Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Психофизиологический портрет в психофизиологическом исследовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тесты специальных способностей

Специальные способности определяются по отношению к отдельным областям деятельности (музыкальные, математические, организаторские и пр.). Показатели по тестам корректнее рассматривать как «диспозиции», т.е. признак, свойство, предопределяющее успех в конкретной профессиональной деятельности.

Тесты моторных способностей направлены на измерение точности и скорости движений. Примером является тест Кроуфорда на манипулирование небольшими предметами, тесты ловкости пальцев.

Тесты технических способностей (механических способностей) включают в себя задания как на техническое мышление, пространственное мышление, так и на моторную ловкость. Примеры: Тест технического понимания Беннетта.

Тесты канцелярских способностей выявляют скорость и точность восприятия, аккуратность, информированность, грамотность, речевое развитие. Наиболее известен в этой группе Миннесотский конторский тест.

Тесты художественных способностей представляют собой довольно разнообразную группу, включающую в себя тесты на эстетическое понимание (Тест суждений об искусстве Майера) и тесты на навыки мастерства (тест художественных способностей Дж.Хорна).

Наиболее известные тесты музыкальных способностей – тест меры музыкальной одаренности К.Сишора, стандартизованные тесты музыкального интеллекта Г.Винга.

К отечественным тестам специальных способностей относят: Тест пространственного мышления (ТПМ) И.С.Якиманской, тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (И.С.Якиманская, В.Г.Зархин, О.С.Зяблова, А.Ю.Лебедев), Тест Естественнонаучного Мышления (ТЕМ-8) Г.А.Берулава.

Тесты достижений

Тесты успешности, тесты успеваемости являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной и профессиональной подготовки. В отличие от тестов способностей, измеряющих результат совокупного влияния разнообразного опыта повседневной жизни (научения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях), тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизованных последовательностей опыта (результат научения в относительно контролируемых условиях).

Тесты достижений являются частью программ обучения, в том числе, коррекционных. С их помощью выявляют недостатки прошлого обучения, индивидуализируют обучение, задают направление и мотивируют учащихся, дифференцируют их по уровню продвижения в материале. Тесты достижений позволяют осуществлять оценку качества преподавания, постановку образовательных целей, критический пересмотр содержания и методов обучения.


В тестах достижений выделяют 2 типа заданий:

1. Оценка осуществляется на основе выполнения учебных заданий. При этом используются задачи как с составлением ответа (свободным ответом), так и задачи с выбором ответа (объективные).

2. Портфельная оценка, которая осуществляется на основе анализа архивов реальных работ учащихся.

Первые тесты достижений появились в конце IXX века. В 1894 году Дж.М.Райс предложил таблицы для проверки знаний орфографии; в 1897 году Г.Эббингаузом разработаны тексты с пропусками для контроля понимания материала учебных дисциплин. В настоящее время в США тесты достижений являются универсальным средством проверки знаний. Программа «Государственной оценки образовательного прогресса» получила название табеля успеваемости нации.

Заключение

В свете всего вышеизложенного, психофизиологические исследования имеют широкий спектр возможности на предприятии, другое дело, имеет ли это ценность для работодателей. Все упирается в приверженность тех или иных топ-менеджеров или создателя бизнеса. Так например, в свое время подразделение одной из силовых структур прекратило делать личностное тестирование, и перешло лишь на психофизиологическое исследование полигрфом. В связи с этим, в одном из регионов страны, полиграф стал что-то вроде монополией только для силовых структур.

Что касается коммерческого сегмента рынка, то в последние лет 10 прибегание к различным формам психофизиологического исследования только возрастает. Собственники бизнеса понимают, как они могут рисковать при подборе «неквалифицированных кадров», понимают всю зону риска и наемные топ-менеджеры. Для них это своего рода снятие ответственности за принятие сложных решений в управлении компании и кадровой ротации сотрудников.

На сегодняшний день существуют разные формы и методы психофизиологических исследований, основные были мной указаны более подробно.

К сожалению, например в структуры МВД, используют более упрощенные формы, исследований. Так как людям выдают оружие, мне кажется, что стоит уделить этому вопросу более доскональное внимание. Поэтому , мое мнение следующее: - для объективной оценки психофизиологических процессов того или иного сотрудника, необходимо применение психодиагностики и многоуровневые исследования.

Список литературы:

  • Бескровный Г. Г. «Атлас интерпретационных схем к оценке оптанта психодиагностическими методами». Поваренная книга для изысканных гурманов – продвинутых предпринимателей и психологов. Научное издание. Хабаровск, 2014 г
  • Л. Н. Собчик «СМИЛ (MMPI) Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» - СПб.: Речь, 2006.
  • Статья из Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» Рубрика Технологии эффективности. «Роль полиграфа в обеспечении безопасности компании». Сентябрь 2011
  • Статья В. Д. Дружинин «Когнитивная психология».


 

10 . Приложения

Применения полиграфа в психофизиологическом исследовании:

Средненормативные данные по основным шкалам СМИЛ

Названия шкал

Мужчины n=580

Женщины n=280

M

δ

M

δ

L

Ложь

4.2

2.9

4.2

2.9

F

Достоверность

2,76

4.67

2.76

4.67

К

Коррекция

12.1

5,4

12.1

5,4

1

Сверхконтроль

11.1

3,9

12,9

4,83

2

Пессимистичность

16,6

4,11

18,9

5.0

3

Эмоц. лабильность

16.46

5.4

18,66

5,38

4

Импульсивность

18,68

4.11

18.68

4.11

5

Женственность

20.46

5.0

36,7

4.67

6

Ригидность

7,9

3.4

7,9

3.4

7

Тревожность

23.06

5.0

25.07

6.1

8

Индивидуалистичность

21,96

5.0

22.73

6,36

9

Оптимистичность

17.0

4.06

17.0

4.06

0

Интроверсия

25,0

10.0

25.0

10.0

Пример психофизиологического портрета личности

Позитивные качества:

  • Хороший биологический тип, психофизиологическая форма, энергетический потенциал и работоспособность хорошие. Темпо-ритм работы ровный. Однако при монотонности деятельности снижается уровень работоспособности, стрессоустойчивости и энергии до среднего, невысокого.
  • Ответственна, добросовестна, инициативна, общительна, с проявлением альтруизма. Податлива влиянию (конформность). Проявляет осторожность, оптимистична. Гипертимность (радостный, оптимистический настрой при выраженной эмоциональной неустойчивости).

Недостаточно позитивные качества:

  • Склад характера препятствует реализации интеллектуального потенциала (уровень интеллекта не установлен).
  • Самооценка снижена, при этом к другим относится так же невысоко, неуверенна в себе. Тип реагирования на стресс гипостеничный (недостаточная активность). Наблюдаются черты цинизма, предубежденности (категоричная убежденность), фундаментализма (опора на определенные догмы). Агрессивность (биологическая). Недостаток критичности (неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями).
  • Считает, что в существующих условиях трудно достигнуть целей, к которым стремиться. Переживает это состояние как изматывающее и мучительное. Испытывает нужду в беспроблемных и бесконфликтных условиях, которые принесли бы с собой дающее отдых, расслабление и полное наслаждение.

Примечание : Выводы о степени лояльности оптанта сделать не предоставляется возможным, требуется прохождение полного тестирования