность, импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У данной категории испытуемых наблюдаются ригидность Я-концепции, привязанность к неадекватному Я-образу, отмечается несформированность самоидентичности. В связи с этим, как отмечает С.Н. Панцырь, при целенаправленном взаимодействии с подростками, имеющими девиантные формы поведения, специалисты должны способствовать формированию у этих подростков адекватного самоотношения за счет развития навыков рефлексии, направленности не только внешнего, но и внутреннего локуса контроля, а также расширения представлений о самом себе.

Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены несколькими группами причин (см. Таблица 1.4).

Таблица 1.4

Причины отклонения в поведении подростков

Наименование причины отклонения

Содержание причины отклонения в поведении подростка.

Социально-педагогическая запущенность.

когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных навыков, умений или в силу испорченности неправильным воспитанием.

Глубокий психический дискомфорт.

вызван неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.

Физиологические и психоневрологические свойства.

отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими.

Отсутствие условий для самовыражения.

разумное проявление внешней и внутренней активности; незанятость полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов

Безнадзорность.

отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.


Особую роль среди указанных причин играет социально-педагогическая безнадзорность подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих и, прежде всего, родителей. В итоге зарождаются чувства одиночества, незащищенности, своей ненужности, заброшенности. Возникают чувства протеста, неприязни по отношению к взрослым, отчуждения, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, стремление к объединению, интересов и склонностей, общности судьбы.

Внешний вид подростка – еще один источник конфликта. Меняется внешний облик, походка, манеры. Еще совсем недавно девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений [14, C. 129]. В свою очередь свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него появляются новые выражения.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.

Внутренне происходит следующее. У подростка появляется собственная позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все окружающие его (родители, учителя) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» – еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое – это появление пристрастия к музыке определенного типа [34].

Коммуникация в этом возрасте является ведущей деятельностью. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, опыт общения, у него формируются навыки коммуникаций.


Т.П. Авдулова и О.А. Гордеева отмечают, что картина кризисных явлений подростка подтверждается значимым ростом отрицательных самоописаний непосредственно и с позиции окружающих[13]. У подростков к седьмому классу растет критичность и сомнения в принятии себя окружающими, переживание возможных негативных образов я в глазах других. Значимое увеличение отрицательных самоописаний можно оценить, как один из показателей общего негативизма подростков и отрицания «детского» образа я, характерного для кризиса. Построение целостной идентичности включает момент отрицания предшествующих представлений о себе и формирование осознанных, рефлексивных представлений.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Причем сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы полностью доверять как самому себе, который будет верен и предан, несмотря ни на что. В друге ищут понимания, сходства, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. С точки зрения доверительных отношений друг, практически, является аналогом психотерапевта. Подростки дружат чаще всего со сверстниками, того же социального статуса, аналогичных способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа – это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими[14]. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.