Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.6 – Интерпретация шкал «Оценка отца сыном»

Среди 22,7% отмечен позитивный интерес в отношениях с сыном, который рассматривается как стремление к нераздельной власти в общении с ним, отсутствие грубой силы. У 19,3% подростков выявлено враждебное отношение к отцу, то есть такие отцы соглашаются с общепринятым мнением, стремятся быть «хорошим» отцом, удовлетворить требования других и поддерживать положительные отношения.

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам выявлена в 13,7%, то есть в данных случаях чаще всего поведение отцов у таких мальчиков непредсказуемо, они не могут предвидеть, как отреагирует отец в той или иной ситуации.

У 12,7% мальчиков-подростков отец проявляет отношение в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

На рисунке 2.7 сведены результаты оценок отцов и матерей сынов.

Рисунок 2.7 – Сравнение оценок матерей и отцов глазами мальчиков-подростков

Как видно из рисунка 2.7, оценки подростками матерей и отцов существенно отличаются. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов – это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.


Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка. Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов – доверчивость и конформизм. Рассмотрим оценки результатов тестирования «Оценка матери дочерью» (см. Рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 – Интерпретация шкал «Оценка матери дочерью»

Большинство девочек-подростков (32,5%) отмечают жесткий контроль, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Среди 29,3% выявлена автономность матери к девочке-подростку, что матери оценены как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

У 17,1% выделено положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, такие дети постоянно требуют внимания, заботы, помощи.

Наименьшее количество дочерей (7,9%) испытывают враждебное чувство по отношению к матерям.

Резкая смена стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого – к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению, выделено среди 13,2% девочек-подростков.

При оценке дочерьми-подростками своих отцов особенно преобладает позитивный интерес отца (см. Рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 – Интерпретация шкал «Оценка отца дочерью»

Среди 25,8% девочек-подростков директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.


Непредсказуемость отца выявлена в 15,6%, то есть в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции. Около 12,8% девочек-подростков описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Неблагоприятное отцовское отношение к дочери выявлено в 6,7%. В данных случаях отцы проявляют сверхтребовательность, жесткую эмоциональную зависимость.

Итак, в ходе исследования были выявлены характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками. Положительное принятие у матерей, в отличие от отцов, в первую очередь отличается доверием и подчиняемостью. Однако среди отцов преобладает отсутствие жесткости, уверенность в себе, что исключает воспитание посредством силового давления.

При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие наблюдается лишь в отдельных таких тенденциях, как недоверием и подчиненностью у матерей и самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что отклоняющееся поведение подростков может быть следствием неблагоприятных отношений в семье между родителями и детьми. Для устранения или минимизации нарушений подростков с отклоняющимся поведением, нежелательных форм поведения с целью сохранения стабильности и порядка в обществе, приведения поведения в соответствие с социальными нормами необходимо создание психолого-психологических условий реабилитации, разработку специальной программы по социальному сопровождению таких подростков и их семей.

2.3 Социально-психологическая работа по реабилитации подростков с девиантным поведением

Для создания эффективных социально-психологических условий реабилитации подростков с девиантным поведением целесообразно проведение педагогической коррекционной работы, целью которой является создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях подростков с девиантным поведением, формирование положительных установок в сознании родителей. Психокоррекционный процесс в данном случае строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей отклонениями в поведении.


Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

Содержание педагогической коррекционной работы осуществляется с применением индивидуальной и групповой формами работы. Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) с подростком и его родителями или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий психолога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе психолог проводит диагностическое исследование психологических особенностей данного лица с помощью специальных методик.

На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны психолога на каждого родителя, посещающего занятия, но и внутри группы при взаимодействии участников. Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям (см. Таблица 2.1).

Таблица 2.1

Направления работы в групповых коррекционных занятиях

Номер направления

Содержание работы

Первое направление

гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком

Второе направление

гармонизация внутрисемейных отношений

Третье направление

оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в поведении и учебе.

Главнейшим показателем неблагополучной семьи являются дефекты воспитания. Ни бытовые, ни материальные, ни престижные показатели не характеризуют так степень благополучия или неблагополучия семьи, как отношение к ребенку.

Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.


Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

Социальному педагогу при работе с подростками с девиантным поведением важно помнить следующие правила:

1. Четко и ясно определите для себя, чего желает социальный педагог от семьи, узнать, что думает семья по этому поводу, постараться убедить ее в том, что социально-психологические цели – это, прежде всего, их цели;

2. Никогда не следует предпринимать воспитательных воздействий в плохом настроении;

3. Нет необходимости давать окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не стоит поучать родителей, а нужно подсказывать возможные пути преодоления трудностей, разбирать правильные и ложные решения, ведущие к поставленной цели;

4. Не стоит брать все на себя, нужно предоставить семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг;

5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи;

6. Семье нужно дать понять, что социальный педагог верит в нее, сочувствует ей, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей;

7. Если есть ошибки, неверные действия, следует указать на них. Нужно дать оценку и сделать перерыв, чтобы семья осознала услышанное.

Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.

Педагог останавливает прерывания, которые разрезают коммуникацию между членами семьи. Указывает на необходимость ждать, пока другой член семьи закончит свои мысли и получит на них ответ. Он фокусируется на диалоге вокруг одной темы и помогает довести ее до некоторого уровня законченности. Социальный педагог побуждает к вербальной коммуникации тех, кто привык выражать свою коммуникацию через разрушительную активность. Из содержания послания социальный педагог выделяет то, что полезно для говорящего и слушающего и делает акцент на этом. Допустим, из монолога матери, касающегося плохой учебы ребенка, педагог для ребенка делает акцент на заботе матери о нем, а для матери подчеркивает ее интерес к учебным делам сына. В данном случае участникам предоставляется возможность расширить понимание реальности и искать более эффективные приспособления для овладения трудными ситуациями.