Файл: Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы (Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый аспект готовности к школьному обучению немаловажен для дошкольника при поступлении в школу. Все аспекты будут необходимы ребенку для обучения в школе, ведь ему придется общаться со своими сверстниками и учителями, исполнять роль ученика во время всего процесса обучения, также длительное время находиться на занятиях, которые могут быть малоинтересными. Также ребенку понадобится концентрация внимания на уроках, умение мыслить и возможность запоминания [19, C.67].

Говоря о сущности и критериях готовности детей к школьному обучению, можно выделить их следующие ключевые компоненты:

1) физическая готовность. Она включает в себя: физическое развитие, состояние здоровья, развитие основных групп мышц;

2) социально-психологическая или личностная готовность. В нее входят: принятие позиции школьника, умение общаться с окружающими людьми как со взрослыми, так и со сверстниками, и мотивация желания пойти в школу [7, C.99];

3) эмоционально-волевая готовность, которая включает в себя: умение в течение всего урока сидеть за партой, слушать учителя, стремление преодолевать трудности, ставить перед собой цели и следовать требованиям педагога;

4) интеллектуальная готовность, к которой относятся: развитие мышления, познавательная активность, запас знаний и развитие психических процессов, таких как внимание, память и воображение.

Каждый из компонентов важен в воспитании ребенка и особенно в подготовке ребенка к школе. Чем подготовленнее будет ребенок, тем лучше он войдет в новый социум, коллектив, и тем лучше будет его дальнейшее обучение, а также успеваемость. Также нельзя делать акцент на каком-либо одном компоненте, так как они все взаимосвязаны между собой и упустив один, через время все остальные могут пойти на ухудшение. Поэтому важно акцентировать свое внимание на всех перечисленных выше компонентах готовности детей к школьному обучению [4, C.29].

Во время очередной реформы системы образования снова и снова как одна из самых актуальных возникает проблема педагогической готовности. Причиной этого явления не в последнюю очередь выступает и то, что, несмотря на все изменения в системе образования, не меняется главное - взаимоотношения ребенка и школы [11, C.97].

Что касается взаимоотношений школы и ребенка, то можно сказать, что перед учителями стоят такие же трудности. Система образования всегда меняется, появляются новые требования, программа преподавания тоже меняется и порой учителям просто не хватает времени присмотреться к своим ученикам и выявить кто слабее, а кто сильнее, чтобы предпринять какие-то действия и предоставить всевозможную помощь детям, которые не подготовлены к школе и школьному обучению. Поэтому учителя не могут останавливаться на долго для повторного объяснения темы, особенно если ребенок не понял со второго раза. Поэтому не всегда учителя виноваты в неуспеваемости школьников [20, C.19].


Таким образом, мы рассмотрели подготовку детей к школьному обучению и можем сказать, что подготовка детей к школьному обучению является сложным, многоструктурным процессом, в котором участие принимают все находящиеся рядом с ребенком люди. Это воспитатели детских садов и конечно же родители, именно они и должны вкладывать в ребенка больше всех, помогать и наставлять. Также мы коснулись и обсудили взаимоотношения школы и ребенка, где выявили, что перед учителями тоже стоят ряд трудностей и проблем. Поступление в школу является очень важным и ответственным моментом в жизни каждого ребенка и родителей, поэтому к этому шагу нужно готовиться заранее и обязательно вместе с ребенком всей семьей.

1.2 Современные проблемы преемственности ДОУ и школы

Преемственность детского сада и школы предусматривает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее реализации. Важность преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи с сильно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — это начальное звено единой системы народного образования.

Преемственность детского сада и школы включает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который соответствует требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже усвоены дошкольниками, активное применение их для дальнейшего всестороннего развития учеников.

Так, В.В. Давыдов вполне оправданно отмечает, что по традиции «принцип преемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметов для начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных и житейских понятий в программах и учебниках» [7, с. 16].

Дошкольное детство выступает в качестве определенной ступени, которая формирует фундаментальные качества личности, которая выступает основой успешного школьного обучения. Школа – следующая ступень, которая подхватывает достижения ребенка и развивает их в дальнейшем. Однако на практике педагоги школ очень часто оказывались недовольны, так как ожидания их связывались с наличием у первоклассника ряда умений и норм поведения в школе. Воспитатели, в свою очередь, зачастую отмечали, что в школе на первых порах содержание обучения просто дублирует то, чему они обучали ребят в подготовительной группе. При этом очень часто еще до школы как воспитатели, так и родители, пытаются максимально и как можно раньше обучать ребенка чтению, письму, арифметическим навыкам, забывая о том, какая деятельность выступает в качестве ведущей на конкретном возрастном этапе. Возникала путаница: в чем прерогатива школы, а где обязанности детских садов по воспитанию.


Л. С. Сладко утверждает, что сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому основана на ее многоаспектности. Преемственность — это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у ребят знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом уже более высоком уровне. Основным видом деятельности ребенка в школе выступает учебная деятельность, в то время как в дошкольном учреждении лидировала игровая. Основная задача, как воспитателя ДОУ, так и педагога начальной школы обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы, формы организации жизни ребят, иными словами игровая деятельность не должна сразу прекратиться в первом классе. Важно, чтобы игровая деятельность постепенно, закономерно уступала ведущее место учению [15, c. 13].

Ж.Р. Аленкина, А.А. Токарев выделяют следующие задачи преемственности между ДОУ и школы:

1. обеспечение связи между программами, формами и методами работы ДОУ и школы.

2. обеспечение связи в физическом, умственном, моральном, трудовом и эстетическом развитии.

3. обеспечение связи в развитии личности детей в целом.

4. формирование активно-положительного отношения к каждому ребенку со стороны педагогов и родителей.

5. реализация преемственности ДОУ и школы в развитии общеучебных умений и навыков.

6. реализация преемственности содержания образования и воспитания в ДОУ и 1 классе [2].

Достижение современного качества образования, по мнению Н.Ф. Борисовой, Г. С. Айрумян, А. Н. Колесниковой, невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. Они дополняют выделенные выше задачи следующими:

1. обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

2. стимулирование инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

3. развитие совокупности представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

4. стимулирование развития компетентности в области отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества

(с взрослыми и детьми разного возраста);

5. приобщение детей к ценностям здорового образа жизни [3, c. 98].

Реализации данных задач могут способствовать взаимопосещения педагогами ДОУ и школы, совместные беседы, круглые столы, совещания, совместные родительские собрания с педагогами из детского сада и школы; взаимный анализ и обсуждение программ, общие мероприятия, полные характеристики и другие. Это предполагает согласованность действий социальных институтов и семьи.


Принятие ФГОС дошкольного образования и начального образования сейчас регулирует взаимодействие между детским садом и школой, выступая важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры программ рассматриваются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования [45].

С. Н. Аллерборн, О. Ю. Чащина указывают, что принятие ФГОС помогает педагогическим работникам более правильно сейчас понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж неких знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу [4, с. 8].

Развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла. Так же в детских садах предусмотрены различные мероприятия, направленные на более глубокое знакомство детей и родителей со школьной жизнью.

Глава 2. Реализация преемственности в обучении дошкольников и учащихся начальной школы

2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы

Преемственность - это специфическая связь м/у разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующего этапа развития).


Преемственность системы образования заключается в установлении и взаимосвязи ее смежных звеньев с целью последовательного решения задач образования и воспитания [21, C.41].

Преемственность детских садов и школ в содержательном, двустороннем общении предполагается, с одной стороны: ориентация воспитательной работы ДОУ на требования, которые будут предъявляться к воспитанникам, с целью достижения необходимого уровня общего развития дошкольников, с другой: педагог зависит от уровня развития и усвоения, а дошкольники - от знаний, умений и опыта детей, и активно используют их в учебном процессе [2, C.64].

Преемственность - это создание условий для осуществления динамичной интеграции, а также перспектив развития системы образования и обучения в образовательном процессе школы и самого учебного заведения. Это происходит благодаря школьному образованию, проводимому с наименьшими эмоциональными трудностями для детей. Естественным подходом к детям является своевременное закрепление, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей с первого дня обучения в школе. Преемственность обеспечит осуществление непрерывного расширения развития личности ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте [6, C.93].

Цель непрерывного образования:

Воспитание нравственного человека. Защита и укрепление физического и психического здоровья детей. Защита и поддержка частного, как ребенка, физического и психического развития ребенка [22, C.39].

Основными задачи преемственности заключаются в следующем:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Формировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы [13, C.65].

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей ДОУ с участием руководителей учреждений [10, C.99];

3. проведение родительских собраний в старших группах учителей и воспитателей;