Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе представляется необходимым все сведения, которые получены негласным путем, проверять при помощи гласных приемов.[49]

Сведения, полученные негласным путем, должны быть подкреплены официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Таким образом, именно на основе сочетания гласных и негласных средств и методов достигается высокий уровень результативности ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

Подводя итог параграфу, в целом, справедливо отметить, для того, чтобы получить информацию, необходимую и достаточную для раскрытия тщательно продуманного преступления и выяснения всех его обстоятельств, целесообразно использовать разведывательно-поисковые методы, отличающие ОРД. Собственно поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.

При этом важно различать гласный характер ОРД от негласного. Если оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) проводятся открыто и их содержание и цели не являются тайной для окружающих, то речь идет о гласной деятельности. Если же ОРМ подразумевают режим строгой секретности и их содержание и цели не разглашаются ни противоположной стороне (тем, против кого направлены), ни субъектам, не участвующим в них, включая даже сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), речь идет о негласной ОРД.[50]

Справедливо отметить особую высокую эффективность негласной ОРД в случае раскрытия преступлений особой сложности и важности. Именно такой подход обеспечивает получение всех необходимых сведений, не допускающих потенциального противодействия от субъектов, совершивших преступление. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.


3.2 Принцип конспирации оперативно-розыскной деятельности

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определены принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации является важнейшим отраслевым принципом ОРД, в котором наиболее полной мере проявляется специфический разведывательный характер ОРД.

По сравнению с другими государствами в России, в соответствии с законодательством, конспирация является одним из принципов деятельности Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ.

К тому же следует отметить, что помимо всего прочего государственные правоохранительные органы в процессе ОРД (выполнение которой по определению подразумевает негласный характер), также используют принцип конспирации. Например, скрываются личности сотрудников кадрового состава, ведомственная принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки РФ; работники розыскных подразделений по принципам разведки внедряются в структуры преступной среды, и т.д.

При осуществлении антигосударственной деятельности, нелегальные группировки также используют конспирацию, действуют скрытно. Не однажды случалось, что перед необходимостью конспирации оказывались религиозные организации (например, христианство в первый период своего существования).

Конспирация (скрытность, маскировка)[51] – один из факторов ОРД, способствующих достижению успеха. Она дает возможность сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты осуществления ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайные способы совершения преступлений противопocтавляются государством тайным способам их раскрытия. Это может быть достигнуто посредством:

1) применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.);

2) применения некоторых приемов поведения (соответственно обстановке, без привлечения внимания окружающих);

3) использования специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

Впервые, термин «конспирация» был использован в Законе РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», затем эта правовая категория нашла отражение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и в иных нормативных правовых актах: Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; Федеральном законе от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»; Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» и др.


Достаточно часто этот термин используется и в ведомственном нормативном регламентировании правоохранительных органов.

Однако, несмотря на столь частое использование данного термина в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, в настоящее время ни в одном из них, не сформулирована его дефиниция, а он сам употребляется как общепризнанный и не требующий пояснения.

В большинстве толковых словарей русского языка конспирация (от лат. conpiratio — заговорщик) определяется в двух основных значениях: как методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов; тайная подпольная антиправительственная деятельность, как соблюдение тайны; соблюдение и строгое сохранение тайны; скрытность, соблюдение тайны.

В разное время к вопросам применения конспиративных методов, способов и средств в ОРД обращались С.Д. Соловьев, С.И. Бабушкин, С.Ф. Марков (50-е годы прошлого века), Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь и др. (60-е годы), В.Г. Бобров, М.П., Лапшин, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов, Ю.В. Солопанов и др. (70-80-ые годы). Значительный вклад в развитие теоретических основ в разработку этих проблем внесли В.Н Атмажитов, Б.Е. Богданов, К.К. Горяинов, Ю.С. Блинов, О.А. Вагин, А.И. Гуров, Н.С. Железняк, В.П. Илларионов, И.А. Климов, В.П. Кувалдин, В.Н. Омелин, О.П. Кириллов, Б.П. Михайлов, К.М. Тарсуков и др. Труды этих ученых составили теоретическую базу исследования.[52]

Вместе с тем, анализ литературных источников свидетельствует о недостаточной разработанности правовых и организационно-тактических основ реализации принципа конспирации в ОРД, особенно в современных условиях, когда возрастает криминальный потенциал противодействия организованной преступности, изощренность методов проникновения во властные структуры, уровень замаскированности и конспирации преступных действий. Нуждается в теоретическом осмыслении, анализе и методическом воплощении такие понятия, как правила конспирации в ОРД, методы, способы и средства обеспечения конспирации в агентурной работе и осуществлении ОРМ, защите сведений о субъектах ОРД и т.д.[53]

В ходе ОРД при необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, законом предоставлено право использования документов, зашифровывающих личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».


Порядок и правила конспирации предусмотрены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 5 указанного Закона ограничивает представление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Исходя из смысла ст. 9 и ч. 5, 7, 8, 9 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сказать, что введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Норма ст. 6 и ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность использовать помощь должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе. Согласно ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на уполномоченные органы возлагаются проведение ОРД и обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ.[54]

Принцип конспирации означает установление специального порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также непременных правил обращения с оперативно-служебными документами.[55]

Организация и тактика ОРД и способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах. Знакомиться с ними вправе только должностные лица, у которых есть допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в Положениях об МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.

Таким образом, специальные принципы оперативно-розыскной деятельности отличают ее от всех других видов деятельности и требуют более тщательного анализа, что объясняет выбор темы работы. В рамках исследуемой темы невозможно не отметить особую значимость принципа конспирации, позволяющего наиболее эффективно обеспечивать не только сохранение секретной информации от неограниченного круга лица, но и безопасность лиц, которые сотрудничают с органами, которые занимаются ОРД. Таким образом, применение данного принципа оказывает непосредственное влияние на результативность проводимых мероприятий в рамках исследуемой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов. Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности – это принципы, отличающие и выделяющие ее от всех других видов деятельности и для того, чтобы полноценно разобраться в данном вопросе требуется проведение более тщательного анализа. Как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения данная тема требует дальнейшего исследования ввиду несовершенного современного законодательства в исследуемой сфере, категориального аппарата и проблем, связанных с формированием эффективной системы мер конспирации.


Следует отметить, что относительно государственной и служебной тайны ее сохранение и соблюдение обеспечивается не только посредством конспирации, а также и с помощью режима секретности. По нашему мнению данные дефиниции являются видовыми составляющими родового понятия сохранения и соблюдения тайны. Именно поэтому важно отдельно обозначить характерные черты конспирации, как специфической деятельности, т.е. с присущими только ей особенностями.

В этой связи, целесообразно, прежде всего, последовательно изложить особенности, которые отличают действия субъекта обеспечения конспирации от режима секретности. На наш взгляд в данном вопросе необходимо внести особую ясность, которая позволит наиболее четко различать вышеназванные понятия.

Во-первых, отметим, что соблюдение режима секретности осуществляется посредством выполнения предписаний, которые зафиксированы в нормативных правовых актах различного уровня. Они устанавливают четкий и строгий порядок работы (разработки, получения, хранения, пользования) с документами ограниченного распространения, допуск к ним отдельной категории сотрудников и др. Отсюда следует, что именно организационно-правовой аспект деятельности соответствующих органов является главным характерным элементом режима секретности.

При этом, если говорить о конспирации, справедливо отметить именно организационно-тактический аспект деятельности в качестве специфического признака. Это объясняется тем, что термин «конспирация» подразумевает деятельность органов, которые занимаются ОРД, которая нацелена на выполнение определенных правил, обоснованных практикой приемов, которые, прежде всего, являются составляющими элементами в области техники борьбы, когда противоборствующие стороны стремятся достичь противоположных результатов. Таким образом, главной видовой отличительной чертой конспирации от режима секретности является активность субъекта конспирации, его воли и разума, прежде всего, профессиональной подготовки, которые напрямую влияют на обеспечение конспирации и достижение ее целей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что отличительная особенность режима секретности и конспирации, заключающаяся в том, что все действия, которые нацелены на соблюдение режима секретности строго регламентированы нормативно-правовыми предписаниями, что абсолютно противоречит правилам соблюдения конспирации, которые не возможно нормативно урегулировать в связи с тем, что нельзя учесть все оперативно-тактические ситуации, с которыми сталкивается сотрудник оперативного подразделения. Даже нормативный акт в самом совершенном виде, который разработан на основе передовых и опыта теоретического и эмпирического характера, никоим образом не в состоянии в полной мере и на высоком уровне обеспечить эффективность применения сил, средств и методов ОРД. Это объясняется тем, что ни один такой документ не сможет полностью учесть конкретную оперативную обстановку, в каковой должна быть реализована эта деятельность.