Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Психофизиологический портрет в психофизиологическом исследовании).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Тесты специальных способностей
Специальные способности определяются по отношению к отдельным областям деятельности (музыкальные, математические, организаторские и пр.). Показатели по тестам корректнее рассматривать как «диспозиции», т.е. признак, свойство, предопределяющее успех в конкретной профессиональной деятельности.
Тесты моторных способностей направлены на измерение точности и скорости движений. Примером является тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами, тесты ловкости пальцев.
Тесты технических способностей (механических способностей) включают в себя задания как на техническое мышление, пространственное мышление, так и на моторную ловкость. Примеры: Тест технического понимания Беннетта.
Тесты канцелярских способностей выявляют скорость и точность восприятия, аккуратность, информированность, грамотность, речевое развитие. Наиболее известен в этой группе Миннесотский конторский тест.
Тесты художественных способностей представляют собой довольно разнообразную группу, включающую в себя тесты на эстетическое понимание (Тест суждений об искусстве Майера) и тесты на навыки мастерства (тест художественных способностей Дж.Хорна).
Наиболее известные тесты музыкальных способностей – тест меры музыкальной одаренности К.Сишора, стандартизованные тесты музыкального интеллекта Г.Винга.
К отечественным тестам специальных способностей относят: Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С.Якиманской, тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (И.С.Якиманская, В.Г.Зархин, О.С.Зяблова, А.Ю.Лебедев), Тест Естественнонаучного Мышления (ТЕМ-8) Г.А.Берулава.
Тесты достижений
Тесты успешности, тесты успеваемости являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной и профессиональной подготовки. В отличие от тестов способностей, измеряющих результат совокупного влияния разнообразного опыта повседневной жизни (научения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях), тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизованных последовательностей опыта (результат научения в относительно контролируемых условиях).
Тесты достижений являются частью программ обучения, в том числе, коррекционных. С их помощью выявляют недостатки прошлого обучения, индивидуализируют обучение, задают направление и мотивируют учащихся, дифференцируют их по уровню продвижения в материале. Тесты достижений позволяют осуществлять оценку качества преподавания, постановку образовательных целей, критический пересмотр содержания и методов обучения.
В тестах достижений выделяют 2 типа заданий:
1. Оценка осуществляется на основе выполнения учебных заданий. При этом используются задачи как с составлением ответа (свободным ответом), так и задачи с выбором ответа (объективные).
2. Портфельная оценка, которая осуществляется на основе анализа архивов реальных работ учащихся.
Первые тесты достижений появились в конце IXX века. В 1894 году Дж.М.Райс предложил таблицы для проверки знаний орфографии; в 1897 году Г.Эббингаузом разработаны тексты с пропусками для контроля понимания материала учебных дисциплин. В настоящее время в США тесты достижений являются универсальным средством проверки знаний. Программа «Государственной оценки образовательного прогресса» получила название табеля успеваемости нации.
Заключение
В свете всего вышеизложенного, психофизиологические исследования имеют широкий спектр возможности на предприятии, другое дело, имеет ли это ценность для работодателей. Все упирается в приверженность тех или иных топ-менеджеров или создателя бизнеса. Так например, в свое время подразделение одной из силовых структур прекратило делать личностное тестирование, и перешло лишь на психофизиологическое исследование полигрфом. В связи с этим, в одном из регионов страны, полиграф стал что-то вроде монополией только для силовых структур.
Что касается коммерческого сегмента рынка, то в последние лет 10 прибегание к различным формам психофизиологического исследования только возрастает. Собственники бизнеса понимают, как они могут рисковать при подборе «неквалифицированных кадров», понимают всю зону риска и наемные топ-менеджеры. Для них это своего рода снятие ответственности за принятие сложных решений в управлении компании и кадровой ротации сотрудников.
На сегодняшний день существуют разные формы и методы психофизиологических исследований, основные были мной указаны более подробно.
К сожалению, например в структуры МВД, используют более упрощенные формы, исследований. Так как людям выдают оружие, мне кажется, что стоит уделить этому вопросу более доскональное внимание. Поэтому , мое мнение следующее: - для объективной оценки психофизиологических процессов того или иного сотрудника, необходимо применение психодиагностики и многоуровневые исследования.
Список литературы:
- Бескровный Г. Г. «Атлас интерпретационных схем к оценке оптанта психодиагностическими методами». Поваренная книга для изысканных гурманов – продвинутых предпринимателей и психологов. Научное издание. Хабаровск, 2014 г
- Л. Н. Собчик «СМИЛ (MMPI) Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» - СПб.: Речь, 2006.
- Статья из Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» Рубрика Технологии эффективности. «Роль полиграфа в обеспечении безопасности компании». Сентябрь 2011
- Статья В. Д. Дружинин «Когнитивная психология».
10 . Приложения
Применения полиграфа в психофизиологическом исследовании:
Средненормативные данные по основным шкалам СМИЛ
№ |
Названия шкал |
Мужчины n=580 |
Женщины n=280 |
|||
M |
δ |
M |
δ |
|||
L |
Ложь |
4.2 |
2.9 |
4.2 |
2.9 |
|
F |
Достоверность |
2,76 |
4.67 |
2.76 |
4.67 |
|
К |
Коррекция |
12.1 |
5,4 |
12.1 |
5,4 |
|
1 |
Сверхконтроль |
11.1 |
3,9 |
12,9 |
4,83 |
|
2 |
Пессимистичность |
16,6 |
4,11 |
18,9 |
5.0 |
|
3 |
Эмоц. лабильность |
16.46 |
5.4 |
18,66 |
5,38 |
|
4 |
Импульсивность |
18,68 |
4.11 |
18.68 |
4.11 |
|
5 |
Женственность |
20.46 |
5.0 |
36,7 |
4.67 |
|
6 |
Ригидность |
7,9 |
3.4 |
7,9 |
3.4 |
|
7 |
Тревожность |
23.06 |
5.0 |
25.07 |
6.1 |
|
8 |
Индивидуалистичность |
21,96 |
5.0 |
22.73 |
6,36 |
|
9 |
Оптимистичность |
17.0 |
4.06 |
17.0 |
4.06 |
|
0 |
Интроверсия |
25,0 |
10.0 |
25.0 |
10.0 |
Пример психофизиологического портрета личности
Позитивные качества:
- Хороший биологический тип, психофизиологическая форма, энергетический потенциал и работоспособность хорошие. Темпо-ритм работы ровный. Однако при монотонности деятельности снижается уровень работоспособности, стрессоустойчивости и энергии до среднего, невысокого.
- Ответственна, добросовестна, инициативна, общительна, с проявлением альтруизма. Податлива влиянию (конформность). Проявляет осторожность, оптимистична. Гипертимность (радостный, оптимистический настрой при выраженной эмоциональной неустойчивости).
Недостаточно позитивные качества:
- Склад характера препятствует реализации интеллектуального потенциала (уровень интеллекта не установлен).
- Самооценка снижена, при этом к другим относится так же невысоко, неуверенна в себе. Тип реагирования на стресс гипостеничный (недостаточная активность). Наблюдаются черты цинизма, предубежденности (категоричная убежденность), фундаментализма (опора на определенные догмы). Агрессивность (биологическая). Недостаток критичности (неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями).
- Считает, что в существующих условиях трудно достигнуть целей, к которым стремиться. Переживает это состояние как изматывающее и мучительное. Испытывает нужду в беспроблемных и бесконфликтных условиях, которые принесли бы с собой дающее отдых, расслабление и полное наслаждение.
Примечание : Выводы о степени лояльности оптанта сделать не предоставляется возможным, требуется прохождение полного тестирования