Файл: «Заключение договора на торгах».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Независимо от законодательного закрепления тех или иных норм в гражданском законодательстве, следует указать, что на практике активно используются как торги продавца, так и торги покупателя. Данные «торги» выражаются следующим образом.

Торги или аукцион продавца необходимы в том случае, когда продавцов недостаточно, а покупателей, наоборот, слишком много. Сами торги происходят довольно просто. Процедура таких торгов происходит следующим образом. Продавец (заказчик) выставляет свои заявки по минимальной цене и в дальнейшем специальные котировочные бюллетени раздаются потенциальным покупателям. В данном случае, в принципе, уровень стартовой цены не имеет значения, так как окончательная стоимость будет определена уже по результатам торгов. Победителем становится участник, предложивший максимальную цену за определенный товар.

Классическим примером торгов продавца являются торги, проводимые в рамках исполнительного производства. В качестве продавца в выступает организатор торгов (фонд имущества), действующий на основании договора с управлением юстиции, согласно которому фонд по итогам публичных торгов заключает договоры купли-продажи в качестве продавца от своего имени.

Следует отметить, что должник не является стороной в настоящей сделке, и последствия недействительности сделки, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ, в отношении его не могут быть применены.[47]

В настоящее время выполнение государственной функции осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальными органами[48], в связи с преобразованием Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.[49]

Торги покупателя по своей сути происходят в похожей манере, основное различие в том, что покупатель (заинтересованное лицо, участник) ищет продавца (заказчика), который продаст товар по минимальной цене. Здесь, как уже было сказано ранее, типичным примером являются торги, проводимые для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Государство в экономике Российской Федерации является весьма важным, крупным хозяйствующим субъектом и, как следствие, крупнейшим закупщиком товаров, работ и услуг. Объем финансовых средств, направляемых на закупку продукции, работ или услуг для государственных и муниципальных нужд, в последнее время неуклонно увеличивается. На сегодняшний день в этой области правового регулирования действует другой основной акт. Это Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".


Если рынок отличается своей «глубиной и шириной», то простого аукциона будет недостаточно. В этом случае лучший вариант – двойной аукцион. В данном случае в роли конкурентов выступают покупатели и продавцы. Их основное отличие в том, что заявки подаются одновременно. При этом в заявках сразу проставляется желаемый объем и цена. Организаторы, в свою очередь, должны удовлетворить запросы всех клиентов. В качестве примера двойного аукциона можно привести биржевые торги.

Биржа по своей природе является регулярно функционирующей организацией, где осуществляются сделки по купле-продаже. Можно классифицировать биржи на три основополагающие ветви: товарные, фондовые и валютные, хотя в наши дни существуют также и более современные площадки, такие как фьючерсные и опционные.

Деятельность биржи - это специфический вид деятельности, так как биржа не имеет права осуществлять торговую или иную деятельность, если она не связана с присущими исключительно ей определенными функциями. Кроме того биржа не имеет права участвовать в создании организаций, которые не связаны с биржевой торговлей. С 3 марта 2014 года лицензия на осуществление биржевой деятельности выдается Банком России.[50] Банк России ведет реестр лицензий бирж и торговых систем (далее - реестр лицензий). Порядок ведения реестра лицензий и порядок предоставления выписок из него устанавливаются Банком России.

С.В. Сарайкин, характеризуя фондовые биржи, говорит: "Специфика биржи заключается в том, что помимо частноправовых элементов в деятельности биржи наличествуют публично-правовые элементы, к которым можно отнести введение лимитов совершения операций, принудительное закрытие позиций, прекращение и приостановление торгов и т.д. Применение вышеперечисленных мер направлено на экономическую стабилизацию фондового рынка, а следовательно, наделение данными функциями организатора торговли можно рассматривать как реализацию государственной политики, направленной на обеспечение эффективного функционирования рынка ценных бумаг".[51]

Можно сделать вывод, что посредством возложения государством на организаторов торговли ряда обязанностей публично-правового характера реализуются не только сугубо индивидуальные задачи регулирования, но и некоторые цели и задачи государственного рынка ценных бумаг в целом. Главной задачей биржи является - оснащение экономики необходимыми капиталом, валютой, сырьем, и к тому же организация, унификация, упорядочение рынков капитала, валюты и сырья.


"Плюсов" у двойного аукциона достаточно много, а именно:

  • Возможность сбить цены. Наиболее ощутимое преимущество, которое иногда может стать серьезным недостатком. Оно основано на том, что обычный человек по своей сути подвержен влиянию ложной информации, в особенности если она обретает значительные масштабы. Так, например, при предоставлении на аукцион информации касательно запланированного таможенного ограничения на товар, цены на указанный объект быстро поползут вверх, ведь в ближайшее время поставки сократятся. При этом информация вполне может быть обычным слухом или же вовсе откровенной «уткой», что, впрочем, не уменьшает ее эффективность;
  • Гораздо более низкий уровень цен. Преимущество, характерное для любого двустороннего рынка, в котором не принимают участие посредники. В таком случае покупатель получает товар с минимальной накруткой, поэтому на двойном аукционе, при прочих равных условиях, цены ниже чем на аналогичных секторах;
  • Обширная сфера интересов. Двойной аукцион подразумевает не только возможность получить товар по выгодной для обеих сторон цене, но и найти продукцию, которая на рынке встречается редко;
  • Возможность старта для малого бизнеса. Чаще всего участники двойного аукциона – это крупные компании, которые стараются выиграть на огромных заказах. Однако и малый бизнес из этой сферы сможет почерпнуть для себя много полезного.

К минусам можно отнести, в первую очередь, условия для входа. Пороговый уровень капитала, требуемого для того, чтобы принять участие в торгах, чаще всего не отвечает возможностям большинства предприятий, которые заинтересованы в двойном аукционе больше всего. Также, двойной аукцион, и его «старший брат» глобальный рынок– это крайне нестабильные системы, которые могут произвести демпинг цен, или же, наоборот, неоправданное повышение на основании подозрений, слухов и прочих категорий, которые не поддаются анализу и измерению.

В основу классификации торгов могут быть положены различные основания. Торги могут быть разовыми и регулярно действующими (например, организованные торги на бирже), национальными (внутренними) и международными (смешанными). Вполне приемлемой является классификация торгов по сферам общественных отношений, в которых они проводятся. Такие торги можно называть отраслевыми, поскольку в каждой отрасли (сфере) общественных отношений они обладают своей спецификой, а правовое регулирование порядка проведения таких торгов зачастую существенно отличается от положений ГК РФ.


На сегодняшний день российское законодательство (включая и подзаконные нормативные акты) предусматривает весьма и весьма разнообразные виды отраслевых торгов: 1) конкурсы на право заключения концессионных соглашений[52]; 2) публичные торги в ходе исполнительного производства[53]; 3) земельные торги (продажа или аренда земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности)[54]; 4) рекламные торги (установка рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности)[55]; 5) торги по реализации предмета ипотеки; 6) торги по продаже имущества должника в ходе внешнего управления и конкурсного производства[56]; 7) торги на получение лицензии на оказание услуг связи[57]; 8) торги на право заключения государственных и муниципальных контрактов[58]; 9) торги на право пользования участками недр[59]; 10) конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом[60] и пр. Этот перечень можно продолжать и продолжать, потому что применение торгов идет повсеместно, практически во всех сферах экономических отношений.

Таким образом, торги проводятся не только в случае, когда данный порядок заключения договора предусмотрен законом, но и в любых других ситуациях, при которых лицо, преследующее целью заключение договора, решает сделать это с использованием преимуществ конкуренции среди своих потенциальных контрагентов. Большинство крупных компаний сегодня используют торги как преобладающий и наиболее предпочтительный способ заключения договора. Так, единый отраслевой стандарт закупок, предусматривающий, среди прочего, проведение закупки товаров, работ и услуг в форме конкурса, аукциона, запроса предложений и др., действует в государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; положения о порядке и условиях проведения торгов существуют, например, в ОАО "Газпром" и организациях группы компаний ОАО "НК "Роснефть", а также во многих других юридических лицах как с государственным, так и с частным участием.

Подводя итог, следует сказать, что «торги продавца» и «торги покупателя» по своей сути различаются лишь тем, что на торгах продавца, товар (услуга) выставляется изначально по минимально цене и ищет того, кто предложит наилучшую цену (или условия) покупки товара (услуги), а на торгах покупателя, напротив, заказчик ищет того, что предложит минимальную цену (условия). Процесс проведения таких торгов идентичен, главное – цель, а именно цена.


Также, несмотря на отсутствие конкретного нормативного регулирования в Гражданском кодексе торгов покупателя, они, в настоящее время, с каждым днем все больше увеличивают свою актуальность на рынке, ввиду наличия высокой конкурентоспособности среди возможных поставщиков продукции, товаров и услуг. Такие торги дают право выбора лучших условий будущего договора, как для заказчика, так и для поставщика. На настоящий момент принята масса нормативно-правовых актов, регулирующих особенности «торгов покупателя». Тем самым, на основании анализа, проведенного в настоящем параграфе, следует сказать, что путем проведения торгов могут быть заключены практически любые договоры, так как соответствующего ограничения закон не содержит.

§2.Аукцион и конкурс как форма торгов, проблемы их надлежащего разграничения

Формы торгов (в самом широком значении этого слова) или конкурентных процедур по выбору контрагента, предусмотренные законом или принятые на практике, весьма разнообразны. Согласно ст. 447 ГК РФ, торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Стоит обратить внимание, что раньше данная норма была сформулирована более ограничительно и исчерпывающим образом: торгами признавались только аукцион или конкурс.

По общему правилу форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права. Вместе с тем законом может быть установлено иное правило, когда форма торгов определяется иными субъектами, соответственно специальным законодательством.[61] В случаях когда необходимость проведения торгов предусмотрена законом, соответствующий нормативный акт предписывает и конкретную форму их проведения. Такое право на выбор формы торгов может быть делегировано в рамках соответствующего договора о проведении торгов организатору торгов (если заказчик торгов и их организатор являются разными лицами).

Закон о контрактной системе в сфере закупок называет в числе разновидностей конкурентных процедур (можно говорить, торгов) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. В Законе о защите конкуренции используется несколько иной подход. Согласно ст. 17 названного Закона соответствующие процедуры подразделяются на торги (имеются, вероятно, в виду только аукцион и конкурс), запрос котировок цен на товары и запрос предложений. Однако в свете новой редакции комментируемой статьи следует, как представляется, считать запрос котировок и запрос предложений также разновидностями торгов.