Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Психофизиологический портрет в психофизиологическом исследовании).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Мне в свое время пришлось много работать в сфере отбора персонала, участвовать в кадровых перестановках тех, или иных компаний, поэтому о психофизиологическом исследовании я знаю, что называется – из первых рук.
В наше время, когда поток кадров очень высок, весьма сложно сделать правильный выбор. Разумеется, есть некая система отбора персонала как собеседование, рекомендация, резюме, но никто не застрахован от внесения субъективной оценки, от настроения и даже от интеллектуальных способностей принимающего решение.
Всегда не хватало какого-то инструмента, объективного инструмента, который поможет выстроить работу компании, подбор и ротацию кадров, а также, возможно и спрогнозирует внутреннюю работу целого бизнеса.
В конце концов, это все очень интересно.
Глава 1. Модель ресурсов человека и их востребованность экономической системой, а так же их оценка при помощи психофизиологического исследования.
Как пишет в своем научном труде «Атлас интерпретационных схем к оценке оптанта психодиагностическим методам» Бескровный Г. Г. – что, работодатель в поисках эффективной рабочей силы традиционно исходит из формальных характеристик претендента – образовательный ценз, опыт кандидата, его профессиональное мастерство, однако подобная практика недостаточно эффективна. Во-первых, при включении работника в организационную среду его деятельность не всегда приводит к ожидаемому результату, а инвестиции – к адекватной отдаче. Во-вторых, сравнение профессионального маршрута опытного работника и молодого специалиста, очевидно буде не в пользу последнего, тем не менее прогнозировать успешность на основе одного только пакета документов было бы некорректно.
Структурированные интервью не всегда позволяют получить объективную информацию, достаточную для прогнозирования успешности работника, так как часть сведений не раскрывается работодателю, часть искажается, а часть скрыта даже от самого кандидата, не не осознается им. При этом далеко не каждый руководитель способен осознать этот дефицит информации, а значит, не в состоянии принять эффективное кадровое решение.
Сложившаяся на рынке труда практика сводится к компромиссу между производимым кандидатом и его профессиональным маршрутом (резюме), что дает возможность для целенаправленного конъюнктурного подбора персоналий в соответствии с субъективными представлениями и потребностями лица, принимающего решение. В результате возрастет вероятность кадровой ошибки и создается – непотизма – делегирование работникам привилегий и полномочий в обмен на личную преданность, послушание и защиту интересов всей иерархической цепочки.
Предлагаемая ниже модель ресурсов человека, рассматривающая его как носителя вполне определенных ресурсов (формат человека), в том числе и востребованных экономической системой (формат работника), имеет в основе теорию ведущих тенденций Л. Н. Собчик, согласно которой преобладающему мотиву, эмоциональному паттерну и когнитивному стилю индивида соответствуют его наклонности, индивидуально-личностные свойства и тип межличностного поведения.
Исходя из возможностей психодиагностических методик и психофизиологический исследований, ресурсы человека можно разделить на структурированные и неструктурируемые:
Структурируемы ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, позволяющие оценить степень соответствия кандидата предполагаемым функциям работника и спрогнозировать зону его ближайшего развития.
-конституциональный ресурс (тип биологической организации);
- адаптационный ресурс (жизнестойкость);
- ресурс общих способностей (интеллектуальная продуктивность);
- ресурс социализации (баланс ценностей, набор правил и норм);
- потребностно-мотивационный ресурс;
- ресурс организационно взаимодействия;
- ресурс компетентности;
Ниже будут приведены способы выявлении и оценки тех или иных ресурсов человека, при помощи психодиагностики и психофзиологического исследования, такие как:
- Тесты на интеллект, оценка когнетивных способностей человека, сложности и польза работы с ними;
- Личностные тесты психодиагностики, такие как MMPI.
- Технические возможности при оценке психофизиологическом исследовании (полиграф). А так же приборы на замер скорости реакции, замера артериального давлении до стресса/погруженя оптанта в работу и после, с последующим выводом о стрессоустойчивости.
- Способ донести до работодателя результаты исследования (психологический портрет оптанта).
Глава 2. Тестовые методики исследования личности типа MMPI (СМИЛ)
Как писала Л. Н. Собчик: - Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать "тяжелой артиллерией" психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это - около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы - американские психологи И.Маккинли и С.Хатэуэй. Это - квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.
Тест MMPI является одним из основных ключей в психофизиологическом исследовании как отдельных сотрудников, так и снятия среза информации о компании/структурном подразделении в целом.
В шкалах интерпретации MMPI можно найти характеристики как психологических, поведенческих, так и психофизиологических показателей. Например: Шкала алкоголизации, шкала социальной ответственности, шкала ипохондрии или шкала клинического поражения головного мозга человека очень хорошо отображают картину психофизиологии оптантов, помогает сделать необходимые исселодования и результативные выводы. А если срез делается по всей компании или топ-менеджмента, то здесь можно определить перспективу развития компаии так и судьбу бизнеса в целом. Что показывает полезность и благоприятность таких исследований. Разумеется, подобные эксперименты должны проводиться исключительно профессионалами своего дела.
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) – опросник, созданный в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли (Starke R. Hathaway, John Charnley McKinley) в Университете Миннесоты, и предназначенный для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI является наиболее изученной и одной из самых популярных психодиагностических методик, нашедшей широкое применение в клинической практике.
В основу методики было положено количественное сопоставление ответов представителей нормативной группы с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Хотя такие названия и были даны основным клиническим шкалам MMPI, их буквальной интерпретации следует избегать; например, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на её наличие.
Несмотря на то, что методика MMPI построена по принципу опросника, оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. Поэтому можно сказать, что методика занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. Кроме того, методика MMPI является наиболее защищенной от попыток опрашиваемых сознательно исказить результаты, представить себя в ином виде.
Известно несколько русскоязычных адаптаций MMPI:
- Методика многостороннего исследования личности ММИЛ (Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, 1976)
- Стандартизированный клинический личностный опросник СКЛО (НИПНИ им. Бехтерева)
- Сокращенный тест Мини-Мульт / СМОЛ (В. П. Зайцев, 1981)
- Стандартизированный метод исследования личности СМИЛ (Л. Н. Собчик, 1971)
- Сокращенный тест Мини-СМИЛ (Л. Н. Собчик)
В 1980-е годы опросник был значительно переработан и опубликован в 1989 году под названием MMPI-2 (авторы – Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер). В новой редакции добавлено 15 базисных шкал и три новые контрольные шкалы.
Также был разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A.
Сведения о русскоязычной адаптации MMPI-2 отсутствуют.
Данные работы проводятся как в силовых структурах, так и в крупных коммерческих организациях, для дальнейшего принятия решения, чаще всего резюме имеет форму рекомендательного или нерекомендательного характера. Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений. Ключи (см. Приложение) с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех форм опросника кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профиле и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями. Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать возможности для длительных раздумий - важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться лишь в отношении отдельных слов. Смысл утверждения толковать не следует, так как каждый должен понимать их по-своему. Нужно лишь дать понять, что отрицание или согласие с утверждением не могут расцениваться ни как положительный, ни как отрицательный момент в оценке их личностных качеств. Человек не должен испытывать опасений, что обследование каким-то образом может навредить ему. Поэтому нужно подчеркнуть, что данное обследование необходимо для более дифференцированного (индивидуализированного) подхода в учебном процессе или в профессиональной деятельности, а также для выбора наиболее эффективного медикаментозного лечения или психотерапевтического воздействия и пр. Стоит подчеркнуть, что исследование направлено не на выявление социальных аспектов поведения человека, а больше касается его темперамента, свойств нервной системы. В некоторых обстоятельствах следует сказать, что данное обследование принято проводить всем, таков порядок. Высказывания о том, что вопросы повторяются, что многие из них - глупые, нередко связаны с защитными тенденциями, с нежеланием откровенничать с чужими людьми. С одной стороны, такая реакция может быть результатом императивного поведения психолога, отсутствием необходимой предварительной работы с обследуемым контингентом. С другой стороны, здесь возможен такой комментарий: «Да, это так и должно быть! Повторы предусмотрены, чтобы проверить Вашу внимательность и избежать небрежности в заполнении регистрационного листа». Анализ полученных результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой, к патологической заостренности психологического фактора, представляющего собой ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, что значительно затруднит стремление "улучшить" или "ухудшить" результаты обследования. На первый взгляд, методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину "Я" обследуемого лица. Реально же, благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждений, в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных, даже при наличии тенденций, частично влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает близкую к истинной картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) коридора нормативного разброса. Такие данные, как уже говорилось, не обязательно свидетельствуют о патологии. Сложная жизненная ситуация, травмирующие психику события, физическое недомогание - все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Сами оптанты испытывают стресс при прохождении любых тестов, поэтому, пишет Собчик - Обследуемый человек может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования. Иногда такое собеседование несет в себе психотерапевтическое или рекомендательное содержание. Если это происходит, то психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если это правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство как правило несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому, всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным: следует обратить внимание на те рекомендации по коррекционному подходу, которые приводятся дальше в зависимости от особенностей профиля. Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. В работе социологов на основании данных СМИЛ, полученных в результате анализа усредненных результатов групповых, популяционных и других масштабных исследований, возможности методики позволяют с высокой надежностью прогнозировать пути, по которым может реализоваться эмоциональная напряженность людских масс разных этнических групп и целых регионов страны, а также дает представление о национальных особенностях. А это - проблема уже не отдельных судеб, а судьбы народа или государства. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемойменеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования. Психологи и врачи, занятые вопросами суицидологии, психотерапии, алкоголизма, психосоматики, судебной психолого-психиатрической экспертизы и дифференциальной диагностики используют тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для констатации психиатрического диагноза, хотя, в конечном итоге именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагноза. Грустно это признать, новрачи обычно ждут от психолога подтверждения той или иной диагностической гипотезы, в то время какпсиходиагностики призвана помочь в реализации гуманистического направления в психиатрии. Клиент-центрированная или личностно-ориентированная психотерапия в структуре лечебных мер важна не меньше, чем психотропные средства и транквилизаторы. |
Глава 3. Психофизиологический портрет в психофизиологическом исследовании
Для доступного донесения результатов исследования прибегают к написанию психофизиологичского портрета, куда входят результаты когнитивных способностей оптантов - сотрудников (таких как: память, внимание, кратковременная память, структура интеллекта и его уровень), физиологические показатели: пульс, скорость реакции, артериальное давлении до прохождения теста на интеллект и после, из чего делают выводы еще и по стрессоустойчивости. Так же, в потрет прописывают личностные качества. Весьма полезно будет указать тот факт, что чтение портрета личности так же требует психологическую подготовку и владение терминами, что очень часто затрудняет работу рядовых топ-менеджеров в принятии решения о принятии на работу сотрудника, или же его увольнение.
Полиграф и его роль в психофизиологическом исследовании:
Для начала, необходимо дать соответствующие определения.
Полиграф – техническое устройство, позволяющее выявлять и фиксировать динамику психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на предъявляемые стимулы за счет перевода физиологических показателей активности дыхательной, сердечнососудистой системы, электрической активности кожи и других в электрические сигналы, отображаемые в виде графиков, в совокупности образующих полиграмму.
Психофизиологическое исследование с применением полиграфа (далее – ПФИ) – процедура применения специальных знаний, сопряженная с использованием технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, не причиняющих вреда окружающей среде, обеспечивающая осуществление анализа (оценки) динамики психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы и изображения (далее – стимулы) в целях проверки достоверности информации, сообщенной обследуемым лицом.
По неофициальным данным, в России проводится до 45 тысяч полиграфических исследований в год. И результаты их довольно результативны. Сделать вывод об эффективности этого метода можно и по опыту других стран, в частности, США: достоверность сведений, полученных таким образом, составляет 90,96%. По данным председателя центрального совета Ассоциации полиграфологов Москвы Леонида Алексеева, если раньше тесты заказывали в основном правоохранительные органы и силовые структуры, то с начала 2009 года более 25 процентов обращений исходило от простых работодателей. Раньше же на их долю приходилось не более 10 процентов заявок. Что нисколько не удивительно, т.к. по статистике 90% экономического ущерба коммерческой организации наносят не конкуренты или преступники, а работники. Современный компьютерный полиграф представляет собой переносной персональный компьютер с сенсорным блоком и датчиками съема информации.