Файл: «Заключение договора на торгах».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информирование участников закупки о переторжке осуществляется обычно путем направления им уведомлений. Также решение заказчика о проведении переторжки должно фиксироваться в протоколах, составляемых по итогам рассмотрения и оценки заявок. Обычно в переторжке имеют право участвовать все те, кто был признан закупочной комиссией соответствующим требованиям закупки и чьи заявки не были отклонены. Однако встречаются и ограничения. Например, в положении о закупке ГУП Республики Адыгея "Аптечная база"[79] говорится: в переторжке могут принять участие участники закупки, занявшие в предварительной ранжировке заявок места с первого по третье.

Что касается срока проведения переторжки, иногда согласно положению о закупке, решение о конкретном сроке по определенной закупке принимает закупочная комиссия, а иногда он четко фиксируется в самих положениях о закупке. Так, в положении о закупке федерального казенного предприятия "Саранский механический завод"[80] отмечается, что переторжка может проводиться в течение трех дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе на официальном сайте zakupki.gov.ru и сайте заказчика.

Участник закупки может и не участвовать в переторжке - в этом случае в положении о закупке указывается, что данная заявка (предложение) при переторжке остается действующей с ранее объявленными условиями. В зависимости от того, какие правила установил тот или иной заказчик в своем положении о закупке, переторжка может проводиться в очной (гласной) или заочной (тайной) форме. В частности, обе они предусмотрены положением о закупке ОАО АНК "Башнефть".[81]

В случае использования очной формы заказчик назначает дату, время и место переторжки, на которую приглашаются уполномоченные представители участников закупки. Во время очной переторжки представители участников озвучивают свои новые предложения, соревнуясь друг с другом, - это чем-то напоминает процедуру простого "молоточного" аукциона. Непосредственно сразу после переторжки представитель каждого участника подписывает письменное подтверждение своего итогового предложения.

В случае заочной переторжки участники закупки направляют уведомление о предоставлении заказчику новых предложений с указанием срока их предоставления, при этом назначаются дата, время и место оглашения новых предложений. Обычно участникам закупки дается право присутствовать при данной процедуре, однако здесь могут быть и ограничения. В положении о закупке может быть определено, что при конкретном способе закупки и должна использоваться та или иная конкретная форма переторжки.


Также может применяться очно-заочная форма переторжки. Ее суть заключается в том, что при проведении очной переторжки участнику закупки дается право не направлять на эту процедуру уполномоченного представителя, а просто подать заказчику свое новое предложение. Отметим, что иногда в положениях о закупке очно-заочная форма переторжки отдельно не выделяется, но фактически предусматривается в рамках очной формы.

Обычно рассматриваемая процедура проводится только один раз. В упомянутом выше положении о закупке ОАО АНК "Башнефть" об этом говорится прямо. Но бывают и другие случаи. Так, в Положении о закупке ГК "Агентство по страхованию вкладов" указывается, что переторжка может проводиться неоднократно, но не более пяти раз, причем информация о количестве возможных переторжек должна содержаться в документации о закупке.

Если до участия в закупке допущен только один претендент, переторжка как таковая не может проводиться. Вместе с тем некоторые заказчики допускают возможность "дополнительного торга" и с единственным участником. В частности, в Положении о закупке ГК "Агентство по страхованию вкладов" говорится: если закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что допущен только один участник и заявка им не отозвана, переторжка не проводится, однако заказчик вправе направить этому единственному участнику закупки предложение изменить в сторону уменьшения цену договора (цену единицы продукции) и (или) скорректировать иные предложенные таким участником условия, на основании которых производятся оценка и сопоставление заявок участников соответствующей закупки.

Проведя исследование поставленного вопроса, были выявлены некоторые проблемы законодательного регулирования видов торгов. Так, «публичные торги» в тексте Гражданского кодекса и по общему смыслу законодательства понимаются двойственно. С одной стороны, публичность - признак торгов, независимо от сферы, в которой они проводятся, то есть рассчитаны на неопределенный круг лиц. С другой стороны в ст. 449.1 Гражданского кодекса под «публичными торгами» понимаются лишь торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства. На наш взгляд, нельзя выделять отдельную сферу отношений за счет применения, по сути, общей для всех сфер терминологии. Так, само выделение отдельной сферы, в которой проводятся торги, не соответствует концепции общей части ГК РФ, в которой должны содержаться лишь общие положения об их проведении, применимые к различным сферам общественных отношений. В этой связи порядок проведения торгов в обозначенной сфере, отражающий отдельные ее особенности, целесообразно было бы закрепить в специальном акте.


Также, рассмотренные в настоящем параграфе торги с избирательным подходом к определению круга их возможных участников (с ограниченным кругом участников), все же следует отнести к специализированным, ввиду невозможности их полноправного отнесения к торгам закрытым. Так, если проводятся торги, в которых любой претендент должен соответствовать ряду специальных требований, то в таком случае имеет место быть специальный характер таких торгов, то есть такие торги есть смысл регламентировать в законодательстве как специализированные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный детальный анализ теоретических основ и практических аспектов проведения торгов с целью заключения договора позволяет комплексно подойти к рассмотрению вопросов повышения эффективности конкурентных процедур закупок для удовлетворения нужд различных субъектов экономических отношений, обеспечить потребностям субъектов адекватное качество поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Результаты курсовой работы заключаются в следующем.

Для лучшего уяснения сущности торгов нами рассмотрена категория «закупка», а также проведено сравнение указанного понятия с иными схожими категориями, такими как заказ, размещение заказа, определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Под закупкой следует понимать юридическую процедуру обеспечения потребностей в товарах, работах, услугах, включающую в себя определение контрагента и условий договора, заключение договора и исполнение обязательств сторонами контракта. Такими признаками закупка определяется в позитивном праве – в законодательстве о контрактной системе. Заключение договора является лишь необязательным элементом закупки.

Вместе с тем, существуют случаи, когда, например, определенный по результатам закупки в различных формах контрагент уклоняется от подписания договора, но вместе с тем, действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) завершены, а контрагент установлен. В этих случаях закупка представляет собой иное явление - процедуру определения контрагента в результате проведения конкурентных процедур.

Определено, что заказ – это конкретизированная потребность заказчика в определенных товарах, работах или услугах, которая формируется в установленном порядке в результате прогнозирования и планирования и удовлетворяется посредством заключения контракта.

При этом не все государственные (муниципальные) нужды формируются в заказ и обеспечиваются за счет выделенных бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Поэтому по своему содержанию понятие «государственные (муниципальные) нужды» шире, чем «заказ», который является обобщенным и сформированным выражением государственных (муниципальных) нужд. Поэтому можно говорить, что закупка (определение контрагента, заключение и исполнение контракта) осуществляется на основании заказа.


Также, проанализировав категории «закупка» и «заключение договора», определено, что понятие «закупка» шире по содержанию, чем категория «заключение договора», и включает в себя целый ряд действий контрагентов, направленных на достижение соглашения по всем существенным условиям договора, а также действия по исполнению сторонами своих обязательств.

При этом, поскольку понятие «закупка» имеет отношение, прежде всего, к размещению заказа, а, следовательно, и к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то под способом закупки следует понимать регламентированный законом или иными правовыми актами вид процедуры, предписанный к обязательному выполнению заказчиком при осуществлении закупки и направленный на определение участника закупки, предложившего лучшие условия договора в соответствии с заранее установленными заказчиком требованиями к товару, работе или услуге, в результате которых происходит удовлетворение потребности заказчика в определенных товарах, работах или услугах путем заключения и исполнения договора.

Правовое регулирование заключения договора на торгах осуществляется, главным образом, на основании нормативных правовых актов: Гражданского кодекса РФ, определяющего общие понятия и устанавливающего разграничение между формами торгов; Закона № 44-ФЗ, рассматриваемого как базисного для регулирования рассматриваемых отношений; Закона № 223-ФЗ, устанавливающего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Причем Закон № 223-ФЗ лишь в общем виде определяет процедуру закупок, оставляя место для индивидуального регулирования с учетом особенностей отдельных категорий юридических лиц.

Также были рассмотрены вопросы соотношения аукциона и конкурса, с одной стороны, и запроса котировок и запроса предложений, с другой. В Законе № 44-ФЗ аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений объединены в одну группу – конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в то время как в Законе № 94-ФЗ они находились в разных группах: закупки осуществлялись путем проведения торгов (конкурс, аукцион) и без проведения торгов (запрос котировок, по аналогии сюда следует отнести и запрос предложений).

Определено, что понятие аукциона можно считать видовым по отношению к конкурсу: аукцион – это упрощенный по критериям (единственный критерий определения контрагента – цена) конкурс.

На основе проведенного анализа были выявлены сходства и различия аукциона и запроса котировок, конкурса и запроса предложений, по результатам которых сделан вывод о том, что запрос котировок следует считать упрощенной формой аукциона, а запрос предложений – упрощенной формой конкурса.


Учитывая положения пункта 4 статьи 447 ГК РФ, согласно которым торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом, определено, что запрос котировок и запрос предложений, наряду с аукционом и конкурсом, являются формами торгов. Следовательно, к запросу котировок и запросу предложений применяются нормы ГК РФ о торгах в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.

Торги по отношению к заключаемому по их результатам договору рассматриваются как этап преддоговорных отношений, включающие в себя последовательный ряд юридически значимых действий: опубликование извещения о проведении торгов (аукциона или конкурса), подача заявок участниками закупки, рассмотрение и оценка поступивших заявок, определение победителя закупки и составление итогового протокола (об объявлении победителя или о признании торгов несостоявшимися).

Основываясь на определении понятия «юридическая процедура», торги можно назвать специальной юридической процедурой, предшествующей заключению договора.

Поскольку торги отражают именно процедурный аспект действий, предшествующих заключению договора, обосновано, что торги являются сложным юридическим составом, опосредующим заключение договора.

Все существенные и необходимые для заказчика условия договора определяются на стадии организации и проведения торгов, при этом установление данных условий является прерогативой заказчика. Так, договор заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона (извещением о проведении конкурса и документацией) и заявкой на участие в аукционе (окончательным предложением победителя конкурса).

На основании анализа процедуры проведения торгов, а также заключения по их результатам договора выявлены основные сходства и отличия между аукционом и конкурсом. Отличия между аукционом и конкурсом наблюдаются, главным образом, на стадиях опубликования извещения о проведении запроса котировок и запроса предложений и подачи заявок участниками на участие в них, а также на стадии рассмотрения и оценки заявок. К заключению договора по результатам проведенных аукциона и конкурса, а также оспариванию запроса котировок и запроса предложений Законом № 44-ФЗ, в основном, предусмотрены единые требования.

Задачами по совершенствованию регулирования в этой сфере должны быть выработка единых подходов и унификация законодательства. Учитывая предназначение торгов как важного фактора развития конкуренции, основные базовые принципы, применимые к торгам во всех сферах и на всех товарных рынках, где торги являются обязательными, должны быть сформулированы в Законе о защите конкуренции, отраслевое же законодательство должно быть унифицировано под эти антимонопольные требования.