Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является достаточно специфичной с точки зрения средств и способов, используемых для получения той или иной информации, которые в большей степени можно охарактеризовать как негласные. Кроме того эта деятельность связывает мероприятия оперативно-розыскного характера с ограничениями прав и свобод, обеспеченные Конституцией РФ. Наряду с вышеперечисленным в рамках ОРД может быть также использовано содействие частных лиц, в частности на уровне конфиденциальном. Все это по сей день вызывает множество споров, внимания со стороны ученых и специалистов различного уровня в области юриспруденции, философии, политики, представителей защиты прав и обычного населения, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.

Подобный интерес также вызван не только с точки зрения правовой, но и нравственной оценки на пути к познанию всего того тайного, неотъемлемо связанного с оперативно-розыскной деятельностью и его принципами на протяжении всей истории его существования. Данное явление и на современном этапе своего развития признано как необходимое средство борьбы с преступностью, которое отличается своей высокой эффективностью.

Необходимо отметить также, что обеспечение безопасности государства и его граждан подразумевает неразглашение сведений тайного характера и секретов в определенного рода областях человеческой деятельности. Безусловно, сохранение секретной информации актуально и для оперативно-розыскной работы, зачастую сопряженной со сведениями, которые преступные элементы могут использовать в своих целях, если своевременно не предотвратить утечку этих сведений.

Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности отличают ее от всех других видов деятельности и требуют более тщательного анализа, что объясняет выбор темы работы. В рамках исследуемой темы невозможно не отметить особую значимость принципа конспирации, позволяющего наиболее эффективно обеспечивать не только сохранение секретной информации от неограниченного круга лица, но и безопасность лиц, которые сотрудничают с органами, которые занимаются ОРД. Таким образом, применение данного принципа оказывает непосредственное влияние на результативность проводимых мероприятий в рамках исследуемой деятельности.


Однако, как с теоретической, так и с эмпирической точки зрения данная тема требует дальнейшего исследования ввиду несовершенного современного законодательства в исследуемой сфере, категориального аппарата и проблем, связанных с формированием эффективной системы мер конспирации.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении специальных принципов оперативно-розыскной деятельности посредством анализа правовых основ оперативно-розыскной деятельности в России и ее принципов, в целом.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- проанализировать правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России;

- изучить понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;

- рассмотреть нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России;

- дать понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их правовое обоснование;

- провести анализ специальных (отраслевых) принципов оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть принцип сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности как один из специальных принципов ОРД;

- исследовать принцип конспирации оперативно-розыскной деятельности;

- определить, какие виды ответственности предусмотрены в случае несоблюдения режима секретности и правил конспирации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе применения специальных принципов оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования являются специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности.

Методологическая основа исследования включает методы научного познания: логики, статистики, правового сравнения, историко-генетический, конкретно-социологический и системный.

Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и другие законодательные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность в России и ее принципы; законодательство, определяющее правовые основы обеспечения конспирации в исследуемой деятельности и специальных принципов в целом.

Курсовая работа содержит введение, три главы, четыре параграфа, заключение и библиографический список. В первой главе раскрываются правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России посредством определения понятий и оснований осуществления оперативно-розыскной деятельности и ее нормативного регулирования в России. Во второй главе изучено понятие принципов оперативно-розыскной деятельности и их правовое обоснование. В третьей главе исследованы специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности, а именно принцип сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности и принцип конспирации.


ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России

Для того, чтобы исследовать принципы, которые отличают оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД) необходимо первоначально обратиться к изучению правовых основ данной деятельности в России посредством анализа понятий и оснований ее осуществления в РФ.

В соответствии с действующим Федеральным законом оперативно-розыскная деятельность представляет собой одну из форм деятельности правоохранительных органов, на одном ряду со следующими видами – следственная, судебная и т.д. Принято выделять гласное и негласное осуществление ОРД. Эта деятельность строго регламентирована на государственном уровне и действует в направлении раскрытия преступлений скрытого характера (скрываемых). В рамках этой деятельности осуществляется поиск и нахождение особой важной информации, выявляющей те или иные факты и характер преступлений, розыск лиц, скрывающихся от закона.

С точки зрения истории оперативно-розыскная деятельность начала зарождаться давно вместе с присущими ей методами ведения. Однако законотворчески данная дефиниция (ОРД) была сформулирована в сравнительно недавнем прошлом. Если говорить об отечественном праве, то лишь в 58-м году ХХ века в первый раз применено понятие «оперативно-розыскные меры» в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех республик.[1] Подробнее исследуемая деятельность зафиксирована в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах правительства и правоохранительных органов Советского союза. При этом важно отметить, что с позиции законодателя эта деятельность не регулировалась. Фактически сотрудники, осуществляющие эту деятельность, действовали нелегально, хоть и исполняли свои обязанности. В результате, очень часто возникали конфликты с законом, что приводило сотрудников таких подразделений к получению дисциплинарного, а иногда и уголовного наказания. К тому же итоги и выводы, полученные в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий, не применялись в качестве доказательства в процессе следствия и суда.


Безусловно, переход к современному историческому этапу становления РФ был ознаменован новым подходом к анализу ОРД, как с точки зрения права, так и социологии и политики. Возможно это стало благодаря принятию Верховным Советом РСФСР 13.03.1992 г. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Однако уже 12.08.1995 г. введен Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», содержащий в себе множество нововведений, не затронутых в ранее действующем Законе[2].

ОРД является строго регламентированной деятельностью, обеспечивающей защиту интересов государства и граждан, которая осуществляется в законодательно предусмотренном порядке и пределах на основе специфических средств и методов, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия[3]. ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. ОРД является одной из самых эффективных мер по предотвращению деяний, подрывающих основы конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.[4]

Безусловно, для того, чтобы получить информацию, необходимую и достаточную для раскрытия тщательно продуманного преступления и выяснения всех его обстоятельств, целесообразно использовать разведывательно-поисковые методы, отличающие ОРД. Собственно поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.

При этом важно различать гласный характер ОРД от негласного. Если оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) проводятся открыто и их содержание и цели не являются тайной для окружающих, то речь идет о гласной деятельности. Если же ОРМ подразумевают режим строгой секретности и их содержание и цели не разглашаются ни противоположной стороне (тем, против кого направлены), ни субъектам, не участвующим в них, включая даже сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), речь идет о негласной ОРД.

Справедливо отметить особую высокую эффективность негласной ОРД в случае раскрытия преступлений особой сложности и важности. Именно такой подход обеспечивает получение всех необходимых сведений, не допускающих потенциального противодействия от субъектов, совершивших преступление. Гласный и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.


С законотворческой позиции строго регламентирован перечень уполномоченных органов, имеющих право представления от имени государства при проведении. Все они перечислены в ст. 13 данного Федерального закона и подлежат изменению или дополнению лишь законом[5].

В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в:

- органах внутренних дел РФ,

- Федеральной службе безопасности РФ[6],

- федеральных органах государственной охраны РФ[7],

- Федеральной таможенной службе РФ,

- Службе внешней разведки РФ,

- Федеральной службе исполнения наказания РФ,

- Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков,

- внешней разведке Минобороны РФ[8].

В соответствии с УПК РФ, а именно, статьей 89 разрешено применение результатов ОРД как основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.

Данные, полученные в виде информации на основе ОРД, – это не доказательство, они предстают только в качестве сведений об источниках тех фактов, которые возможно будут признаны доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем, конкретнее, исходя из соответствующих норм уголовно процессуального закона.

Под основанием в русском языке понимается причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Согласно вышеуказанному в теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий классифицируют на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы)[9]. Фактические основания подразумевают наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия.[10] При этом к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, которые содержат подобного рода информацию.

С законодательной точки зрения целью является систематизация всех имеющихся законных оснований для проведения ОРМ. Однако поставленная цель не была достигнута. Это связано, прежде всего, с тем, что отдельные основания для проведения ОРМ также указаны в некоторых иных статьях рассматриваемого закона. Важным недочетом комментируемой статьи, который стоит выделить отдельно, справедливо признать отсутствие логики среди оснований проведения ОРМ.[11] В данном случае имеются в виду сведения, являющиеся при этом основаниями для проведения ОРМ согласно п. 2 ч. 1 рассматриваемого закона, которые стали известны органам, занимающимся ОРД[12]. В результате возникает справедливый вопрос о том, как без проведения надлежащих ОРМ такие сведения могут стать известны субъекту ОРД. В этой связи с законодательной позиции требуется корректировка.