Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст является периодом становления характера, именно в это время формируется большинство характерных черт личности подростка, привычки, происходит осознание действительности, жизненных ситуаций, оценка ценностей и становления на путь дальнейшего личностного развития. Семья в свою очередь выступает основным источником всех правильных поступков на жизненном пути подростка и, очевидно, что искоренение ошибок в воспитании является возможным.

В данной курсовой работе было проведено исследование личностных особенностей подростков с девиантным поведением, состоящих на спецучете, посредством методики «Кто Я?», теста «Q-сортировка», опросника самоотношения, опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним». Изучая личностные особенности подростков с девиантным поведением, было установлено, что неблагоприятные семейные отношения, в которых растет и воспитываются подростки, препятствуют нормальному общению и установлению контакта с окружающими, тормозят развитие личности подростка, и вследствие чего выступают причиной социальной дезадаптации. Очевидно, что в основании любых нарушений социальных отношений лежат семейные проблемы, негативное отношение матери к ребенку, воспитание в семье, деформирующее личность подростка, проявление нелюбви к ребенку, постоянное агрессивное поведение родителей, унижение, оскорбления ребенка со стороны родителей и так далее.

Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца, не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения. В связи с этим в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста.

Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие – отклоняющее поведение ребенка. Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями.

Коррекционная работа была направлена на оздоровление среды и семейно-бытовой обстановки: систематический контроль и коррекцию поведения со стороны родителей, педагогов и социальных работников; семейную психотерапию; формирование интересов и трудовых установок. Коррекция неблагоприятных личностных особенностей – это коррекция судьбы, развития жизненной ситуации в будущем. Как представляется, в психотерапевтической коррекции нуждаются практически все дети и подростки. Однако особенно она необходима для предупреждения отклоняющегося поведения с низкой адаптивностью, с проявлениями школьной дезадаптации, а также при других нарушениях поведения.


Проведенные социально-педагогические коррекционные мероприятия среди подростков с девиантным поведением, состоящими на спецучете, и их родителями позволили изменить поведение этих подростков в лучшую сторону, приблизить исследованные психологические явления с показателя, характерными для подростков, не состоящих на спецучете, изменить формы реагирования и регулирования своего психоэмоционального состояния, установить контакт с родителями.

Таким образом, проведение предложенных мероприятий среди подростков с девиантным поведением и их родителями оказало положительное влияние по формированию социальной зрелости таких подростков, позволило изменить поведение подростков в лучшую сторону, установить контакт с родителями. Вполне очевидно, что проблема социально-педагогических условий реабилитации подростков с отклоняющимся поведением обладает актуальностью, ее изучение имеет высокое значение, как для теоретических разработок, так и для решения практических задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапов, Е. П. Семьеведение / Е. П. Агапов, О. А. Нор-Аревян. – М.: Дашков и К, 2010. – 400 с.
  2. Алтунина, И. Р. Социальная психология: краткий курс / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов. – СПб. Питер, 2008. – 208 с.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебное пособие / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 363 с.
  4. Андреева, Т. В. Психология семьи: учебник / Т. В. Андреева. – СПб. Речь, 2010. – 384 с.
  5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. Питер, 2011. – 304 с.
  6. Брюно В. В. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / В.В. Брюно, М.Е. Позднякова, Т.В. Чекинева, Т.А. Хагуров. – М.: ВЛАДОС. 2012. – 652 с.
  7. Беличева С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 652 с.
  8. Дворянчиков, Н. В. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних с девиантным поведением: психологическая наука и образование. – М.: КноРус, 2011. – 155 с.
  9. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л. Н. Рыбакова, Т.В. Чекинева, А.П. Резник, С.Ю. Любин, Е.А. Войнова, Н.В. Мелешко, Н.Е. Хагурова. – М.: Институт социологии РАН, 2014. – 200 с.
  10. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб. Питер–Юг, 2012. – 352с.
  11. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 3 – С. 186–188.
  12. Загвязинский, В. И. Педагогика: учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М.: Академия, 2011. – 352 с.
  13. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 405 с.
  14. Кислицына, О. А. Детерминанты здоровья подростков: социальные аспекты здоровья населения. – М., 2011. - 107 с.
  15. Остапенко П.И. Положительные девиации как элемент развития современного российского общества // Науч. журн. КубГАУ. – 2013. – № 85. – С. 23–34.
  16. Панцырь, С. Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением: психологическая наука и образование. – М., 2012. – 157 с.
  17. Петрусевич, Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков: вестник Томского государственного педагогического университета. – М., 2011. – 237 с.
  18. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие / П. И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 512 с.
  19. Снимщикова Э.В. Социализация и позитивные девиации личности // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 114–116.
  20. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко-подростковой и молодежной среде // Актуальные вопросы теории и практики социальной работы: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2011. – 108 с.
  21. Фетискин Н.П. Определение склонности к отклоняющемуся поведению: учеб. пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 370 с.
  22. Чепракова, Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования: психологическая наука и образование. – М., 2011. – 154 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Кто Я?» (Кун и Мак-Портленд)

Методика «Кто Я?», разработана американскими психологами Кун и Мак-Портленд. Ее целью является выяснение сознательного представления о себе у опрашиваемых.

Качественный анализ полученных в ходе проведения методики самоопределений позволили выявить в «Образе Я» объективные, функциональные и эмоциональные составляющие. Под объективной составляющей «Образа Я» подразумеваются статусные и ролевые самохарактеристики, к функциональной составляющей отнесены самоописания себя как субъекта какой-либо деятельности, эмоциональной составляющей являются самоопределения, связанные с эмоциональным отношением к себе, с самооценкой.

Инструкция: в течение 15 минут вы должны ответить на вопрос: «КТО Я?», использовав для этой цели 20 предложений. Не старайтесь выбрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если это вам в себе нравиться, «-», если не нравиться, «0», если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков.

При интерпретации рассматривается уровень самопрезентации:

1 Не более 8 ответов – не хочет предъявлять себя даже самому себе, просто не думает о себе. В повседневной жизни пользуется наиболее простыми и очевидными характеристиками;

2 От 9 до 17 ответов – средний, умеренный уровень самопрезентации. Трудно сказать, что – то определенное. Такой человек знает себя, но не очень хорошо и старается думать о себе не очень много;

3. От 18 до 22 – высокий уровень самопрезентации. Такой уровень свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, думает о себе и не стесняется себя;

4. Более 22 – ответы могут указывать на то, что такой человек либо прячется от себя, либо старается угадать, что надо сделать, стремится показать себя в наилучшем свете.

В ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше – свидетельство полноценного ощущения времени своей жизни.

Преобладание знаков:

«-» свидетельство об отвержении, неприятии себя;

«+» принятие себя, любовь к себе;

«0» безразличие к себе и своей жизни;

«?» не знает, как к себе относится.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест-опросник «Q-сортировка»

Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка». Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.


Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему. В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы зафиксируйте в регистрационном бланке.

Опросник

  1. Я критичен к товарищам.
  2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Я склонен следовать советам лидера.
  4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.
  5. Мне нравится дружественность в группе.
  6. Я склонен противоречить лидеру.
  7. Испытываю симпатию к одному-двум определенным товарищам.
  8. Избегаю встреч и собраний в группе.
  9. Мне нравится похвала лидера.
  10. Я независим в суждениях и манере поведения.
  11. Я готов стать на чью-либо сторону в споре.
  12. Я склонен руководить товарищами.
  13. Радуюсь общению с одним-двумя друзьями.
  14. При появлении враждебности со стороны членов группы я внешне спокоен.
  15. Я склонен поддерживать настроение всей группы.
  16. Не придаю значения личным качествам членов группы.
  17. Я склонен отвлекать группу от ее целей.
  18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре.
  21. Мне нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальным (деловым) отношением.
  26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу.
  27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе.
  28. Я привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Я склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремлюсь быть в центре внимания.
  31. Я хотел бы быть членом более узкой группы.
  32. Я склонен к компромиссам.
  33. Испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки моим ожиданиям.
  34. Болезненно отношусь к замечаниям друзей.
  35. Могу быть коварным и вкрадчивым.
  36. Я склонен принять на себя руководство в группе.
  37. Я откровенен в группе.
  38. У меня возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  39. Предпочитаю, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Я не склонен отвечать на проявления дружелюбия.
  41. Я склонен сердиться на товарищей.
  42. Я пытаюсь вести других против лидера.
  43. Легко нахожу знакомства за пределами группы.
  44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы.
  46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе.
  47. Когда раздражен, я насмешлив и ироничен.
  48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу.
  50. Пытаюсь не показывать свои истинные чувства.
  51. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях.
  52. Я инициативен в установлении контактов в общении.
  53. Избегаю критиковать товарищей.
  54. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  55. Мне нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  56. Люблю затевать споры.
  57. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе.
  58. Я склонен вмешиваться в контакты знакомых и нарушать их.
  59. Я склонен к перепалкам, задиристый.
  60. Я склонен выражать недовольство лидером.

Обработка:

Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по шести тенденциям.

  1. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54.
  2. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
  3. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52.
  4. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
  5. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59.
  6. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.

Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае если количество ответов «да» по одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, зависимость – независимость), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости либо могут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактической гибкости, т.е. стеничности.

С целью изучения «идеального Я» испытуемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному. Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования.

Таблица Б.1 - Регистрационный бланк теста-опросника «Q-сортировка»

номер
вопроса

да

нет

сомневаюсь

номер
вопроса

да

нет

сомневаюсь

1

31

2

32

3

33

4

34

5

35

6

36

7

37

8

38

9

39

10

40

11

41

12

42

13

43

14

44

15

45

16

46

17

47

18

48

19

49

20

50

21

51

22

52

23

53

24

54

25

55

26

56

27

57

28

58

29

59

30

60