Файл: «Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Туризм на мировом рынке занимает лидирующие позиции. На сферу туризма приходится более 10% мирового валового национального продукта. Доля туризма в мировой торговле превышает 30%, что сопоставимо с продажей нефти. Туризм привлекателен для инвестиций (6% мировых инвестиций). Прибыльный вид бизнеса, обеспечивающий 10% рабочих мест и 12% мировых потребительских расходов.

Имеются большие резервы не только для иностранных туристов, но и соотечественников для их переориентации на внутренний туризм.

Препятствием для расширения иностранного и внутреннего туризма, как правило, является некачественная отечественная туристическая инфраструктура. Ухудшение геополитического положения России тормозит въездной туризм иностранных граждан, но стимулирует внутренний туризм соотечественников.

Объект исследования – направления развития туризма на региональном уровне.

Предмет исследования – направления развития туризма в Нижегородской области.

Цель работы – провести исследование планирования туризма в регионе

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Определить сущность проблемы развития туризма в регионах России;

- Рассмотреть место и роль проблемы развития туризма в жизни регионов России;

- Изучить опыт решения проблем развития туризма в различных регионах России;

- Рассмотреть программы развития туризма в Нижегородской области;

- Проанализировать развитие туристкой отрасли Нижегородского региона;

- Определить проблемы развития туризма в Нижегородской области;

- Рассмотреть совершенствование деятельности в сфере внутреннего туризма.

Прикладной характер работы позволяет использовать ее материалы в практической деятельности по совершенствованию деятельности Правительства Нижегородской области в сфере регионального туризма.

Теоретической базой стали работы Голяшева А., Ломовцевой А.В., Бабкиной А.В., Зорина И.В., Челноковой Е.А.и других исследователей.

При написании курсовой работы использовались такие методики исследования, как общенаучные (методы синтеза и анализа), так и частнонаучные методы (сравнительно-правовой метод).

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

При выполнении работы использованы материалы из учебников и научных статей, посвященных теме исследования.


1. ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

1.1. Сущность проблемы развития туризма в регионах России

Территория, у которой имеются различные туристические ресурсы называется туристическим регионом. Под туристическими ресурсами понимаются историко-архитектурные, природно-климатические и социально-культурные объекты.

Туристская деятельность присущая данному региону определяется как региональный туризм. Региональный туризм - это сложноорганизованная система, которая складывается из массы взаимосвязанных между собой элементов, которые выполняют функции удовлетворения туристских потребностей в границах определенной территории и являющихся необходимыми условиями его развития .

Основополагающим документом, в котором даны профессиональные понятия по туристической сфере и определена государственная политика является Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ [1]. В нем также регулируется отношения, возникающие при реализации прав граждан России на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

Туристическая индустрия развивается в тех областях, где существует наибольшее количество искусственных и природных особенностей, которые интересны приезжим [6, c. 279].

Географические и природные условия являются базой для развития регионального туризма [5, c. 89]. Первоначально туризм развивался в областях с благоприятным климатом и различными целебными источниками. Эти районы и в настоящее время стоят на первом месте в мировом туризме, хотя сейчас и стали набирать популярность такие виды туризма, как экологический, нуждающийся в девственной природе, авантюрный туризм, использующий в качестве ресурсов территории с экстремальными условиями [7, c. 100].

Современный туризм является массовым и комплексным явлением. Это одна из форм организации отдыха, замечательный способ знакомства с окружающим миром, сфера межрегионального и международного сотрудничества, область услуг и предпринимательства, часть государственной и региональной политики.

Особенность туризма как части региональной экономики заключается в особом характере взаимодействия туризма и региона [9, c. 102].

Регион для регионального туризма анализируется следующим образом:


1) как пространственно-определенная территория, т.е. является местом туристического интереса и существует инфраструктура для обслуживания туристов;

2) как социально-экономический комплекс, который обеспечивает стабильное развитие туризма в регионе посредством квалифицированных рабочих кадров, развитием и управлением туристической деятельностью [10, c. 77].

Туризм рассматривается с позиции развития регионального туризма:

- как целевой ресурс возрождения жизненных сил местного населения и приезжих туристов;

- как самостоятельный хозяйственный комплекс, позволяющий обеспечить занятость населения и сформировать дополнительные финансовые поступление в регион;

- как фактор сохранения окружающей среды и повышения конкурентоспособности региона.

Россия имеет большое количество регионов с большим потенциалом для развития туризма. Но отсутствие высокоэффективного управления в данной области является задерживающим фактором для его осуществления.

В любом регионе может быть осуществлено развитие туризма при присутствии следующих составляющих: рекреационных ресурсов, инфраструктуры, кадров, капитала, системы управления. Эффективная деятельность туристической системы в регионе невозможно без планирования, регулирования и координации действий структур, ответственных за его развитие. Это определяет необходимость разработки комплексного механизма стимулирования туристской деятельности на региональном уровне [14. c.77].

Понятие «региональный туризм» состоит из двух аспектов: социально-экономического и географического. Первая сторона показывает, насколько освоена территория, обусловившей ей место на мировом и отечественном туристских рынках, а также социально-экономические условия, которые могут сдерживать или стимулировать развитие туризма. Вторая сторона отображает пространственное распределение туристических ресурсов, объем туристических потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Если первая сторона показывает результат туристской деятельности в данной области, позволивший ему войти в тот или иной сегмент туристского рынка, то второй помогает понять потенциальные возможности развития туризма. Т.е. туристский регион получает оценку, как со стороны организаторов отдыха, так и со стороны местных или приезжих субъектов [7, c.2].

Для начала развития туризма в регионе, нужно, чтобы в нем было наличие туристских ресурсов и в первую очередь ресурсов рекреационных.


Все факторы по способу развития, оказывающие влияние на региональный туризм, можно поделить на две большие части: динамические и статические.

К динамическим факторам относятся политические, демографические, материально-технические и социально-экономические факторы, которые имеют разную оценку и меняют свое значение в пространстве и времени [12].

К статическим факторам относят общность природно-климатических факторов, они имеют постоянное значение и адаптируются коренным населением к потребностям туризма. Данные факторы региона состоят из красивой и богатой природы, климата, рельефа местности, подземных богатств (лечебные источники, пещеры и т.п.). Культурно-исторические факторы региона (памятники архитектуры, культуры, истории и т.п.) также можно отнести к статическим факторам.

1.2 Место и роль проблемы развития туризма в жизни регионов России

Региональный туристский продукт успешно продвигается в том случае, если грамотно построена региональная туристическая политика [10, c. 90]. Основные направления данной политики уже осуществляются в регионах Российской Федерации, и уже сформированы основные направления [7, c.56]. Региональная туристская политика реализуется уже почти на всей территории России. На уровне отдельных субъектов Федерации (краев, республик, областей и округов, городов федерального значения) происходит ее практическое воплощение. Главная цель региональной политики государства, сохранение единства и целостности России, через обеспечение равновесия между общегосударственными и региональными интересами. Этой цели подчиняются и цели региональной туристской политики. Основная задача общегосударственной региональной политики состоит в обеспечении высокого уровня жизни и выравнивании материального благополучия населения в каждом регионе. Как следствие этого необходимо разграничивать компетенции между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления при укреплении самостоятельности и повышении роли регионов [13, c.65].

Ключевые тенденции региональной политики в сфере туризма реализуются посредством формирования областных законодательных и иных нормативно-правовых документов, разработки и утверждения проектов развития регионального туризма, создания и помощи в развитии туристской инфраструктуры (гостиниц, туристско-информационных центров и т.п.).

Государственная политика в сфере регионального туризма ставит следующие цели:


- Анализ проблемы размещения туристских услуг выводит на глобальную государственную цель – решение проблемы взаимодействия регионов [16, c. 340].

Данная цель взаимосвязана с решением нескольких вопросов:

1) производители региона;

2) потребители, из своего региона;

3) вопрос о производстве и потреблении туристического продукта за границей региона;

- Целесообразное территориальное разделение труда внутри и между регионами и их экономическая кооперация [13, c.45].

- Изменение структуры регионального туристского комплекса, его социологизация, преодоление упаднического состояния, создание новой социальной инфраструктуры, регулирование экономических процессов, развитие транспортных систем и систем связи, поддержание экологической обстановки;

- Направление деятельности туристских предприятий на работу с населением региона;

- Реорганизация управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению.

Ключевые тенденции общегосударственной региональной политики перечислены ниже:

- Региональное финансирование. С помощью разработки региональных программ вывести регион на передовые позиции. Средства на проведение программ создаются за счет источников доходов бюджетов, соответствующих административно-территориальных единиц и налогов бюджетов.

- Создание средств субъектов хозяйствования [6, c. 123].

В современных условиях региональный туризм является средством смягчения социально-экономических проблем региона.

Исходя из этого, поддержку государства следует направлять на поддержку и развитие особенно важных для населения видов туризма, в частности таких как социальный и сельский туризм, не получивших пока еще должного развития. Предлагаемые программы и концепции развития туризма в регионах очень часто имеют мало разработанный механизм реализации, что зачастую ставит под сомнение их эффективность [11, c.9]. Научно – методическая сторона построения многосложного туристского комплекса не всегда объективно обоснована, а также не уделяется должного внимания вопросам совершенствования конкурентоспособности. Проблемы совершенствования туризма и формирование современного туристского комплекса могут быть разрешены, если будет осуществляться правительственная политика реформ [4, c. 123].

Таким образом, многие аспекты и направления региональной туристской политики влияют на повышение эффективности деятельности туристической сферы в регионах, но главной составляющей является качество региональных программ совершенствования туризма в регионах.