Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной̆ деятельности младших школьников.(Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе(Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях художественного развития используют все чаще театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.

В последние годы в нашей стране получают увеличение терапевтические игры, т.е. игры, которые организуются с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и успокоения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий. Их полезное действие в дошкольном и школьном возрасте великолепно. Пользуются спросом они и в работе со взрослыми. Однако особенно часто их применяют в младшем школьном возрасте.

1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.

Любой способ, в том числе и наиболее свершенный, возможно применять двойственно: в пользу и в ущерб. И в том числе и добрые планы никак не обеспечивают полезности использования денег: необходимы ещё представление и опыт, применять надлежащим способом, для того чтобы его применение давало абсолютную выгоду. Четко таким образом ведь использование вид развлечения в обучении потребует применение конкретных законов. Сформированы они до такой степени согласно системе и наглядно, то что и в наше период предполагают никак не столь общеисторический, какое количество практичной заинтересованностью. Игры должны быть созданы для того, чтобы игроки привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.

Игра должна заботиться и о здоровье тела и о бодрости духа.

Игра не должна нести опасность для жизни, здоровья, приличия.

Игры должны служить серьезным началом

Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.

Игры должны проходить под наблюдением преподавателя.

При жестком следовании данных обстоятельств забава считается значительным процессом, т.е. формированием самочувствия, либо покоем с целью интеллекта, либо подготовкой с целью актуальный работы, либо абсолютно всем данным в то же время.

Изучение нынешней преподавательской литературы о игре дозволяет сосредоточить интерес в последующие условия, какие педагог, непременно обязаны осуществлять в интерес присутствие компании младенческих игр в упражнениях и в внешкольное период. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993. С. 325.

Свободное и добровольное включение ребят к игре не принуждая, а привлечение в нее.

Основные дидактические принципы

Принципы, которые составляют основу дидактической, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.


В.И Логинова относит к этим принципам:

-принцип развивающего обучения;

-принцип воспитывающего обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип системности и последовательности;

-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

-принцип индивидуального подхода к детям.

К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, которая исследует воспитание как принцип всестороннего развития личности ученика, добавляет принцип прочности познаний, рассматриваемый как связь воспитания с повседневной жизнью и деятельностью ребят (игрой, трудом), т. е. как необходимость работами учеников в использовании полученных знаний на практике, а также учета отдельных и возрастных особенностей. Следовательно, ребята, которые овладевают знанием учебной деятельности в форме игры, изучают и основные способы выполнения учебных заданий. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002 - с. 134.

Представленные принципы являются основой для определения образовательного предмета, осваиваемым учеником. Впервые такую опытно-экспериментальную программу разработал известный отечественный методист Е.И. Тихеева.

В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы отражалась в работах А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Т.С. Комаровой.

Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, В.И Логиновой, З.И. Михайловой, в основу знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):

мир природы

мир людей

мир предметов

Сложным и менее исследованным считают вопрос о приобщении ученика к социальному миру. В связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

В процессе дидактической игры предполагается решение многих задач:

-обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения ребятами системных знаний;

-развитие мышления ученика в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;

-развитие общей культуры ученика, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.

В современных работах исследуются различные формы дидактических игр, которые связаны с данными позиционными моделями и, которые подразделяют соответственно на три типа:

Прямое знакомство учеников со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

Передача знаний от учеников - взрослым, когда ребята действуют самостоятельно, а взрослый проверяет их деятельность.

Равноправный поиск взрослыми и ребятами как лицо деятельности решения определенных проблем в ходе наблюдения, рассмотрении или проведении опытов.


Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе получает особое значение в духовном развитии ребят младшего школьного возраста и показывает результат естественного развития игровой деятельности ребят.

Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.

2.1. Цели применения дидактических игр.

Главной задачей, для достижения, которое широко используются в дидактических играх на практике, являются следующие:

- умственное развитие меньших подростков;

-формирование оптимальных обстоятельств с целью формирования любого учащегося равно как персоны, формирование его креативных умений;

-ознакомление учащихся к ценностям;

-персональный аспект к любому учащемуся и применение личных методов преподавания;

-повышение размера суждений, идей и данных, какими увлекается учащийся; они оформляют особенный навык учащегося;

-усиление ранее полученных прежде познаний;

-трансформация перемещения с неглубокого рисунки, т. е. знания только наиболее действия, к выявлению законов и закономерностей этого навыка;-объединение знаний в категории и системы;

-их соединение и обращение из разъединённых рядов в системно построенные «роды»;

-получение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

-превращение знаний в более дифференцированные и точные;

-переход ученика от слитных мало разделенных мнений и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

-эмоционально-психологическое развитие младших учеников, которому облегчает участие в дидактических играх. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199.

Исследуя дидактическую игру как феномен культуры, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. И она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Издавна образование является контрольным мерилом выражение всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.

Полученные учениками знания в результате дидактической игры работают основой важнейших умений и навыков, осваиваемые младшими учениками.

2.2. Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе.

Все ребята абсолютно разные. Они поражают нас оригинальностью поведения, интересов, способностей, склонностей. Совершенно одинаковых ребят на свете не существуют, даже близнецы отличаются друг от друга, а также отличаются друг от друга своим отношением и настроением к занятиям. Значит и подходы в воспитании должны быть различными не только с воспитательной точки зрения, но и психологической.


Например, вначале учебного дня мы погружаем ребят в “атмосферу Эгригора”, т.е. ученики держатся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на занятиях. Когда ребята ощущают положительную энергию друг друга – настроение и отношение к урокам у них повышается. Далее используем перед занятиями быстрое тестирование Лютера. Предлагаем на выбор ребятам восемь цветов – ребенок отбирает более подходящий к его настроению цвет. В зависимости от его выбора строится занятие индивидуально к каждому ученику и отводится определенная роль игры – или ведущая, или второстепенная (теневая).

Во всех классах младшие ученики эмоционально отзывчивые на постановку задачи путем использования рифмовок, стихов, кроссвордов, рисунков, ребусов, загадок, исправления “ошибок” преподавателя, нахождение лишних предметов. На своих уроках обучения грамоте мы заготавливаем такие рисунки, где ребята должны угадать, на что похожа буква, т.к. ассоциативно материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву; готовим ребусы, которые получают ребята в “волшебном” конверте. По следующим картинкам ребята выделяют звук, встречаемых во всех предложенных им словах. Что касается исправления “ошибок” преподавателям или сказочным героям, то на занятиях обучения грамоте или чтения, читаем отрывок текста, изменяя некоторые слова. ребята должны исправить их и учитывать смысл всего отрывка. Предлагаем литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд, полюбившийся ребятам. Тем же порядком на занятиях чтения используем книжки-малышки, вдохновляющий интерес к чтению. В них используем короткие стихотворения, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.

На уроках математики используем математическую мозаику, лото, “необыкновенное домино”, игру “Качели” для усвоения темы “Состав числа”.

Чтоб на качелях качаться,
Надо числом сравнятся.
Если слева сели пять, 
Сколько клоунов справа позвать;

занимательную мозаику, веселые считалки, “Цветочные счеты”, “Считаем на компьютере” и т.д.

На уроках окружающего мира проводим игры – путешествия, игры – экскурсии, помогающие углублению, закреплению учебного материала, разрешающие устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д. Очень любим занятия – викторины, на которых активно пользуемся загадками, кроссвордами из загадок, например, по теме “Полезные ископаемые”:


Росли на болоте растения…,
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

На занятиях русского языка используем круг, который разбит на сектора. Около каждого сектора прикреплен сказочный герой с конвертом в конверте очередное задание.

Например,

1) Отгадайте загадки (по теме).

2) Составьте со словарными словами предложения.

3) Ответьте на вопросы: что такое речь? Какая бывает речь? и т.д.

4) Познакомьтесь с правилом.

Или на доске прикреплено солнце с лучами, а на лучах задание.

Игры “Попугайчики”, “Эхо” развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:

“Соне в оконце светит солнце” и т.д.

Широко используем на своих уроках “электроигры”. Их можно использовать на всех занятиях: математика, письмо, русский язык, окружающий мир, трудовое обучение и т.д. Картинка нарисована на листе ватмана, кружки вырезаны. Таблицы и электроблок прикрепляем на доске, а в парных кружках записываем состав числа, который в сумме (разности, произведении, частном), дают число, записанное в букете у белочки, на яблоке у ёжика или в середине цветка.

Плодотворно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое ребят, которые сидят за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, противником. Для проведения урока нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания.

Для постановки учебного задания используем разные игровые персонажи, создающих саму игровую ситуацию. Это могут быть Буратино, Угадайка, Поросенок Хрюша и Степашка, Чип и Дейл, Веселые человечки и просто дикие и домашние звери, ведущие ребят на экскурсию в лес, парк, тайгу, и знакомящие со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются ребята с куклами, одевающиеся на руку. Ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на занятиях чтения и развития речи, а на занятиях ознакомления с окружающим миром – сценки нравственного характера.

Постоянный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, которые связанны с профессией, в которых ученик действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть отдельные и групповые игры. Например, “Я – учитель”, “Я – почтальон”, “Мы – путешественники”, “Мы – строители”.