Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной̆ деятельности младших школьников.(Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе(Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Большое количество времени педагоги ищут методы доступных путей обучения дошкольников. Перед ними стоят задачи найти такие методы и способы , которые бы позволяли качественно работать педагогам с детьми. Уже испробовано многое. Какими бы методами не пользовались педагоги, но все это никак не помогло в достижении поставленных целей. Практические задания научной дидактики является направления учителям наиболее рациональные пути скорейшего получения знаний, мастерства, опытности, наработанные предшествующими поколениями преподавателей.

Среди трудностей современных преподавателей большую роль играют такие, которые связаны с поисками задач усиления сил и результата в сложное время кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

На первом месте у дошкольников задача – играть. Мы должны прислушиваться обучаемому и воспитывающемуся воздействию игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания обучения, когда она является воспитательным процессом.

Игра в работах преподавателя выражает влияние в категорию исполняющих ребенка, педагог с поддержкой категории проявляет воздействие на любого. Образуя жизнь ребят в игре, педагог воспитывает и игровые отношения, и жизненные, закрепляя тем самым полезные навыки в нормы поступки учеников в различных условиях и за пределами игры - таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания.

Игра - средство первоначального обучения, усвоения «науки до науки». В игре обучаемые отображают окружающую среду и познают те или иные доступные их пониманию и восприятию случаи, события. Применяя игру как способ знакомства с окружающим миром, воспитатель может обратить внимание детей на явления, важные для расширения круга мысли. Кроме того он питает заинтересованность ребят, воспитывает любознательность, нужду и понимание необходимости усвоения задачи для обогащения темы игры, а в процессе игры воспитывает умение пользоваться знаниями в различных ситуациях. Педагог принимает роль руководителя игры, тем самым воспитывает активное старание делать что-то, пробовать, искать, проявлять старание, и находить, обогащает духовный мир ребят. Все это содействует умственному и общему развитию. Эту задачу и преследуют дидактические игры.

Дидактическая игра, являясь феноменом культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и ситуаций. Уже давно цивилизации игра стала контрольным проявлением всех важнейших черт личности.


Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.

1.1. Роль игры в воспитании личности

Рассматривая дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность ясно, то что базируется в осознанности данного движения. Самостоятельное игровое занятие вступает в действие лишь в том случае, в случае если дошкольники выражают интерес к игре, её законам и поступкам. Как долго может увлекать ребенка игра, правила и содержание которой хорошо ему известны? Вот вопрос, который необходимо выяснить почти непосредственно в процессе работы.

Огромную значимость захватывают вид развлечения в существования дошкольников. Подтверждение данному имеют все шансы быть общенародные вид развлечения, принципы каковых абсолютно всем знакомы:: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др.

В любой такого рода игре выявляется заинтересованность к игровым поступкам. К примеру, в игре «Окраски» необходимо выделить приглянувшийся окраска. Дошкольники больше в целом применяют обычные тона, какие попадаются в сказках: желтый, серебристый. Дошкольник подбирает окраска и подойдет к водящему и в ухо говорит в полголоса ему название цвета. Ребенок выбирает цвет и подходит к водящему и на ухо говорит шепотом ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, если такого цвета нет среди игроков. Очень много здесь интересных игровых моментов! Поэтому-то детям в таком возрасте и доставляет удовольствие играть в такие игры. Проблемой процесса воспитания является самостоятельная игра,чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего воспитания организовывать их, быть не только игроком и зрителями, но и справедливыми судьями.

Двигаясь дальше в процессе воспитания необходимо затруднять игры, дополняя их все большим количеством правил, содержащих не только техническое направление, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия честности, а в комплексе не дали угаснуть детскому интересу к игре.

Очень важный момент заключается еще в том, что окружающий (будь то преподаватель или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его ведение игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен. В его окружении, помимо становления самостоятельности, оживление, устанавливается доверие между дошкольниками и преподавателем, взаимопонимание, которое основано на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры. В этом и заключается педагогическая помощь, в разрешении проблем процесса воспитания.


Дидактические игры являются одним из способов всестороннего воспитания личности.

1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

В различие от других занятий игра включает в себя задачу; сторонних и отсоединенных вопросов в игре дошкольник никак не может устанавливать и принимать решение. Игра зачастую и обусловливается равно как деятельность, исполняющая для наиболее себе, сторонних полнее и вопросов никак не притесняет. Необходимо никак не выпускать из виду, то что согласно грани формирования игр в определенном степени выражается цель. Воздействия детей считаются целесообразным: приступая к постройке “туннеля” в “горах” либо к излечению “больного” учащийся понимает, то что и равно как некто станет выполнять и тот или иной желает приобрести итог. К примеру, применяя все это игра, спорт, дети устанавливают проблему - одержать победу. Однако равно как в двух вариантах цель никак не вылезает из-за границы, это вид развлечения, заключен в ней наиболее и практически никаких сторонних вопросов в ней никак не устанавливается и никак не принимается решение.

Однако в случае если с целью дошкольников цель – самостоятельно забава, в таком случае с целью преподавателя, концентрирующему забаву, имеется и иная цель - формирование детей, исследование выделиться конкретных познаний, формирование умений, формирование этих либо других свойств персоны. Имеются и разногласие вид развлечения равно как ресурсы преподавания: с одной края - недостаток миссии в забаве, а с иной – забава равно как способ направленного развития персоны. Однако если для дошкольников задача – сама игра, то для педагога, организующему игру, есть и другая задача - развитие ребят, изучение ими определенных знаний, развитие умений, выработка тех или иных качеств личности. Существуют и конфликт игры как средства обучения: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой – игра как средство целенаправленного формирования личности.

Больше всего это отражается в дидактических играх. Воспитательная важность игры состоит в характере решения этого конфликта: если успех дидактической задачи будет отражен в игре как занятие, заключающее задачу в самой себе, то воспитательная ее важность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача отражается в действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная важность игры будет минимальной.


Игра для дошкольников необходима в воспитательных целях: побороть печаль, уйти от шаблонного поведения..

Все игры, используемые в дидактических целях, делятся на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.

В первом случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дошкольники должны разделиться на команды для соревнования в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они принимают участие в обычных учебных работах - считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, однако выполняют эти действия в игре.

Во втором варианте дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, являющаяся как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию, имеющую сказочный сюжет, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: выборочные знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети, выполняя роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.

Видно, что второй вариант дидактическая “нагрузка” значительно меньшая, чем в первом. Но это находит объяснение в том, что на первый план выдвигается не изучение дидактического материала, а воспитательные задачи, применение знаний в различных ситуациях или знакомство с новыми знаниями. Данные игры применяют чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может выполняться с использованием игровых моментов. Так, педагог может обратиться к ребятам от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.

Педагоги при подаче нового материала включают творческие элементы. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур заинтересовывать составление ребятами изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Применение творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний ребят, а главное - развития умения самостоятельного их достижения и использования в новых ситуациях. Например, на уроках русского языка для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. Во время занятия родного языка в начальной школе нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, которые мало связаны по смыслу; выражение мысли другими словами; выдумывание заглавий к тексту; перечень синонимов, омонимов, слово исключений и др.


В нынешних условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, которые моделируют отношения реального мира. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.

Ю.З. Гильбух выделяет уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, которая заинтриговывает неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор делит их на учебно-ролевые и соревновательные. Для учебно-ролевых: характерно максимальное включение мысли. Они бывают нескольких видов:

с принятием учащимися определенных ролевых функций - масок;

при помощи сказочного сюжета;

с фантазированием;

деловые игры - основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993..

Для использования всех игр в обучении существует общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

Ориентация: педагог определяется с темой, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.

Подготовка к проведению: знакомство со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

Проведение игры: преподаватель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, закрепляет результаты.

Обсуждение игры: предоставляется характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются как положительные, так и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути улучшения игры, в том числе изменения ее правил.

В последние десятилетия медленно, но достаточно упорно в школьные уроки начали вводиться компьютерные игры.

Однако даже к компьютерным играм если и не вводить их в мир современных технологий, то хотя бы показывает отношение человека с техникой в обществе будущего.

Конечно, всякая игра, в том числе и та, которая используется на уроке с целью контроля и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, организующиеся с учениками во внеурочное время с целью изучения норм и правил поведения. Развитие конкретного отношения к нравственно - эстетическим ценностям, политике, труду и др. . Так, в начальных классах с ребятами разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, игры - практикумы по освоению “техники” жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.