Файл: Построение организационных структур (ТИПЫ СТРУКТУР И ИХ ХАРАТЕРИСТИКА.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различают типы структур в зависимости от характера связей:

  • линейная,
  • функциональная,
  • линейно-функциональная,
  • матричная,
  • дивизиональная,
  • матрично-штабная.

Линейная структура – форма взаимосвязи, для которой характерна вертикаль: высший руководитель – линейный руководитель – исполнитель. Элементы структуры выстраиваются в виде иерархической лестницы. Преимуществом является простота, конкретность поставленных задач и их исполнителей, возможность быстрой реакции на поставленные задачи и возникающие вопросы, личная ответственность руководителя за полученный результат. Основными недостатками являются высокие требования к квалификации руководителя и его загрузка. Такая структура эффективна только на небольших предприятиях с несложным технологическим процессом. Схематический вид данной структуры представлен на рисунке 1 .

Рисунок 1 – линейная структура управления предприятия

Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (или функциональные исполнители). Функциональная структура управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда2

Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.[11] 

Такая форма построения организационной структуры может быть использована на предприятии, где выполняются повторяющиеся рутинные задачи и не требуется оперативное принятие решений, то есть для массового и крупносерийного производства.

При таком построении работы на предприятии все исполнители находятся в двойном подчинении. Аппарат управления укомплектован специалистами высокого уровня, каждое подразделение аппарата управления специализируется на выполнении определенных функций, каждое подразделение отдает распоряжения нижестоящим уровням управления в рамках своих полномочий: все это и есть особенности функциональной структуры.

Как и любая другая структура управления, она не лишена своих преимуществ и недостатков.


Преимущества:

  • высокий уровень компетенции работников;
  • освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов.

Недостатки:

  • сложность в координации деятельности различных функциональных служб;
  • длительность процесса принятия решений;
  • несогласованность распоряжений различных служб;
  • невыполнение исполнителями поставленных перед ними задач из-за большого количества руководителей, считающих свою задачу приоритетной.

Наглядно данная структура представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 - функциональная структура управления предприятия

Следующим видом рассматриваемой структуры является линейно-функциональная структура. Данный тип структуры придуман для устранения недостатков и кооперации преимуществ линейной и функциональной структур. На практике получается, что линейные руководители призваны управлять организацией, опираясь на функциональные звенья, созданные для консультаций и помощи в разработке решений, программ и планов. Схематично данная структура управления представлена на рисунке 3.


Рисунок 3 – линейно-функциональная структура управления предприятия

Достоинства:

  • линейные руководители освобождаются от решения многих специальных вопросов;
  • возрастает обоснованность принимаемых решений.

Недостатки:

  • отсутствие тесных горизонтальных связей между подразделениями;
  • аккумулирование полномочий на верхнем уровне управления.[12]

Таким образом, руководители функциональных подразделений по финансам, маркетингу, персоналу НИОКР и прочим осуществляют влияние на производство только формально. Как правило, они самостоятельно не отдают распоряжений исполнителям, а лишь осуществляют техническую подготовку процессов и разрабатывают варианты решения вопросов.

Матричная структура представляет собой современный эффективный тип организационной структуры управления, построенный на принципе двойного подчинения исполнителей, с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. [13]

Выделяют следующие преимущества матричной структуры:


  • возможность быстрого технического совершенствования;
  • возможность интеграции различных видов деятельности компании в рамках одного проекта;
  • тесная взаимосвязь между руководителями и работниками в рамках конкретного проекта, а так же возможность активно взаимодействовать с функциональными подразделениями;
  • возможность делегирования полномочий от высшего звена к среднему с сохранением контроля на высшем уровне, равномерность нагрузки на руководителей всех уровней;
  • личная ответственность руководителя как за проект в целом, так и за отдельные его части;
  • возможность быстро реагировать на изменения внешней среды.

Недостатками данной структуры можно считать:

  • сложность структуры для понимания, громоздкость, высокая стоимость внедрения и эксплуатации;
  • конфликтность, так как роли участников структуры не закреплены должным образом;
  • дополнительные расходы на содержание большого числа руководителей;
  • частичное дублирование функций;
  • периодическая задержка решений из-за группового принятия;
  • неэффективна в период кризиса.

Схематически данная организационная структура представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - матричная структура управления предприятия

Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организации с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. [14]

Дивизиональная форма может рассматриваться как соединение организационных звеньев, обслуживающих определенный рынок и управляемых централизованно. Ее логика заключается в сочетании автономности подразделений с центрально контролируемым процессом распределения ресурсов и оценки результатов. Хотя дивизиональные фирмы могут легко внедряться в смежные отрасли, существует опасность их чрезмерного расширения. Так, многие подобные фирмы, расширявшие свою деятельность на новых рынках, не смогли в должной степени оценить ее результаты и принять инвестиционные решения. [15]

Схема дивизиональной структуры представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – дивизиональная структура управления предприятием


К достоинствам дивизиональной структуры относят:

  • быстрота реакции на изменения внешней среды связь с потребителем;
  • координация деятельности на высоком уровне, ввиду подчинения одному лицу;
  • конкурентные преимущества у подразделений, как у малых фирм.

Недостатками дивизиональной структуры являются:

  • рост вертикали управления;
  • высокая стоимость содержания управленческого аппарата из-за дублирования функций.

Матрично-штабная структура подразумевает создание подразделений, которые подчиняются линейному руководителю и не принимают решений, не руководят нижестоящими подразделениями. Главная задача штабов - помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций. К ним относят отделы координации и анализа, планирования, контроллинга, юридическую и социологическую службы.

Достоинства:

  • серьезная подготовка управленческих решений;
  • разгрузка линейных менеджеров;
  • возможность привлечения необходимых специалистов в необходимых областях из сторонних организаций.

Недостатки:

- отсутствие ответственности и участия озвучивающего решение в его реализации;

- высокие требования к высшему руководству;

- возможность чрезмерной централизации власти.

Визуальное представление данной структуры отражает рисунок 6.

Рисунок 6 – матрично-штабная структура управления предприятия

1.3. МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.

Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления  на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании системы управления.[16]

Сложность вопроса построения организационной структуры заключается в том, что нет возможности осуществить формальный выбор наилучшего варианта организационной структуры следуя четкому, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности.

Критерий оптимальности – это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.


Проектирование организационных структур управления осуществляется  на основе следующих основных взаимодополняющих методов: 

  • аналогий; 
  • экспертно-аналитического; 
  • структуризации целей;
  • организационного моделирования.

 Метод аналогий заключается в использовании организационных форм предприятий и механизмов управления, которые успешно используются на практике в организациях с аналогичными целями, задачами, типом производственных технологий, спецификой внешней среды и размером.

Экспертно-аналитический метод состоит в исследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфические особенности в работе системы управления на предприятии. Данный метод является наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими методами и имеет многообразие форм реализации.

Зачастую применяется такая форма экспертно-аналитического метода как «диагностический анализ». Основой данного метода является: построение организационной структуры исходя из целей организации, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления.  Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей. Для использования данного метода необходимо выполнить следующие этапы:

  - разработка системы («дерева») целей;

 - экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей;

- составление карт прав и ответственности за достижение целей.

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Они являются базой для проведения анализа и оценки различных вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных.

Типы организационных моделей:

  • математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения  в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков, например, модели многоступенчатой оптимизации, модели системной  динамики;
  • графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей;
  • натурные модели организационных структур и процессов, заключающихся  в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные и лабораторные эксперименты, управленческие игры;
  • математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур.