Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка сырых данных

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов. К шкале позитивный интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; к шкале директивности – 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; к шкале враждебности – 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; к шкале автономности – 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; к шкале непоследовательности – 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50. Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т. е. 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 – то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица - Направления и формы работы с семьей подростка с отклоняющимся поведением

Направления работы

Формы работа с неблагополучной семьей

Диагностика семейного неблагополучия

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники, тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей

  • группы риска;
  • спортивные группы и тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.

Профилактика семейного неблагополучия

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Помощь общества неблагополучным семьям

  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия и помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

  1. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии. – М. : Форум, 2009. – C. 169.

  2. Панцырь, С. Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 98.

  3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб. : Питер, 2012. – С. 207.

  4. Палатова, С. А. Актуализация проектирования содержания социально-педагогической работы для обучающихся отклоняющегося поведения // Журнал научных публикаций. – 2007. – № 8. – С. 20.

  5. Алтунина, И. Р., Немов, Р. С. Социальная психология: краткий курс. – СПб. Питер, 2008. – С. 102.

  6. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – С. 459.

  7. Загвязинский, В. И., Селиванова, О. А. Социальная педагогика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – С. 137.

  8. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – С. 205.

  9. Челышева, И. В. Подросток и экранное насилие: проблемы семейного воспитания. – Таганрог: Изд-во Ступина А.Н., 2011. – С. 71.

  10. Палатова, С. А. Актуализация проектирования содержания социально-педагогической работы для обучающихся отклоняющегося поведения // Журнал научных публикаций. – 2007. – № 8. – С. 23.

  11. Хлестова, Е. Д. Развитие познавательной активности подростков в уловиях компетентностного обучения // Журнал научных публикаций. – 2008. – № 7. – С. 39.

  12. Панцырь, С. Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 99.

  13. Авдулова, Т. П., Гордеева, О. А. Кризисные явления в развитии подростков // Психологические исследования. – 2010 – № 5 (13). – С. 44.

  14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – С. 364.

  15. Кислицына, О. А. Детерминанты здоровья подростков // Социальные аспекты здоровья населения. – 2011. – № 8. – С. 70.

  16. Чепракова, Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 56.

  17. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – С. 172.

  18. Студенова, Е. Г., Фирсов, М. В., Наместникова, И. В. Философия социальной работы. – М.: КноРус, 2012. – С. 116.