Файл: «Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность проблемы развития туризма в регионах России
1.2 Место и роль проблемы развития туризма в жизни регионов России
1.3 Опыт решения проблем развития туризма в различных регионах России
2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Программы развития туризма в Нижегородской области
2.2 Анализ развития туристкой отрасли Нижегородского региона
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
3.1 Проблемы развития туризма в Нижегородской области
3.2 Совершенствование деятельности в сфере внутреннего туризма
1.3 Опыт решения проблем развития туризма в различных регионах России
Россияне все больше обращают внимание на возможности отдыха в местах, расположенных как вблизи района проживания, так и в других регионах страны. В сравнении с прошлым сезоном стало существенно больше тех, кто намеревается посетить один из уголков России [6, c. 340]. Однако, существующие проблемы качества туристских услуг в России не позволяют удовлетворять в полной мере потребности туристов, что в некоторой степени сдерживает рост и развитие индустрии отдыха. Многие туристы, несмотря на нестабильную экономическую и геополитическую обстановку в мире предпочитают отдых за рубежом, что говорит о несоответствии отечественных туристских услуг требованиям россиян. Основная проблема российского туризма – невысокое качество предоставляемых услуг по неоправданно высоким ценам/
Особенно остро стоит проблема развития внутреннего туризма в регионах России, которые не являются курортами и не входят туристические кластеры [7, c. 55]. Основной причиной такого положения дел является то, что организации, предлагая туристские услуги, ищут (ждут) потребителя, которому они «подойдут», а не разрабатывают услуги и не создают соответствующие условия на основании требований, ожиданий (пожеланий) потребителей, уходя тем самым от политики, ориентированной на спрос, предъявляемый потенциальными туристами.
Основные требования, которые выдвигают отдыхающие, включают:
- доступные цены на товары и услуги;
- климатические условия желаемого района отдыха;
- комфортные условия проживания.
В следующей тройке уже идут: экологическая чистота района отдыха, качественное питание и желаемое окружение людей во время отдыха.
Проблематика качества услуг сохраняется уже на протяжении достаточно долгого времени. Некоторые вопросы решаются на федеральном уровне с помощью правовых и экономических механизмов [4, c. 143]. В частности в настоящее время принимаются новые стандарты в сфере туризма, призванные повысить качество до конкурентоспособного состояния. Но действующие национальные стандарты регулируют, в основном, лишь вопросы, касающиеся классификации и измерений. Международные и межгосударственные стандарты серии 9000 содержат более широкие требования и рекомендации по обеспечению качества, применимые и в сфере туризма. Современный подход по менеджменту качества туристских услуг предполагает постоянную ориентацию на требования потребителей, а также мониторинг и оценку степени их удовлетворенности [8, c.32]. Но практика российского туризма в основном строится на отзывах потребителей, научно и экономически обоснованный подход к взаимодействию с потребителями в большинстве случаев отсутствует.
Таким образом, в настоящее время внутренний российский туризм испытывает многие проблемы, большая часть которых напрямую связана с качеством туристских услуг. Поэтому их решение должно быть комплексным с применением подхода на основе менеджмента качества [9, c. 109]. Ключевым для предприятий туриндустрии сегодня должен стать принцип ориентации на современного российского потребителя, который заинтересован в безопасном, комфортном и доступном отдыхе. Применение инструментов маркетинга и разработка востребованных туров позволит отдельным предприятиям укрепиться на внутреннем туристском рынке, повысить эффективность своей деятельности и доверие среди туристов, что создаст дополнительные возможности развития экономики регионов и России в целом [10, c. 56].
Механизм стимулирования развития туризма в регионах необходимо реализовывать через совокупность целенаправленных мероприятий, включающих следующие основные действия:
- обеспечение наличия конкурентоспособной программы развития туризма;
- выявление проблем эффективного использования туристско- рекреационного потенциала;
- стимулирование притока инвестиций в отрасль;
- продвижение региона на рынке;
- обеспечение управления реализации региональных программ по развитию туризма в регионе [14, c. 76].
Таким образом, сущность проблемы развития регионального туризма заключается в том, что он представляет собой сложноорганизованную систему, которая складывается из массы взаимосвязанных между собой элементов, выполняющий функции удовлетворения туристских потребностей в границах определенной территории и являющихся необходимыми условиями его развития.
2. АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Программы развития туризма в Нижегородской области
Туристический потенциал Нижегородского региона является неотъемлемой частью его инвестиционного потенциала. Нижний Новгород входит в состав туристической зоны «Центр России» (Верхневолжский район), является густонаселенной частью страны с максимальными рекреационными потребностями местного населения, сочетающимися с достаточными и разнообразными рекреационными ресурсами для их удовлетворения. В десятку городов России, привлекательных с точки зрения въездного туризма, оказался также Нижний Новгород [9, c. 125].
Нижегородский регион, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов РФ, в которых туризм может стать одной из бюджетообразующих отраслей. Это связано с тем, что Нижегородский край перспективен для самых разных видов путешествий: в том числе и культурно-познавательных [14, c. 99]. В отношении туризма Нижегородский регион имеет важное конкурентное преимущество по сравнению с другими регионами европейской части России. Регион обладает уникальным сочетанием природных богатств и традиций, связанных с развитием традиционных промыслов и ремѐсел. Это не только Хохломская и Городецкая роспись, но и великолепные по красоте природные территории, включая озеро Светлояр, Ичалковские пещеры, реки Волга, Ветлуга, Керженец. Это сочетание является тем базисом, на основе которого и должен развиваться региональный туризм [8].
Огромное историко-культурное наследие Нижегородского региона, представленное более чем 3 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, 396 из которых являются памятниками федерального значения, древнейшие города-крепости: Н. Новгород (1221 г.), включенный ЮНЕСКО в список 100 городов мира, представляющих наибольшую историческую и культурную ценность, Городец (1152 г.), Арзамас (1552 г.) и др., уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия – Нижегородский кремль (XVI век), Макарьевский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век) и др., а также более 370 музеев, сотни выставочных залов, галерей и мастерских - все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма [3]. Нижегородский регион входит в десятку исторических территорий России и занимает ведущее место в сфере народных художественных промыслов.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 290 была принята Государственная программа «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2015-2020 гг.»[2].
Цели программы - Создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Нижегородской области, включая туризм и народных художественных промыслов (далее - НХП), повышение его роли в социально-экономическом развитии региона, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для развития Саровского инновационного территориального кластера в целях эффективного экономического развития Нижегородской области [12].
Основными задачами Программы стали:
- оптимизация системы государственной поддержки и обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одног из источников формирования областного и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения;
- формирование конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Нижегородской области;
- сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области как важной части инновационной культуры и создание условий, обеспечивающих динамичное развитие народных художественных промыслов как отрасли промышленного производства [12];
- информационное продвижение и поддержка инновационных и инвестиционных проектов участников Саровского инновационного территориального кластера (форумы, конференции, выставки, семинары, круглые столы и так далее) в Российской Федерации и за рубежом, а также их профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
Данная программа продолжение предыдущей программы, которая была принята в 2013г [2].
2.2 Анализ развития туристкой отрасли Нижегородского региона
Для определения положительных и отрицательных тенденций в развитии туристской отрасли Нижегородского региона представим результаты SWOT-анализа. Основные факторы SWOT-анализа приводятся в таблице 1.
Таблица 1 - SWOT-анализ туристского потенциала Нижегородской области [3]
Сильные стороны развития ВВТ |
Слабые стороны развития ВВТ |
- наличие достаточного количества традиционных ресурсов для развитии нескольких видов туризма: культурно познавательного и этнографического круизного, рекреационно-лечебного экологического, приключенческого религиозного, охоты, рыбалки других видов |
- высокая (неконкурентоспособная) цен турпродукта на российском и международном рынках; - низкое качество турпродукта, недостаток комфортабельных средств размещения; - отсутствие туристского имиджа Нижегородской области вследствие "закрытости" области до 1991 года |
- выгодное географическое расположение Нижегородской области на перекрестке важных транспортных магистралей; - близость столицы г. Москва (400 км); - наличие речного, железнодорожного вокзалов, международного аэропорта, трех автовокзалов |
- недостаток комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания постоянных внутренних и въездных туристских потоков; - отсутствие нижегородской авиакомпании для организации чартерных программ; - недостаток международных авиаперевозчиков на нижегородском рынке; - неудовлетворительное состояние дорог, недостаточный уровень развития придорожного сервиса |
- наличие инфраструктуры питания -около 1000 баров, ресторанов, кафе |
- высокая цена и недостаточный уровень сервиса на предприятиях общественного питания |
- относительно стабильная политическая и социально- экономическая ситуация в Нижегородской области |
- имидж закрытого города и неизвестность области; - недостаток рекламных акций и маркетинговых мероприятий по продвижению нижегородского турпродукта на международном рынке туруслуг |
- заинтересованность местного населения в предпринимательстве в сфере ВВТ |
- недостаточность стимулирующих условий для развития предпринимательства в сфере ВВТ; - низкий уровень квалификации кадров в сфере ВВТ на местном уровне |
Сильные стороны развития лечебно-рекреационного туризма |
Слабые стороны развития лечебно- рекреационного туризма |
- наличие курортных зон Горьковского водохранилища и Зеленого города - наличие природных ресурсов для развития санаторно-курортного комплекса (месторождения лечебных грязей, источники минеральных вод); - наличие современной лечебно- диагностической базы; - наличие новейшей медицинской аппаратуры, высокоэффективных программ лечения и профилактики |
- инвестирование в основной капитал и обновление оборудования увеличивает стоимость турпродукта, понижая его конкурентоспособность |
Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма |
Слабые стороны развития культурно- познавательного туризма |
- 3397 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) находящихся под государственно охраной, из них: 1945 памятников архитектуры, 26 памятников монументального искусства, 914 памятников археологии; - 2 памятника XVI века, 49 - XVII века, 185 - XVIII века; - наличие уникальных туристских ресурсов: объекта экотуризма - оз. Светлояр, объекта этнографического туризма - г. Городец; религиозного туризма - Свято-Троицкий Серафимо- Дивеевский монастырь и других объектов |
- большинство памятников архитектуры находятся в неудовлетворительном состоянии; - все археологические объекты недоступны для туристов; - отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, системы обеспечения безопасности; - недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров, в том числе знания языков |
Сильные стороны развития круизного туризма |
Слабые стороны развития круизного туризма |
- наличие крупных транспортных артерий - р. Волга и р. Ока и возможность создания большого спектра круизов; - наличие парка судов; - наличие операторов по круизному туризму; - достаточный ресурс историко- культурного наследия; - наличие парка малых судов, которые могут быть использованы на экскурсионных линиях; - наличие инвестиционного проекта по строительству круизных судов |
- обмеление рек, отсутствие либо ветхость причалов; - высокая степень изношенности судов (суда 1960-1980-х годов); - высокие затраты на реконструкцию, строительство, техническое переоборудование круизных судов, на повышение комфортабельности; - невозможность приема туристскими центрами (Балахна, Чкаловск, Павлово и другие населенные пункты) теплоходов из-за необорудованности причалов и обмеления русла; - недостаточное количество обустроенных зеленых стоянок; - недостаток собственных средств у субъектов предпринимательства для обеспечения кредита или гарантий на строительство или закупку новых судов |
Сильные стороны развития экологического и сельского туризма |
Слабые стороны развития экологического и сельского туризма |
- наличие уникальных природных ресурсов; - наличие традиционных ресурсов: 394 памятника природы, 17 заказников, 1 государственный природный биосферный заповедник "Керженский", 1 природный парк регионального значения "Воскресенское Поветлужье"; - возможность развития сельского туризма и системы частных гостиниц |
- полное отсутствие инфраструктуры, не оборудованы стоянки, тропы, смотровые площадки; - отсутствует система регулирования антропогенных нагрузок; - отсутствие у сельского населения первоначальных инвестиций |
Возможности |
Угрозы |
- развитие системы государственной поддержки развития ВВТ в виде льготного кредитования, поручительств, льготного налогообложения; - развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа; - включение в федеральные программы и проекты |
- социально-экономические последствия (рост безработицы, снижение доходов населения и другие), вызванные кризисными явлениями; - экономическая и политическая дестабилизация вследствие кризиса; - конкурентное и инвестиционное преимущества других субъектов Российской Федерации в сфере развития ВВТ; - возможные экологические катастрофы |
Приведенный SWOT-анализ позволяет сформулировать вывод: Нижегородский регион имеет в своем распоряжении обширный набор преимуществ: особенный природный, экологический, ресурсный, историко- культурный потенциал, который может быть использован для развития оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, делового, круизного, экологического видов туризма [12]. Наиболее перспективными могут быть как этнический, рыболовный, охотничий, сельский и другие социальный виды туризма. Данные виды сегментов туристского рынка требуют особых и всесторонних подходов, применяемых в организации развития туристского рынка, в контексте учѐта требований, выдвигаемых различными группами клиентов [3].
К сильным сторонам следует отнести возможности региона по развитию перспективных направлений туризма [15, c. 189]:
- круизный туризм, который сегодня приносит самые большие доходы в бюджет области;
- лечебно-рекреационный туризм. Нижегородский регион располагает достаточными ресурсами для развития лечебно- рекреационного туризма. Наличие источников минеральной воды разных составов, лечебных грязей, 135 предприятий лечебно-рекреационной сферы, профессионального квалифицированного медперсонала, инфраструктуры размещения и крупных областных туроператоров позволяет успешно развивать этот вид туризма [13, c. 89].
- приключенческий туризм. Нижегородский регион, обладая рядом преимуществ и достаточными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экотуризма. Преимущества здесь заключаются в уникальном географическом положении региона, поскольку здесь на сравнительно небольшой территории находятся сразу несколько природных зон: южной тайги, хвойно-широколиственных лесов и лесостепей, обусловившим разнообразие ландшафтов и удивительное сочетание растительного и животного мира, а также в наличии уникальных природных ресурсов: Ичалковский бор, Борнуковская пещера, озеро Светлояр, озеро Вадское, Пустынские озера, Керженский заповедник, Килемарский журавлиный заказник и др [10, c. 276].
- есть возможность для занятия экстремальным туризмом - горнолыжные центры в Богородском, Лысковском, Кстовском районах и в самом Нижнем Новгороде.
- сельский туризм в Нижегородском регионе перспективен для многих территорий, расположенных рядом с уникальными памятниками природы [12].
- религиозный туризм, для развития которого есть три действующих монастыря в Н.Новгороде: Печерский, Благовещенский, Крестовоздвиженский и 9 действующих в области: Свято-Троицкий- Серафимо-Дивевский монастырь, где покоятся мощи преп. Серафима Саровского, Николаевский Георгиевский Абабковский монастырь; Никольский и Спасский монастыри в Арзамасе, а также Флорищева пустынь и ряд недействующих почти полуразрушенных монастырей.